Первое время было и страшно, и тяжело. Очень сложно переступить: кто она и кто я

Коллекция. Караван историйРепортаж

Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась»

Если бы Раневской сказали: «Фаина Георгиевна, надо сыграть Пушкина», она при всем своем трепетном и восторженном отношении к нему пошла бы и сыграла. (А я к ней отношусь так же, как она относилась к Александру Сергеевичу.) Все время это повторяю себе как мантру.

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Наташа Зыкова

Мариэтта, вы снялись в сериале «Раневская», если бы кто-то вам сказал, что будете играть главную роль, поверили бы?

— Нет. В первый раз меня позвали на пробы почти десять лет назад. Думала, что не поеду, собиралась отказываться. Где я и где Фаина Георгиевна?

Дело в том, что я всю жизнь ее любила. Задолго до этого кино я прочла про нее все. Ее юмор, сарказм, грубость, за которыми пряталась очень ранимая душа, — мне все это близко. Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась.

Изначально должны были играть четыре актрисы: совсем девочка, юная девушка — 16—25 лет, женщина до 50, а потом бабушка. Я пробовалась на юную. Мне исполнилось двадцать семь, и я переживала, что слишком старенькая. Утешало, что молодую Раневскую никто не знает — ни как выглядела, ни как себя вела. Все знают только бабушку фрекен Бок и «Муля, не нервируй меня».

Пробовала меня первый продюсер — дивная Галина Балан-Тимкина из Киева. Именно она все это и затеяла. Рассказывала мне потом, что чуть ли не все СНГ объездила в поисках Раневской. После проб прошло примерно полгода, и только тогда я от нее узнала, что меня пока неофициально, но утвердили. Я потеряла дар речи.

Потом мы долго подписывали и переподписывали договор. Они не могли найти пожилую Раневскую, возникали долгие паузы по самым разным причинам. «Раневскую» никак не начинали, а тут у меня как раз случилась «Таинственная страсть», где я играла Зою Богуславскую. Я должна была сниматься блондинкой и позвонила в ужасе Галине:

— Меня сейчас будут красить!

— Ничего, перекрасим...

Зря я волновалась и спешила. Прошло еще четыре года, меня снова вызвали на пробы, предложили сыграть другой возраст...

Потом прошло еще два года. И вдруг на пробах проекта «Соседи», где у меня маленькая эпизодическая ролюшка на одну серию, продюсер Андрей Павлович Тартаков говорит:

— Кстати, «Раневская» — это теперь наш проект. Я посмотрел все твои старые пробы, они замечательные. Мы скоро запускаемся. И позовем тебя на пробы снова.

Я истерически рассмеялась:

— Серьезно?

С момента первых проб прошло девять лет.

Евгений Павлов, Филипп Янковский, Дарья Макарова, Карина Андоленко, Мариэтта Цигаль-Полищук на съемках сериала по повести Василия Аксенова «Таинственная страсть», 2015 год. Фото: Юрий Феклистов/7 Дней

— Я теперь понимаю, почему вы татуировку в виде японского иероглифа «терпение» на лодыжке сделали.

— Я ее делала гораздо раньше, лет в двадцать. И знаете, я все время об этом думаю. Мне подружка однажды сказала:

— Ты зачем себе это наколола?

— Чтобы у меня хватало на что-то важное терпения.

— А ты не подумала, что теперь тебе всю жизнь что-то придется терпеть?

В общем, через несколько месяцев меня и вправду позвали на пробы. Снова на юный возраст. А потом было еще несколько проб. И когда я в очередной раз приехала на очередные пробы, режиссер Дмитрий Петрунь сообщил: «У нас новая концепция — одна актриса играет все». У меня опять началась от страха истерика. Но я включаю голову и думаю: «Если бы Раневской сказали «Фаина Георгиевна, надо сыграть Пушкина», она при всем своем трепетном и восторженном отношении к нему пошла бы и сыграла». (А я к ней отношусь так же, как она относилась к Александру Сергеевичу.) Все время это повторяю себе как мантру.

— Вы внутренне с ней разговаривали?

— Я очень далека от мистики, но иногда разговаривала. И перед началом пришла на кладбище с цветочками. Не за благословением, а скорее потому, что так правильно.

Первое время, конечно, было и страшно, и тяжело. Очень сложно переступить через это: кто она и кто я; какое я право имею; зачем мы это делаем; она сейчас ворочается в гробу. Это вводило меня в панический ступор, из-за которого я не могла ничего сделать. Первые два съемочных дня была как дерево. Дальше у нас случилась пауза в 12 дней, за которые я снялась в главной роли в другом фильме — «Бриллиантовое сердце». Это моя первая в жизни главная роль. Мне это очень помогло, мне кажется. Я страшно благодарна Марине Любаковой, режиссеру «Сердца», за этот экспресс-курс работы.

