Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант18+

Габриэле Д’Аннунцио

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского из «Советской азбуки» на букву Ф: «Фазан красив. Ума ни унции. Фиуме спьяну взял Д’Аннунцио», причём имя писателя говорит ему не больше, чем название города Фиуме. Тщетно, однако, стал бы он искать этот город на карте — он называется теперь Риека и принадлежит не Италии, а Хорватии. Риека, в сущности, всего лишь перевод Фиумена хорватский: река — она река и есть. Республика Фиуме, провозглашённая графом Д’Аннунцио, просуществовала под разными названиями чуть больше года. Литературная слава самого графа — поэта, драматурга, военного лётчика, героя-любовника и впоследствии фашиста — продержалась несколько дольше, но он её пережил: когда в марте 1938 года он умер, двух недель не дожив до 75-летия, — знали его главным образом как главу итальянской академии наук. К тому моменту он уже лет двадцать, как ничего не писал, кроме мемуаров и воинственной публицистики.

Его романтическая жизнь могла бы стать темой выдающегося романа или фильма, когда бы на ней, как и на всех без исключения его сочинениях, не лежал невыносимый налёт напыщенности. Это и время было такое, пошловатое, «отдающее тугой мыльной обёрткой», как говаривал Пастернак о названии скрябинской «Поэмы экстаза». Но и для своей декадентской эпохи Д’Аннунцио очень дурновкусен.

И всё-таки его литературное наследие заслуживает изучения — хотя бы потому, что он был первым из целой плеяды довольно своеобразных авторов, в числе которых и наш Гумилёв. «Бывают странные сближения» — и не только в русской литературе, где в каждом историческом цикле воспроизводятся одни и те же лица, часто с буквальными биографическими совпадениями, как харьковчане Савинков-Ропшин и Савенко-Лимонов; бывают пары и в мировой прозе — как Д'Аннунцио и Мишима, оба с детства одержимые садомазохистскими фантазиями и любившие играть в святого Себастьяна (Мишима даже для фотографий позировал в этом виде, привязанным к столбу и утыканным стрелами). Есть особый тип литераторов — я назвал бы их людьми тревожной, беспокойной, неудовлетворённой сексуальности; в области пола им всего мало — Д’Аннунцио хотя бы обошёлся без гомосексуальных мотивов, которые щедро представлены у Мишимы и Лимонова. Внешних сходств у них немного — разве что атлетизм, результат упорных упражнений; все любят позировать с обнажённым торсом. Все они ищут новых наслаждений, а потом извращений — так у Д'Аннунцио появляется рассказ «У одра», где младший брат и молодая жена покойного бдят у гроба и с особым сладострастием в присутствии мертвеца падают в объятия друг другу, «жадно ища поцелуев». Собственно, ничего нового тут нет, наш Пушкин успел повсюду: «Постой, при мёртвом? Что нам делать с ним?» — «Скажи... Нет, после переговорим». Я даже поставил однажды такого «Каменного гостя», в котором Гуан и Лаура навешивали на покойника свои тряпки в процессе раздевания, их это возбуждало дополнительно.

Так вот, до какого-то момента их удовлетворяют сексуальные приключения, чаще всего с привкусом садомазохизма, — но потом их ненасытный авантюризм начинает искать новых приложений, более рискованных экспериментов, и начинается большая политика. Им одинаково нравится отправлять на смерть других (как Савинкову и его протагонисту в «Коне бледном», где герой возглавляет эсеровскую террористическую ячейку) и лично балансировать на грани жизни и смерти: в конце концов, итальянец прославился личной храбростью в Первой мировой, освоил в 52 года боевой самолёт, бомбил противника, в одном из воздушных боёв повредил самолёт и собственный глаз. Гумилёв отчаянно воевал в той же Первой мировой, Лимонова тянуло в сражающуюся Сербию, а потом он затеял собственную авантюру в северном Казахстане. Мишима поднял самоубийственный вооружённый мятеж. Савинков искренне видел себя диктатором России, освобождённой от большевизма, и дал втянуть себя в операцию «Трест». Насколько серьёзен был таганцевский заговор — спорят до сих пор, но Гумилёву тоже мало было возглавлять «Звучащую раковину» или Цех акмеистов: ему хотелось ощущений более острых и притязаний более масштабных.

Их личной храбрости никто не отрицает — иное дело, что главным мотором этой храбрости является всё то же неутолённое и неутолимое тщеславие; а кто вообще сказал, что истинным героем может двигать любовь к человечеству? Герой — особый тип, он хочет триумфов, хочет, как Д’Аннунцио, въезжать в покоряемый город на открытой машине и устанавливать там свои правила — например, чтобы дети в каждой семье получали музыкальное образование; ведь латинская доблесть — это в первую очередь культ искусств, в том числе искусства военного! Герой расчищает дорогу политику, с которым поначалу дружит, а потом расходится (как Лимонов дружил то с Жириновским, то с Дугиным). Д’Аннунцио во многом сформировал Муссолини, его пристрастия и стилистику, изобрёл для него римское приветствие, которое начал внедрять первым; но потом ушёл в тень, потому что поэт может поиграть в политику, даже увлечься ею, но не способен всерьёз думать об экономике, тарифах, кредитах, о партийном строительстве и снабжении фронтов. Даже Муссолини чересчур увлекался внешней и теоретической стороной фашизма, что уж говорить о диктаторе Фиуме, который вообще кормил свою республику за счёт пиратства.

