Почему компании выбирают выход на рынок pre-IPO

МонокльБизнес

До IPO не дотерпели

Рыночная конъюнктура сегодня не очень подходит для публичных размещений, но деньги все равно нужны. Некоторые компании в этих условиях решаются на pre-IPO, а инвесторы готовы в них вкладывать в надежде на сверхдоходность

Константин Пахунов

Игорь Шапошников

Российский рынок pre-IPO, непубличных размещений акций, растет на глазах. Крупнейшим таким размещением вскоре может стать сделка группы «Интерскол», занимающейся разработкой и производством электроинструментов (ее выручка за прошлый год составила 2,5 млрд рублей). «Интерскол» надеется привлечь рекордную сумму — до 2 млрд рублей — и рассматривает несколько площадок для размещения, но, скорее всего, выбор падет на платформу Мосбиржи Moex Start.

Еще одним кандидатом на pre-IPO на площадке Мосбиржи стал владелец AdTech-компании Visible и маркетингового агентства Exalter — АО «Экзалтер». Суммарная выручка дочерних предприятий за прошлый год достигла 1,73 млрд рублей. Компания планирует привлечь средства за один раунд и готова разместить 20% акций на 660 млн рублей. Полученные деньги пойдут на доработку платформы.

Рекламой и торговлей дело не ограничивается. Например, в pre-IPO заинтересован образовательный холдинг Ultimate Education (более 2 млрд рублей выручки за прошлый год): он хочет сейчас собрать 600 млн, а через год или два уже полноценно выйти на биржу. Кроме того, в СМИ появилась новость об аналогичных планах разработчика ПО «Цифровые привычки» (464 млн выручки), здесь речь идет о привлечении 1 млрд рублей.

Pre-IPO как способ получения инвестиций явно набирает популярность, хотя результаты у разных компаний могут довольно сильно отличаться. Из уже прошедших pre-IPO стоит отметить недавнего рекордсмена, собравшего 825 млн рублей, — «Самолет Плюс», так называемый фиджитал-сервис (объединяет физические офисы и цифровую платформу) в сфере недвижимости, входящий в ГК «Самолет». Само публичное размещение, возможно, пройдет в следующем году.

Бывают и неудачные выходы. Так, частная космическая компания SR Space (183,3 млн рублей выручки за прошлый год) завершила раунд pre-IPO, выручив всего 1,5% от ожидаемых 1,52 млрд рублей. Открытая в июле книга заявок заполнялась неторопливо, инвесторы не спешили вкладывать свои средства, несмотря на неоднократное продление сроков приема.

Расплывчатое определение

Напомним, что такое pre-IPO. В обычном случае это этап привлечения капитала компанией, которая планирует немногим позже выйти на биржу. Бумаги размещаются по закрытой или открытой подписке. Вложения в такой бизнес можно рассматривать как венчурные инвестиции с высоким риском и потенциально высокой доходностью. Однако в отличие от более ранних раундов инвестирования этот считается чуть менее рискованным, так как будущее компании уже вырисовывается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении