«Малышки 18:22»: розовое как прием

WeekendКультура

Сестры милосердия

«Малышки 18:22»: розовое как прием

Текст: Анна Толстова

«12 магических историй в подземелье», 2022. Фото: Михаил Гребенщиков / МСИ «Гараж»

Томская группа «Малышки 18:22» основана в 2018 году и всего за шесть лет успела стать одним из наиболее ярких явлений российской художественной сцены. В буквальном смысле слова «яркий»: «Малышки 18:22» работают в самых разных медиа, от стрит-арта до техно-музыки, но их главным выразительным средством остается живопись — они раскрашивают серые будни надрывно-розовым цветом.

Если бы у «Малышек 18:22», играющих в принцесс, был, как и положено принцессам, родовой герб, то на нем непременно должна была бы красоваться розовая туфелька на невозможно высокой и тонкой шпильке. Розовые туфельки бегают по казенным ковровым дорожкам, плутают в жутковатых коридорах, увязают в снегу и месят непролазную грязь, потому что путь сибирских золушек не устлан розами. Летом 2023 года в Доме Наркомфина «Малышки 18:22» разыграли перформанс взаимодействия, предложив всем желающим надеть розовые шпильки — всего лишь розовые или же в блестках, стразах, бантах, розово-леопардовых принтах, на любой вкус,— и пройтись по крутым лестницам памятника конструктивизма («Примерь мои туфли», 2023). Особенно страдали мужчины, но розовые шпильки — все лучше кирзовых сапог. Впрочем, искусство «Малышек 18:22» не стоит сводить к плакатным гендерным высказываниям, ведь оно не столько противопоставляет женское мужскому, сколько говорит о женском как таковом, но говорит языком иносказаний, где основные визуальные тропы — литота и контраст. В данном случае — контраст между аскезой функционалистской архитектуры и избыточностью стиля гиперженственности.

«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»

«Арт маст би бьютифул, артист маст би бьютифул»,— с неподражаемым сербским акцентом приговаривает Марина Абрамович в знаменитом видеоперформансе 1975 года, причесываясь перед камерой,— остервенение нарастает, жесты становятся резче, гребень раз за разом выдирает все больше волос. В 2018 году сестры Ника и Аксинья Сарычевы превратились в «Малышек 18:22» — по социальным сетям группы можно наблюдать, как на протяжении шести лет и искусство, и сами художницы, и их жизненное пространство, этакий кукольный домик, сказочная детская вечных принцесс, делались все более и более прекрасными, если только в этом перформативном творчестве можно отделить образ художника от его искусства. Гилберт и Джордж, Макдермотт и Макгуг, Ева и Адель — «Малышки 18:22» естественно смотрятся в ряду парных «живых скульптур», живущих костюмированной жизнью в искусстве в режиме 24/7, хотя вряд ли они ориентировались на какие-то ролевые модели из истории искусства, просто у них так вышло, случайно и интуитивно.

«Примерь мои туфли», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Торт раненый», 2022/ Фото: «Малышки 18:22»
«Торт раненый», 2022/ Фото: «Малышки 18:22»

Розовые платьица, кофточки, юбочки, сумочки, шапочки с ушками, бусики, бантики, блестки, стразы, сердечки и прочее ми-ми-ми или, правильнее сказать, кавай — на беглый взгляд может показаться, что это какая-то подростковая субкультура. На самом деле образ «Малышек 18:22» — интеллектуальный художественный конструкт, умно приготовленный из плодов высокого и низкого масскульта, где барбикор и манга, Hello Kitty и Disney, группа t.A.T.u. и ларек с девчачьей галантереей перемешаны в эстетский винегрет. Сама цветовая гамма в их нарядах, объектах, инсталляциях и живописи, опирающаяся на трезвучие розового, серого и черного, напоминает о самых изысканных полотнах Матисса: сестры Сарычевы, выпускницы творческого отделения Томского университета, обучались живописи и графике вполне профессионально.

