Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране
От былой славы «коопторгов», советских магазинов потребительской кооперации вроде «Даров природы», мало что осталось. В конце 1980-х в кооперативной сети насчитывалось 390 000 торговых точек, сейчас их около 25 000, еще 6000 стоят законсервированными. Магазинчики в основном маленькие, многие находятся в глухой провинции, у них нет распределенных центров и общей системы поставок, кооперативная торговая сеть продолжает сокращаться из-за вымирания деревень, дефицита рабочих рук, а в более оживленных селах — из-за конкуренции с «Пятерочками» и «Магнитами». Сельпо работают под крылом Центросоюза, который пытается объединить их под брендом «КООП» и сотрудничать с федеральными сетями. У кооператоров было несколько попыток создать коалиции с крупными ретейлерами. Что из этого вышло — в материале Forbes.
Несмотря на то, что торговых точек в малонаселенных районах России становится все меньше, продажи в сельских магазинах растут быстрее, чем в городе, говорится в исследовании Nielsen. С января по сентябрь 2024 года совокупная выручка сельской розницы увеличилась на 17%, а в городах этот показатель скромнее — 11%. Связано это с тем, что крупные торговые сети все больше интересуются деревней, их магазины продолжают экспансию в провинцию, отмечают исследователи.
Кооперативные магазины стараются выжить в новых условиях, 70% из них находится в сельской местности. Зачастую это небольшие сельпо формата «продавец-прилавок», но есть и современные супермаркеты. Совокупная выручка всей сети за 2023 год, как и годом ранее, составила 118 млрд рублей, по данным Центросоюза — организации, в которую входят потребительские кооперативы и их союзы на уровне областей, краев и республик. В 2017 году Центросоюз запланировал провести ребрендинг, внедрить единый фирменный стиль, чтобы все сельпо работали под единым брендом «КООП». Но пока этого не произошло.
Сейчас в зоне охвата потребительской кооперации — 89 000 деревень, из них 54 000 совсем маленькие — менее 100 жителей. У магазинов в таких местах нет конкурентов, но они все равно чаще всего убыточные, объясняет Forbes председатель совета Центросоюза Дмитрий Зубов. Кооператоры стараются сохранить магазин, даже если в окрестностях осталось немного жителей. «Областное общество за счет прибыльных магазинов содержит убыточные, — объясняет Дмитрий Зубов. — Это парадокс, ведь никто их не заставляет, нет никаких приказов поддерживать 89 000 населенных пунктов».
«Начался некий упадок»
Желтый особняк с колоннами прячется за ажурной оградой на столичной Малой Дмитровке. В советские годы здесь располагался Свердловский райком партии, в 1980-х — добровольное общество борьбы за трезвость. В бывшей дворянской усадьбе провели реставрацию, и теперь здесь дом приемов Центросоюза. Мраморная лестница, росписи в помпейском стиле, старинные светильники — интерьеры впечатляют уже на входе.
«Мы находимся в здании, которое принадлежало декабристу Михаилу Митькову, — рассказывает Forbes председатель совета Центросоюза Дмитрий Зубов. — В 1831 году в ссылке их было 17 человек, и они учредили общество равных возможностей, большую артель в Забайкальске. Эта дата считается днем рождения российской потребительской кооперации. Когда Греф поздравил Сбербанк с 180-летием, я сказал, что мы на десять лет старше. Подарил ему картину «Кооператорши рубят капусту».
Дмитрий Зубов возглавил Центросоюз в 2016 году и любит рассказывать о том, что организация ведет свою историю от декабристов и что ее золотой век пришелся на 1913 и 1921 годы. «Кооперация начала развиваться очень быстро, и многие даже не заметили, что революция произошла», — рассуждает он.
К концу 1980-х у кооператоров работало 390 000 магазинов, 108 000 кафе и столовых, числилось 3,5 млн сотрудников и 25 млн пайщиков, на потребкооперацию приходилось 27% товарооборота страны. У них были свои поликлиники, санатории, пионерлагеря, производства и заготконторы. Коопторги торговали чем угодно — от соленых грибов до мебели и одежды. Магазины открывались в том числе под вывесками «Дары природы», один из самых известных работал в Москве на Сретенке.
К 2024 году владения кооператоров заметно сократились. Сейчас в России около 25 000 кооперативных магазинов, в основном сельских, 3000 кафе и столовых, 1000 автолавок, около 1 млн пайщиков, говорится в брошюре, которую корреспонденту Forbes вручили в Центросоюзе. Еще 6000 магазинов, в основном сельских, заморожены — стоят закрытые по разным причинам, отмечает Зубов. Где-то из-за умирания деревень, где-то из-за того, что нет денег на ремонт зданий. Когда магазины закрываются, продукты жителям начинают развозить автолавки.