Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историйЗнаменитости

Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Беседовала Анжелика Пахомова

Название

«Когда Владимир Львович предложил мне преподавать в Школе Табакова, сначала отказалась. Объяснила: «Потому что каждый новый спектакль — такое ощущение, что начинаю заново учиться этой профессии. Как я могу кого-то учить?» На что он улыбнулся и сказал: «Это значит, что ты можешь преподавать. Потому что артист, который решил, что все умеет и все знает, он остановился. Все, его больше нет».

— Яна, позвольте начать разговор с «Волшебника Изумрудного города», поскольку первого января состоится премьера в кино. У вас там необычная работа. Почему заинтересовались этим предложением?

— Во-первых, это режиссер Игорь Волошин, мы с ним уже работали. Умный, подробный, талантливый, интеллигентный, азартный человек, с которым всегда интересно пересечься. А второе, с «Волшебником Изумрудного города» у меня связаны хорошие воспоминания, ведь это одна из первых моих ролей на профессиональной сцене. Когда мне было 14 лет и я занималась в театральной студии при Рижском молодежном театре, им для спектакля понадобилась актриса на роль Тотошки. Поэтому то, что эта сказка появилась в моей жизни второй раз, конечно, очень трогательно, я очень хотела принять в этом участие.

— А сейчас какая роль?

— А сейчас... Знаете, это интересно... Когда вышел трейлер фильма, его во всех кинотеатрах показывали, я присылала знакомым ролик и просила: «Найдите, кого я играю». Они называли разных персонажей. И только моя сестра позвонила и спросила: «Ты — мышь?» На что я ответила: «Сама ты мышь! Я — Королева мышей!» Это Рамина, с которой Элли и ее друзья пересекутся, когда попадут на поле сонных маков. Не буду раскрывать секреты, но на съемках применялись очень интересные технологии. На площадке постоянно присутствовали специалисты по компьютерной графике. Кстати, когда шла на пробы, взяла у дочери Ани корону и показалась прямо в ней. Режиссер очень смеялся и сказал: «Все, ты утверждена».

Яна Сексте во время съемок фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», 2024 год. Яна подарила своему персонажу Рамине мимику и голос. Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»
Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

— Еще вопрос о кино. Премьеру фильма «Мастер и Маргарита» обсуждали все. У вас там небольшая роль фельдшера Прасковьи Федоровны. Но ее заметили и даже номинировали как лучшую роль театральной актрисы в кино. А что для вас значит эта работа?

— Конечно, ждала с огромным трепетом и страхом, когда выйдет этот фильм. У меня не получилось прийти на премьеру, в тот день был спектакль, и мы с мужем пошли в кинотеатр поздно ночью. Я очень редко смотрю свои фильмы, не люблю себя на экране, но этот, по ощущениям, получился, мне кажется, это удача. Я знаю, что многие начнут со мной спорить, и это тоже хорошо. Изначально это такой материал, в этих спорах высекается всегда какая-то искра. Знаю, что после выхода «Мастера и Маргариты» продажи романа взлетели в разы. А после просмотра фильма первый раз в жизни сказала мужу: «Знаешь, Игорь, мне так хочется, чтобы меня узнали. А меня, блин, совсем не узнают». Он засмеялся и ответил: «Ну ты хоть хромать начни, дай людям хоть какой-то шанс». Роль маленькая, но мы с режиссером много репетировали, придумывали какие-то ходы. Вообще, это сейчас большая редкость — когда фильм репетируется. Обычно артисты на площадке встречаются впервые и говорят: «Ну-ка, давай сейчас придумаем, что бы нам тут сыграть». И мы какие-то вещи туда закладывали, придумывали, но я не думала, что это считает зритель.

Скажу честно, была потрясена, когда стала читать отзывы, когда поняла, что это все считалось, попало в людей. Сказать, что я счастлива, — ничего не сказать. Рада, что приняла участие в этой истории.

Яна Сексте и Леонид Ярмольник в фильме «Мастер и Маргарита», 2023 год. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Яна, знаю, у вас сейчас были гастроли... Поскольку мы давно сотрудничаем с театром, замечаю, что Владимир Львович не выбирает стандартные места для гастролей. Сначала Ямал меня потряс, потом Тобольск.

— Мы вчера ехали, муж с дочерью встретили меня в аэропорту, я рассказываю про Тобольск, рассказываю... Митя говорит дочери: «Слушай, Аня, какая огромная, великая страна». Потому что вроде бы все так говорим — огромная страна... Но еще так много мест, где большинство людей никогда не были. И это, конечно, потрясает, когда ты видишь Салехард, Тобольск... А я понимаю, что это никакие не крайние точки... Сибирь, эти немыслимые просторы, суровый климат, и ты понимаешь, что да, там живут люди.

— Там сейчас уже холодно?

— Когда мы только приехали, в первый день было минус пятнадцать, а когда улетали, уже плюс три. А у нас с дочерью есть такая традиция, мы отовсюду посылаем друг другу открытки. Был смешной момент. Во-первых, оказалось, сейчас целая проблема найти почтовую открытку. То есть открыток с видами, красивых, много, а почтовых нет. Но я нашла, пришла на почту, говорю: «Дайте, пожалуйста, марку». На меня женщина смотрит: «Что? Зачем?» Причем очень искренне. Я объясняю: «Ну марка почтовая, мне нужно наклеить ее на открытку, чтобы послать». И она так обрадовалась!.. То есть уходит эта культура, эта традиция.