«Примерь мои туфли», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«12 магических историй в подземелье», 2022. Фото: Михаил Гребенщиков / МСИ «Гараж»

Выбор профессии был предопределен семьей. Отец «Малышек 18:22», Александр Сарычев, закончил Республиканское художественное училище имени Мирзорахмата Олимова в Душанбе и работал художником-постановщиком в театрах родного Ленинабада (до 1936 года — Ходжент, с 1991-го — Худжанд) и Ленинабадской области. Когда в Таджикистане началась гражданская война, семья Сарычевых, предки которых оказались в Средней Азии вследствие сталинских репрессий, вернулась в Россию и долго скиталась по городам и весям Томской области. Самое удивительное, по рассказам сестер Сарычевых, что отец, несмотря на все тяготы жизни вынужденных переселенцев, умудрялся зарабатывать художническим трудом (он, например, автор герба Каргасокского района Томской области — впоследствии «Малышки 18:22» нарисуют фантазийные парафразы гербов ряда российских городов) и заботиться о художественном и музыкальном образовании дочерей, невесть как доставая для них диски, кассеты, книги и журналы по искусству.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
С легким паром! 7 правил, чтобы получить максимальный эффект от бани С легким паром! 7 правил, чтобы получить максимальный эффект от бани

Врачи предупреждают – париться можно не всем и отнюдь не до седьмого пота!

Лиза
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Давайте жить дружно Давайте жить дружно

Как избежать предновогодних и новогодних конфликтов с семьей

Лиза
Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории» Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории»

Какие проекты будут реализованы в островном регионе

ФедералПресс
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
«Мифология советского космоса». Отрывок из книги «Мифология советского космоса». Отрывок из книги

Как формировалось восприятие космоса и его покорителей в советской культуре?

СНОБ
Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?» Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?»

Возможно, кто-то разочаруется, но я считаю, что перестать обижаться невозможно

Здоровье
Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Где взять силы зимой? Где взять силы зимой?

Простые способы, которые помогут вам вернуть энергетический потенциал

Добрые советы
«Отчаянные траты»: почему зумеры предаются бездумному шопингу и при чем тут мировые проблемы «Отчаянные траты»: почему зумеры предаются бездумному шопингу и при чем тут мировые проблемы

Почему «отчаянные траты» помогают зумерам справляться со стрессом

Psychologies
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Нация и коллаборация Нация и коллаборация

50 лет «Лакомбу Люсьену» Луи Маля

Weekend
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Нас возвышающий финал Нас возвышающий финал

Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

Weekend
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
«А на что мне миллион?» «А на что мне миллион?»

Сколько денег было у графа Монте-Кристо

Деньги
Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода

Какие задачи для HR решает искусственный интеллект?

Inc.
Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни» Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни»

Интервью с Валентином Юмашевым, зятем Бориса Ельцина, о событиях конца 1999 года

Дилетант
«Ах, сердце прихватило»: как отвечать на манипуляции дома и на работе, чтобы не поссориться «Ах, сердце прихватило»: как отвечать на манипуляции дома и на работе, чтобы не поссориться

Как сохранить отношения, если вами манипулируют?

Psychologies
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Время чудес Время чудес

Молодые актеры о веселых и трогательных воспоминаниях нового года

Grazia
Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение

Что такое синдром Маугли и как он проявляется у детей?

Psychologies
Волка боги кормят Волка боги кормят

Один из самых древних сюжетов – сказки об оборотнях

Правила жизни
Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность

Истинная женская сила проистекает не из соперничества, а из солидарности

Psychologies
Супруги купили заброшенный дом в Японии за $7,5 тыс. и превратили его в гостиницу, за год отбив половину вложений Супруги купили заброшенный дом в Японии за $7,5 тыс. и превратили его в гостиницу, за год отбив половину вложений

Как семья Бентон из Америки открыла свой бизнес в Японии?

Inc.
Открыть в приложении