Технически, ремесленно я поняла, что такое главная роль в кино, что такое по три кило текста за день, что такое много кадров и дублей и так далее.

После этой паузы мы вернулись к съемкам «Раневской». И знаете, страх вскоре ушел. Переломный момент случился, скорее всего, от усталости — технически не оставалось времени на рефлексии. Съемочный день 12 часов плюс переработки, которые у нас регулярно случались. А назавтра то же самое — я должна выучить текст, понять, какой возрастной период мы снимаем, в какой очередности, как мне надо подготовить собственный мозг, чтобы я могла с утра играть 40-летнюю, днем — 18-летнюю, а вечером 86-летнюю. И эти возрастные прыжки — самое сложное.

Мариэтта Цигаль-Полищук, 2022 год. Фото: Наташа Зыкова

— Как вам делали грим?

— Смотря какой. Было два художника по гриму: Миша Вигдоров отвечал за все в целом, а Петр Горшенин делал пластический грим. Пластика — это очень долго. Примерно четыре часа. У нас было несколько «лиц». До «Подкидыша» без пластики, а начиная с этого возраста еще три градации.

Съемки шли почти шесть месяцев. Когда они закончились, я вздохнула, порыдала, поспала. А потом началась ломка: я дико скучала по работе, по людям, которые стали для меня уже практически семьей.

— Вы встречались с теми, кто знал Раневскую?

— Когда-то, миллион лет назад, я попробовала связаться с артистом Анатолием Адоскиным, который работал в Театре Моссовета и рассказывал, как был с ней дружен. Он уже умер, а тогда был очень стареньким. И он сказал: «Что вы от меня хотите? Вот у меня есть книжка, идите и читайте». Проблема в том, что кроме интервью Натальи Крымовой, где Раневская совсем бабушка, нет ни одной видеозаписи, где Фаина Георгиевна естественная, как в жизни, разговаривает своим голосом, не носит маску. А это очень важно, я ведь играла живого человека. И я не пародист, не Максим Галкин... И не Сергей Витальевич Безруков.

— Вы успешно двигаетесь в том же направлении, что и Сергей Безруков. Среди ваших ролей Ахматова в «Крыльях империи», Зоя Богуславская в «Таинственной страсти», теперь вот Раневская.

— Вы меня озадачили. Почему-то я действительно довольно часто играю реальных людей. Не думала об этом.

— Как отреагировал ваш папа, когда вас утвердили на роль Фаины Георгиевны?

— Папа, конечно, возгордился, возрадовался. Он очень помогал и поддерживал.

— Представляете, как может измениться ваша актерская судьба после этой роли? Ведь сериал «Раневская», который вышел в онлайн-кинотеатре KION, скоро будет показан в эфире Первого канала. Это максимальный охват самых разных аудиторий. Начнут узнавать.

— Очень надеюсь, что не лишусь после этого работы и никто не скажет: «Боже, зачем ее пустили в артисты?!» А то, что в любом случае будут ругать, это я понимаю. Но к этому готова. Я очень люблю свою работу, в ней абсолютно счастлива и готова на все.

Мариэтта Цигаль-Полищук в сериале «Раневская», 2021 год. Фото: Star Media; Александр Андриевич

— Даже мультфильмы озвучивать?

— Я бы с удовольствием озвучивала мультфильмы, но пока не зовут.

— Скажите, почему так получается, что у выдающихся актрис — у Раневской, у вашей мамы Любови Полищук — не так уж много было больших ролей?

— Спасибо за сравнение мамы с Раневской... Мама просто не успела многое сыграть, потому что очень рано умерла. А так у нее был бы вагон ролей впереди, я уверена. В советское же время ей не очень везло: известная история, что какой-то влиятельный человек сказал, будто у нее лицо несоветской женщины. В то время это было довольно серьезной проблемой, почти приговором. Что касается Раневской, у нее тоже было непростое лицо. И дело даже не в семитскости, хотя и это, конечно, влияло. Эйзенштейну запретили Раневскую снимать в фильме «Иван Грозный» с аргументом: не может быть мать царя с лицом жида.

Меня тоже часто не утверждали с деликатным комментарием: «У вас лицо странное». И я страдала:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Выгорание, опустошение и хронический стресс: 5 признаков, что вы в зоне риска, и советы от психолога Выгорание, опустошение и хронический стресс: 5 признаков, что вы в зоне риска, и советы от психолога

Как предотвратить выгорание?

Psychologies
Кейт, которая гуляет сама по себе Кейт, которая гуляет сама по себе

Ее саму понимать уже давно перестали

Караван историй
«Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором «Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором

Как генеральный директор компании Google сам себя загнал в угол

Forbes
Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится» Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится»

Я мог бы заниматься спортом и быть тренером. А еще стать циркачом

Коллекция. Караван историй
Сверхъестественная красота: почему мода на натуральность — это фейк Сверхъестественная красота: почему мода на натуральность — это фейк

Что плохого для женщины может быть в моде на естественность и натуральность?