Наш бывший студент Миша Шугарев, он только выпустился из Школы Табакова, стал артистом нашего театра, слышит эту историю... Я на него так смотрю и говорю: «Миш, а ты получал когда-нибудь письмо по почте?» — «Нет» — «Дай мне адрес, я тебе пришлю». А раньше мы переписывались. У моей мамы сохранены все письма. Когда я в 1998 году поступила в Школу-студию МХАТ, писала ей письма от руки. Как я сейчас понимаю, делала это где-то на лекциях. И все это сохранено! И я пытаюсь это привить своей дочери. Она пока не знает, но я ей написала: «Аня, пишу тебе из первого города Сибири. Отсюда началось завоевание Сибири, здесь много снега, но он весь растает от огромной маминой любви к тебе. Мама очень скучает, поэтому скоро мама поедет домой». Видимо, действительно, моя любовь к ней настолько большая, что, когда мы уезжали, было плюс три и дождь. Конечно, была и экскурсионная программа. Успела увидеть и тюремный замок, и кремль...

— А когда были на Ямале, вы не ездили на стойбище?

— Это тоже очень смешная история. Дело в том, что это я решила, что нам всем коллективом нужно туда поехать. Знаете, как в «Служебном романе»: Шура была активная. Чтобы успеть съездить до репетиции, решили собраться в восемь утра. Мне говорят: «Да ты же первая не встанешь». — «Встану!» Я всех убеждала, агитировала, уговаривала. И вот восемь утра, холодно. Мы все, одетые в комбинезоны, в ватные штаны, шапки, собираемся... В общем, не работало стойбище в тот день. Не знаю, почему они закрылись, но с нами поступили дико. Я понимаю, что надо как-то выкручиваться, говорю: «Ребята, пошли гулять». В общем, разные слова мне сказали коллеги. Со мной пошли гулять, но не все. Так что со стойбищем пока не сложилось. Но мы в Салехарде были уже не один раз, думаю, поедем туда снова, и в стойбище я их все равно свожу.

— Яна, помимо работы в театре и съемок в кино, вы преподаете в Школе Табакова. Я понимаю, что это большой труд. Как вы к этому пришли?

— Когда Владимир Львович в какой-то момент позвал меня к себе в кабинет и сказал, что хочет, чтобы я пришла в Школу, ушла думать. Два дня ходила, мучилась, все это в себе переворачивала... Пришла к нему и сказала: «Владимир Львович, нет, ну нет. Прям вот нет». — «Почему?» — «Потому что, вот клянусь, приступая к каждой новой роли, ты понимаешь, что даже не знаешь, как это начать делать, как к этому подступиться. Каждый новый спектакль — такое ощущение, что начинаю заново учиться этой профессии. И как я могу, ничего не умея, ничего не понимая в этом сама, прийти и кого-то учить?» На что он улыбнулся и сказал: «Это значит, что ты можешь преподавать. Потому что артист, который решил, что все умеет и все знает, он остановился. Все, его больше нет». Владимир Львович всегда говорит, что актерство — это профессия, в которой нет конечной точки, к которой ты мог бы прийти. Он любит повторять, и мне тоже очень нравится это выражение: «Движение к постоянно достигаемой и никогда не достижимой цели».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов

Как затерянный в стене квартиры цезий уносил жизни одну за другой

ТехИнсайдер
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
От дворянства до наших дней: самые красивые усадьбы России От дворянства до наших дней: самые красивые усадьбы России

Осенью красота старинных русских усадеб становится особенно пронзительной

Караван историй
Твой идеальный отдых Твой идеальный отдых

Пройди тест и узнай, какой вид релаксации подходит именно тебе

Лиза
Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские» Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские»

Дочь Марка Захарова поделилась воспоминаниями об отце

Коллекция. Караван историй
Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение

Что такое синдром Маугли и как он проявляется у детей?

Psychologies
Спасти самое дорогое Спасти самое дорогое

Многоразовые транспортные космические системы сегодняшнего дня

Зеркало Мира
Габриэле Д’Аннунцио Габриэле Д’Аннунцио

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Стратегические ядерные силы Пакистана Стратегические ядерные силы Пакистана

Военное руководство Пакистана определяет военную доктрину как оборонительную

Обозрение армии и флота
Как победить перфекционизм и начать жить: 8 советов психолога Как победить перфекционизм и начать жить: 8 советов психолога

Кто такой перфекционист? Как победить его в себе?

Psychologies
Вечность пахнет нефтью Вечность пахнет нефтью

«Лэндмен»: нефтедобытчики куют американскую мечту

Weekend
Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два» Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два»

В кинотеатрах можно посмотреть, кого Норвегия в этом году отправляет на «Оскар»

Правила жизни
Сказка, ставшая реальностью Сказка, ставшая реальностью

Константин Маркелов о «дофамин-банкинге» и новой продуктовой культуре корпораций

Правила жизни
Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть

Какие причины заставляют мужчину не жениться и как с ними справиться?

Psychologies
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать

Десять знаковых российских художников с уличным бэкграундом

Правила жизни
«В русской литературе финалом по большей части является тоска» «В русской литературе финалом по большей части является тоска»

Любовь Аркус о том, что делает финалы великими

Weekend
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
Большая история маленького самолета. Часть 2 Большая история маленького самолета. Часть 2

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
До IPO не дотерпели До IPO не дотерпели

Почему компании выбирают выход на рынок pre-IPO

Монокль
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Механизм КРТ спасает уральский рынок недвижимости: «Не разрушить, а перезапустить» Механизм КРТ спасает уральский рынок недвижимости: «Не разрушить, а перезапустить»

Как КРТ смогло примирить интересы бизнеса и горожан на Урале

ФедералПресс
Открыть в приложении