Подобные типы всегда особенно интересовали Илью Кормильцева — друга и поклонника Лимонова и Летова, и лучшую статью о Д’Аннунцио по-русски — «Три жизни Габриэле Д’Аннунцио», сопровождавшуюся публикацией в «Иностранной литературе» нескольких его статей и речей в кормильцевском переводе, — написал именно он. Кормильцев до славы первого рок-поэта России обладал репутацией одного из лучших переводчиков с итальянского (причём зарабатывал техническим переводом). Кормильцев, в отличие от многих филологов, мог судить о языке и стиле Д’Аннунцио по оригиналам — и, думается, имел все основания сказать: «С ранних лет пристрастие к риторике и театральности вошло в плоть и кровь Габриеле и определило его будущий литературный стиль. И стиль жизни тоже. Забегая вперёд, надо сказать, что именно эти качества делают произведения Д’Аннунцио (особенно драматические) такими тяжёлыми для современного читателя, тем более неитальянца. Невероятные страсти героев, неправдоподобный накал эмоций кажутся порой бредом, родившимся в декадентской опиумокурильне». Сказано по-кормильцевски жёстко, но на современный вкус почти вся литература рубежа веков несколько избыточна — и по части натурализма, и по части стилистической пышности.

2.

Из всех романов Д’Аннунцио, имевших некогда большой успех и сравнительно скоро забытых даже в Италии, — повезло «Невинному», которого экранизировал Висконти; сценарий довольно сильно отклоняется от романа — Туллио Эрмиль (Джанкарло Джаннини) в последних кадрах застрелился, что затруднительно было бы изобразить в записках от первого лица, и жена ему успела сказать, что никогда не любила его, а любила только писателя и сына от писателя; вообще, с этим фильмом получилась занятная вещь, многое проясняющая в эволюции Д’Аннунцио и отношении соотечественников к нему. Сюжет обильного и многословного романа можно пересказать в нескольких предложениях: итальянский аристократ женился по страстной любви, у них с женой родились две прелестные девочки (их нет в фильме), жена стала болеть чем-то женским и вскоре герою наскучила, он стал ей изменять, во всём признаваться и предложил братско-сестринские отношения; она всё кротко приняла. Потом у него начался открытый и страстный роман с богатой вдовой Терезой Раффо (она как раз доминатрикс), он ей, можно догадаться, быстро надоел и вернулся к жене, которая как раз стала его особенно возбуждать бледностью и смирением. Но тут выясняется, что жена страстно влюбилась в сравнительно молодого (35) и модного писателя Арборио, в путешествиях и дуэлях которого как раз узнаётся Д'Аннунцио, и мы узнаём, как он видит себя со стороны. Выглядит он тщедушным, тощим, носатым, но поразительна сила его духа. Как все садомазохисты, Аннунцио мечтал о ранней смерти — его Арборио умирает от «прогрессивного паралича», как и Ницше (в

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Похороны Хрущёва Похороны Хрущёва

Отрывок, описывающий похороны опального политика Никиты Хрущёва

Дилетант
Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает? Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает?

Мин Чой опубликовал несколько постов с ожившими звездами. Почему это страшно?

Psychologies
Могила неизвестного Павлика Могила неизвестного Павлика

История Павлика Морозова

Дилетант
В рабочий полдень В рабочий полдень

6 простых способов прогнать сонливость в разгар дня

Лиза
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
Пять выстрелов в мае Пять выстрелов в мае

Симон Петлюра повернул голову к незнакомцу, и прозвучали пять выстрелов

Дилетант
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Мнимый безумец Мнимый безумец

Томмазо Кампанелла — монах, философ, мятежник, король мира, поэт и маг

Дилетант
Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая

Как переселенцы из России сохраняют язык в Латинской Америке

Наука
Фёдор Сологуб Фёдор Сологуб

Русский поэт и писатель Фёдор Сологуб глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Превратности распада Превратности распада

После смерти царя Ирода Великого в Иудее вспыхнули нескончаемые беспорядки

Знание – сила
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Грани и границы Грани и границы

Петр Рыков играет на грани

Men Today
Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором? Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором?

Как ИИ влияет на авторское право в музыкальной сфере?

Наука и техника
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
«Мечты сбываются, если верить и идти вперед» «Мечты сбываются, если верить и идти вперед»

Давид Манукян о своих источниках вдохновения, борьбе с выгоранием и уроках года

OK!
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Это не шутки: что такое мемкоины Это не шутки: что такое мемкоины

Можно ли разбогатеть на меме с собачкой или лягушонком

VC.RU
Как мужчины с Ближнего Востока используют подводку для глаз из сурьмы и портят себе глаза Как мужчины с Ближнего Востока используют подводку для глаз из сурьмы и портят себе глаза

Кохль — не просто косметическое средство, а символ культурной идентичности

ТехИнсайдер
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Где взять силы зимой? Где взять силы зимой?

Простые способы, которые помогут вам вернуть энергетический потенциал

Добрые советы
Каир: город святости, богатства и нищеты Каир: город святости, богатства и нищеты

Египет бывает разный! Послушаем бывалого путешественника

Зеркало Мира
Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью

Удивительные примеры музыки, навеянной живописью

СНОБ
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Сказка о самолете-невидимке Сказка о самолете-невидимке

«Прометей»: детектив со сказочными допущениями

Weekend
Корпорация «Винисиус»: как звезда «Реала» построил свой бренд и монетизировал его Корпорация «Винисиус»: как звезда «Реала» построил свой бренд и монетизировал его

Как талантливому бразильцу удалось построить империю, которая делает его богаче.

Forbes
Открыть в приложении