Видеосалонное искусство
«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя
В прокат выходит боевик Росса У. Кларксона «На расстоянии удара» — далекое от совершенства, но предельно искреннее объяснение в любви американским фильмам о боевых искусствах 1980–1990-х годов.
В собственном замке где-то в горах Болгарии кровожадный толстосум Рон Холл (Маттиас Хьюз) собирает дюжину мастеров боевых искусств разных стилей, весовых категорий и даже пола, чтобы те насмерть сразились друг с другом — а кроме того с лучшим гладиатором Холла, непобедимым Драко (Майк Деруддер),— по правилам кумите, овеянного легендами подпольного турнира для лучших из лучших. На кону миллион долларов, а если кто-то из бойцов не горит желанием участвовать, то в качестве стимула Холл похищает и сажает в железную клетку кого-нибудь из близких. В случае вдовца-чемпиона Майкла Риверса (Матис Ландвер) в клетке оказывается его 16-летняя дочь (Кира Кортенбах).
На самом деле кумите (оригинальное название «На расстоянии удара» — «Последнее кумите») — официальный термин, обозначающий один из подвидов карате, включающий в себя все разновидности боя на татами. Синонимом секретного ристалища это слово стало благодаря Фрэнку Уильяму Дюксу, колоритнейшему персонажу, снискавшему вполне ноздревскую славу одновременно в мире спецслужб и боевых искусств. Среди бесчисленных откровений Дюкса об участии в секретных миссиях ЦРУ по всему свету и не менее головокружительных рукопашных рекордах была и история о том, как в 1975 году на Багамах он не только первым среди западных спортсменов выиграл подпольный турнир под названием «кумите», но и получил право рассказать о нем миру. В частности, Дюкс поведал о своих подвигах сценаристу Шелдону Леттичу, который отнесся к его россказням скептически, но не мог не признать, что для кино все это подходит идеально. И в 1988 году свет увидел «Кровавый спорт».
Поставил фильм Ньют Арнольд (в прошлом регулярный помреж Сэма Пекинпа), а роль Дюкса досталась Жан-Клоду Ван Дамму, стремительно пробивающемуся в звезды первого ряда: только что по причине малого роста ему не досталась заглавная роль в шварценеггеровском «Хищнике», а прочимого в качестве звезды «Кровавого спорта» «американского ниндзя» Майкла Дудикоффа посчитали, наоборот, чересчур высоким. Действие, перенесенное с Багам середины 1970-х в Гонконг конца 1980-х, отличалось какой-то совершенно обезоруживающей бесхитростностью. Очевидно, что создатели «Кровавого спорта» вдохновлялись в первую очередь главным и непревзойденным фильмом-турниром всех времен и народов — «Выходом дракона» с Брюсом Ли (снимавшиеся там Рой Цзяо и Боло Ён перекочевали в «Кровавый спорт» в тех же самых амплуа), но по уровню драматургии он, пожалуй, куда больше