Какую роль в реставрации произведений искусств играют технологии и наука?

СНОБКультура

Красота крупного масштаба. Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства

Беседовала Ольга Богданова

Здесь и далее кадры из фильма «Рерих. Искусство возрождать»
Здесь и далее кадры из фильма «Рерих. Искусство возрождать». Фото здесь и далее: пресс-служба

В 2020 году Третьяковская галерея приобрела в свою коллекцию занавес «Половецкий стан». Он был написан в начале XX века Борисом Анисфельдом по эскизу Николая Рериха для Дягилевских сезонов. Декорация размером 10 на 23 метра стала самым большим произведением в собрании музея и одним из самых сложных объектов для реставрации. Как проходил ее первый этап — укрепление основы полотна, можно узнать из документального фильма «Рерих. Искусство возрождать». Скоро занавес начнут восстанавливать с лицевой стороны. «Сноб» поговорил с сотрудником отдела научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX веков, реставратором высшей категории Александрой Орловской о том, почему реставрация «Половецкого стана» стала вызовом, как восстанавливают произведения больших размеров и какую роль в этом играют технологии и наука.

После того как завершился первый этап реставрации «Половецкого стана» и состоялась выставка в Новой Третьяковке, где его показали публике, прошел уже год. Как спустя время вы воспринимаете это приобретение Третьяковской галереи?

«Половецкий стан» для меня и коллег по мастерской — это еще не пройденный этап, мы надеемся к нему вернуться, но все-таки это уже история. И, на мой взгляд, ее можно считать настоящим чудом.

Когда в 2020 году мы поехали смотреть занавес в Лондон, нашей задачей было оценить, можно ли вообще его восстановить. Когда закончились Дягилевские сезоны, для которых он был создан, декорацию неоднократно использовал «Русский балет колонеля де Базиля». По самым скромным подсчетам, занавес появлялся на сцене не менее 2000 раз, и это не могло не повлиять на сохранность основы и красочного слоя. 

Потом декорации, костюмы «Русских балетов Сергея Дягилева», документы — все ушло в забытье. В конце 1960-х к этому периоду стали возвращаться: наследие Дягилева, огромное количество предметов, было собрано и выставлено на аукционах Sotheby’s. Это была очень громкая история — на торгах присутствовали даже королевские особы. Многие предметы стали экспонатами крупных музеев в Великобритании, Австралии и США.

Занавес Рериха был настолько огромным, что его не смогли продемонстрировать и продать на аукционе. В итоге он был подарен человеку, который занимался организацией этих аукционов, английскому дизайнеру и историку дягилевских балетов Филиппу Дайеру, а от его наследников занавес попал в коллекцию Ольги и Айвора Мазур — они и предложили его Третьяковской галерее.

На осмотре в Лондоне вы застали занавес в очень плачевном состоянии?

Да, очень грустно, что такой ценный предмет хранился в совершенно ненадлежащем виде, и это можно объяснить как раз его огромным размером. Занавес был сложен в несколько раз и накатан на очень маленький вал. Когда мы его развернули, то поняли, что это абсолютная руина. Было страшно, сможем ли мы вообще накатать его обратно. Реставрация стала вызовом — было очевидно, что это невероятно ценный предмет, но если мы его сейчас не заберем, то он просто исчезнет.

В реставрационной мастерской Третьяковской галереи уже был опыт работы с большемерными полотнами, но, конечно, не столь масштабными. Например, в 1990-е было отреставрировано полотно Врубеля «Принцесса Греза» размером 7,5 на 14 метров. А размер фонового занавеса Рериха — 10 на 23 метра. 

Так Третьяковская галерея приобрела произведение, которое стало самым большим в ее собрании. Но все было очень непросто. Занавес в расправленном виде не помещался в нашу реставрационную мастерскую, да и во всей галерее не нашлось зала, где можно раскатать его целиком. Первый раз мы осматривали полотно во Врубелевском зале, и часть его оставалась свернутой, потому что не хватало места.

А что вообще считается большемером в вашей работе?

