История развития морских беспилотников. Часть 2
Первую часть статьи читайте в выпуске №8/2024.
В послевоенные годы благодаря бурному развитию электроники и созданию новых конструкционных материалов, требованиям «холодной» войны и подводной нефте- и газодобычи, а также научных исследований глубин океанов и морей появилась возможность и потребность в создании беспилотных подводных аппаратов. Первое автономное подводное судно было разработано Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета в 1957 году.
Стали применяться два их вида: телеуправляемые (ТНПА или ROV), управление которыми производится с поста управления сигналами, передаваемыми с помощью электрических, электроннооптических кабелей, или гидроакустических систем; автономные, действующие по предварительно заданной программе. Аппараты могут снабжаться телекамерами и акустической аппаратурой, способной выдавать изображение в режиме реального времени, различными датчиками и манипуляторами для выполнения подводных работ. В какой-то мере к подводным беспилотникам можно отнести также самонаводящиеся торпеды и самотраспортирующиеся морские мины.
Основные направления использования подводных беспилотных аппаратов:
1. Противоминная борьба.
2. Поиск и подъем подводных объектов (затонувших кораблей, судов, предметов и т.п.), археологические работы.
3. Подводная диверсионная, включая постановку подводных минных заграждений, и противодиверсионная деятельность.
4. Строительство, обследование и ремонт морских нефте- и газодобывающих сооружений, подводных трубопроводов и кабелей.
5. Обслуживание рыбных ферм.
6. Научная деятельность в Мировом океане и других водных бассейнах.
В связи с развитием после Второй мировой войны минного оружия, в первую очередь донных неконтактных мин, потребовались и новые методы борьбы с ними (даже после окончания войны отсутствовали достаточно эффективные средства борьбы с такими минами военного периода). Одним из них стал телеуправляемый подводный аппарат, способный такие мины обнаруживать и даже уничтожать, не подвергая опасности человеческие жизни.
Первый отечественный СТПА (самоходный телеуправляемый подводный аппарат), шифр «Луч-3», был спроектирован и изготовлен в ЦНИИ-45 в 1963 году. Управление и питание СТПА осуществлялось по специальному кабелю. Однако в дальнейшем эта тема развития не получила, и по сей день отечественный флот похвастаться такого рода оборудованием не может.
Поистине легендарным противоминным СТПА стал французский PAP-104 и его дальнейшие модификации, который многие считают самым массовым и результативным «убийцей мин» современности.
PAP-104 был разработан на рубеже 60–70-х годов и поступил на вооружение тральщиков типа «Сирсе». Он применялся следующим образом: при обнаружении миноподобного подводного объекта гидроакустической станцией миноискания тральщика для его дообследования и классификации отправляется РАР-104. Если его оператор определял, что это мина, то сбрасывался заряд взрывчатки, подводный аппарат возвращался на тральщик, а заряд подрывался по гидроакустическому каналу. Имеется также манипулятор-резак для перерезания минрепов якорных мин. РАР-104 может действовать на удалении до 500 м от носителя на глубине до 300 м при волнении моря до 3 баллов.
Свою эффективность эта система продемонстрировала в ходе войны в Персидском заливе 1991–1992 годов. Ираком было выставлено около 2 тыс. мин, включая новейшие итальянские донные мины Manta. Действиям противоминных сил препятствовали большие скорости течений, крайне низкая видимость, заносы поставленных мин песком. На первом этапе боевых действий на минах подорвались вертолетоносец «Триполи» (флагманский корабль противоминных сил) и крейсер УРО «Принстон».
Для борьбы с минами была развернута группировка сил Коалиции в составе 23 тральщиков-искателей мин семи стран, которой удалось уничтожить 1150 мин различных типов, включая донные. При этом хорошо зарекомендовал себя PAP104.
Вероятно, наиболее известные аппараты, применяемые для поиска мин, – серии REMUS (Remote Environmental Monitoring UnitS – устройства для удаленного мониторинга окружающей среды) производства норвежской фирмы Kongsberg Maritime. Существует четыре варианта данных аппаратов, наиболее распространенным из которых является REMUS 100.
Данные аппараты активно применялись в ходе разминирования в водах Ирака в 2003 году. Вероятно, 6 REMUS 100 были переданы Великобританией Украине в 2022 году для борьбы с минами, поставленными в северо-западной части Черного моря ВСУ.
REMUS 100 получил свое название от максимальной рабочей глубины 100 м. Его вес – 29–49 кг, скорость – до 5 узлов, время работы – до 22 часов при скорости 3 узла или 8 часов при 5 узлах.
Данный аппарат не является средством нападения и не оснащается подрывным зарядом. Основная задача REMUS 100 состоит в обследовании заданной акватории, включая обнаружение мин и передачу данных о них операторам. Для нейтрализации мин (закладки зарядов и уничтожения) используются водолазы.