VOICE
Сергей Урсуляк: «Когда искал актеров в «Ликвидацию», подумал: если я могу со своей женой жить, то и Гоцман пускай поживет» Сергей Урсуляк: «Когда искал актеров в «Ликвидацию», подумал: если я могу со своей женой жить, то и Гоцман пускай поживет»

Многие артисты обязаны очень хорошими ролями моим жене и детям

Коллекция. Караван историй
Как Хелен Миррен снималась в сериале «Главный подозреваемый» Как Хелен Миррен снималась в сериале «Главный подозреваемый»

Отрывок из книги Лилии Шитенбург «Хелен Миррен: Не называйте меня “мэм”»

СНОБ
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects

Модель оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства

Позитивные изменения
Алена Яковлева. Три судьбы Алена Яковлева. Три судьбы

Судьба актрисы Алены Яковлевой

Коллекция. Караван историй
Зевают все: ученые объяснили, почему люди зевают, когда это делают другие Зевают все: ученые объяснили, почему люди зевают, когда это делают другие

В чем причина заразительности зевания?

ТехИнсайдер
ООО «Вечность» ООО «Вечность»

Манойло училась в Литературном институте имени Горького у Павла Басинского

Правила жизни
Нейросети, доступные каждому: большой актуальный каталог Нейросети, доступные каждому: большой актуальный каталог

Составили для вас большой каталог нейросетей на все случаи жизни

CHIP
«Это произошло на самом деле»: 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях «Это произошло на самом деле»: 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

Страшные фильмы и сериалы, в основу которых легли реальные события

Psychologies
Эпатаж: перезагрузка Эпатаж: перезагрузка

Как Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане

Вокруг света
Токсичные люди: как и распознать и как защититься от яда Токсичные люди: как и распознать и как защититься от яда

Как защитить себя от ядовитого негатива?

VOICE
Пино-нуар с берега Волги: как делают вино в Самарской области Пино-нуар с берега Волги: как делают вино в Самарской области

Чем вина из Поволжья отличаются от южных и какие они на вкус?

СНОБ
Эгоактивизм Эгоактивизм

«Свобода в квадрате»: научдок об освоении космоса

Weekend
Гены охотников-собирателей улучшили иммунитет неолитических земледельцев Гены охотников-собирателей улучшили иммунитет неолитических земледельцев

Аллели охотников-собирателей были приспособлены к борьбе с местными патогенам

N+1
5 книг об истории искусств 5 книг об истории искусств

Книги для тех, кто хочет видеть смысл в работах современных художников

СНОБ
Лекарство от депрессии Лекарство от депрессии

Как Вторая мировая сделала из США сверхдержаву

Деньги
«Сделай сам»: как НКО оценивать проекты своими силами | “Do it yourself:” How NGOs Evaluate Projects Using Their Own Resources «Сделай сам»: как НКО оценивать проекты своими силами | “Do it yourself:” How NGOs Evaluate Projects Using Their Own Resources

Многие считают, что самооценивание — одна из ключевых тенденций развития оценки

Позитивные изменения
Сериал «Король и Шут»: почему панки — это про свободу, анархию и сказки Сериал «Король и Шут»: почему панки — это про свободу, анархию и сказки

Сериал «Король и шут» — самый успешный релиз в истории «Кинопоиска»

Forbes
Как модель Vogue Ли Миллер стала военным фоторепортером во время Второй мировой войны Как модель Vogue Ли Миллер стала военным фоторепортером во время Второй мировой войны

Модель и фотограф Ли Миллер главные свои снимки она сделала под бомбежками

Forbes
Причина 8% всех смертей может быть связана с плохим сном (и речь не только про его недостаток) Причина 8% всех смертей может быть связана с плохим сном (и речь не только про его недостаток)

Недостаток сна влияет на ваше здоровье сильнее, чем вы думали

Inc.
Не загораживай мне солнце Не загораживай мне солнце

Разговор с удаленщиком-экстремалом

Цифровой океан
Почему мать принцесс Евгении и Беатрис стала единственным человеком, открыто защищающим Меган Маркл Почему мать принцесс Евгении и Беатрис стала единственным человеком, открыто защищающим Меган Маркл

Герцогиня Йоркская оказалась единственным человеком, поддержавшим Меган Маркл

VOICE
Константин Куприянов: «Музей “Калифорния”» Константин Куприянов: «Музей “Калифорния”»

Отрывок из романа «Музей “Калифорния”», вышедшего в издательстве «Городец»

СНОБ
Со льдом, но без газа Со льдом, но без газа

Неплохой способ заявить о новом авто: установить на нем сразу несколько рекордов

Автопилот
Открыть в приложении