Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу
При разговоре о передвижных проектах в России первым делом, конечно, вспоминается живопись XIX века и история художников-реалистов. С тех пор к формату присмотрелись многие «представители креативных индустрий» и начали экспериментировать с ним в самых разных сферах — от искусства и музыки до высокой моды и даже спорта. Рассказываем, как устроены «проекты на колесах», которые уже вошли в историю, и за какими из них стоит следить прямо сейчас.
Легендарное передвижничество началось с того, что в 1863 году 14 лучших студентов Императорской академии художеств в Петербурге предпочли золотой медали свободу творчества. На выпускном экзамене вместо скандинавской мифологии они хотели рисовать на тему, приближенную к реальному положению дел в стране, но получили отказ. Этот инцидент запомнился в истории живописи как «бунт четырнадцати».
Самое известное на сегодня Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) появилось в 1870 году, объединив идеей народничества живописцев из Москвы и Санкт-Петербурга. В их состав вошел Крамской и лучшие из лучших мастеров того времени: Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов и не только. А чуть ли не ключевым сторонником передвижников стал меценат Павел Третьяков, который не только приобретал их работы, но и оказывал значимую моральную поддержку «бунтующим» художникам. В его собрание вошли такие шедевры, как «Сосновый бор», «Грачи прилетели», «Христос в пустыне» и другие (впоследствии именно они легли в основу Третьяковской галереи). Первая передвижная выставка с успехом прошла в 1871 году в Петербурге и за пару месяцев побывала в Москве, Казани, Харькове и десятках других городов, где удавалось не только просветить народ (что, несомненно, было одной из главных миссий передвижничества), но и продать современное русское искусство. ТПХВ просуществовало до конца 1880-х годов, организовав к этому времени почти пятьдесят выставочных проектов.
Баухаус на колесах
В 2019 году дизайнеры и архитекторы по всему миру отмечали 100-летие Баухауса — Высшей школы строительства и художественного конструирования, которая существовала в Германии с 1919 по 1933 год и, по сути, определила развитие архитектуры в XX веке благодаря одному из своих принципов — главенству конструкции над декором. Четкая геометрия, функциональность и выставленные напоказ современные инженерные решения — все это отразилось и в здании-манифесте школы в Дессау.