В сравнении с «Половецким станом» все кажется не таким уж большим. Можно определять произведение как большемер относительно транспортировки, например, размеров ящика для него. Для меня это картина, где сложно работать с центральной частью и не обойтись без специального оборудования. Раньше с такими картинами мы работали лежа на полу, и до сих пор, когда речь заходит о реставрации каких-то больших вещей, я вспоминаю боль в ногах и коленях. Есть, мне кажется, такой миф, что реставратор — это девушка, которая часами собирает что-то мелкое под микроскопом. А реставрация и сохранение — это очень много всего разного: это, безусловно и очень кропотливый труд, но также часто это и тяжелый физический труд, это большемерные полотна, подрамники, валы, тяжелые конструкции, сложные методики, упаковка, транспортировка… Очень много всего!

Сейчас, к счастью, у нас в мастерской есть оборудование, которое позволяет избежать различных сложностей в работе. Открывается новая реставрационная мастерская в здании на Кадашевской набережной, где будут столы-трансформеры, вакуумные столы, специальные подъемники, позволяющие осматривать большемерные картины, и так далее. Это большая помощь в нашей работе, потому что это позволяет сосредоточиться именно на реставрационных задачах, не думая о том, что у тебя болят руки и ноги.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Танцовщик и хореограф Юрий Смекалов: «Моя задача — владеть вниманием зрителя» Танцовщик и хореограф Юрий Смекалов: «Моя задача — владеть вниманием зрителя»

Танцовщик Юрий Смекалов — о своем пути и любви к экспериментам

СНОБ
Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье

Как пропадают месячные и при чем здесь расстройства пищевого поведения

Forbes
Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты! Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты!

Что мы знаем о внешности Иисуса?

ТехИнсайдер
5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья 5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья

Бывают ли полезные сладости?

ТехИнсайдер
Сестры милосердия Сестры милосердия

«Малышки 18:22»: розовое как прием

Weekend
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая

Как переселенцы из России сохраняют язык в Латинской Америке

Наука
Выборочные инвестиции Выборочные инвестиции

Вложения в фонды акций за год выросли почти в пять раз

Деньги
«Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии «Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии

О слабости Люка к фастфуду и увлечении компьютерными играми

Forbes
«Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост «Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост

История о том, как, несмотря на страшное прошлое, человек любил жизнь

ТехИнсайдер
Банкир всех штатов Банкир всех штатов

Как Амадео Джаннини создал Bank of America

Деньги
Первая наставница Первая наставница

Анжелика Балабанова: наставница Муссолини в самом начале пути к власти

Дилетант
Тонкая материя Тонкая материя

Как инновационные и экоткани меняют индустрию моды

РБК
Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости

Ученые не обнаружили у животных непринятия несправедливости

N+1
Как в сказке Как в сказке

Блюда к праздничному столу персонажей Линдгрен, Диккенса, Шмелева и Туве Янссон

Seasons of life
«Меня обходили стороной, словно смерть заразна»: история женщины, потерявшей дочь «Меня обходили стороной, словно смерть заразна»: история женщины, потерявшей дочь

Личная история проживания горя утраты

Psychologies
Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL

Потенциал платежных систем и развитие финтеха в российских регионах

Inc.
Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты

Как работают ИИ-видеогенераторы, где их применяют и что ждет нас в будущем

ТехИнсайдер
Как стать лучше: 5 маленьких шагов к большим переменам Как стать лучше: 5 маленьких шагов к большим переменам

Поговорим о пяти привычках, которые помогут вам день ото дня становиться лучше

Psychologies
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга

В чем секрет размеров гигантского винограда сорта «Шайн Мускат»?

ТехИнсайдер
Заповедная зона Заповедная зона

Самобытная вилла в Подмосковье, вдохновленная философией бренда Visionnaire

SALON-Interior
Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей

Как долго микробы сохраняются на различных поверхностях?

ТехИнсайдер
Строительство нового жилья: «Судьба льготной ипотеки определит будущее отрасли» Строительство нового жилья: «Судьба льготной ипотеки определит будущее отрасли»

Как можно ускорить строительство новых многоквартирных домов?

ФедералПресс
Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея

Какие картины студии Disney вызывали недовольство публики?

СНОБ
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Открыть в приложении