Сусанна Георгиевская была писателем редкой силы и редкой судьбы

ДилетантРепортаж

Сусанна Георгиевская

Портретная галерея Андрея Быкова

1.

Георгиевская была писателем редкой силы с редким именем и редкой судьбой. Сегодня её помнят немногие, читают либо историки литературы, либо вовсе уж уникальные подростки, вундеркинды и невротики того позднесоветского типа, который всё-таки в семидесятые встречался чаще. Советская власть, особенно в последние свои годы, любила вундеркиндов, старательно их растила, превращала в свою витрину: Георгиевская писала о таких — и для таких, — как Надя Рушева, Дато Крацашвили, Денис Новиков, Леонид Киселёв, Владимир Полетаев. Кто-то из них рано погиб, а кто-то смог осуществиться и доработаться до зрелости, но сам по себе феномен этих молодых гениев напоминает сходное явление в викторианской Англии — Обри Бёрдслея, скажем, или самого Уайльда. Сочетание высочайшего интеллекта, подростковой бескомпромиссности и почти постоянной депрессии — из-за слишком бурного роста и вынужденного несовпадения с эпохой, душной, тепличной — делает таких подростков жадными читателями и почти невыносимыми современниками. Георгиевская сама была склонна к затяжным депрессиям — лечить их тогда не умели и сейчас толком не научились, — а потому она отравилась снотворным в 1974-м, в 64 года, что сейчас уж никак не считается старостью; а психологический её возраст, кажется, совпадал с самоощущением большинства её героинь, которые хоть и стали жёнами и матерями, но даже собственным детям кажутся трудными подростками.

Почему её сегодня почти не читают — понятно: она облегчала советскую жизнь несоветским детям шестидесятых и семидесятых, но тогда такие дети — переусложнённые, нервные, одарённые, некоммуникабельные, вундеркинды, словом, — по крайней мере, были возможны. Сегодня им попросту неоткуда взяться, ибо теплица разрушена, а новая не построена, да и вообще русская история прошла последний круг и будет превращаться во что-то совсем новое. По сегодняшним временам даже детская проза Георгиевской, насыщенная цитатами, контрабандой протаскивающая серьёзную литературу, — невообразимо сложна. По сравнению с ней даже взрослая и авангардная сегодняшняя литература — подростковый сериал. Разумеется, со временем всё это будет востребовано, перечитано и по достоинству оценено — как и все советские семидесятые с их эротическим, символическим, декадентским напряжением, дрожащим в каждой строчке. Я помню тот воздух, насыщенный магией, обещавший чудеса за любым поворотом, и помню тех детей, одним из которых я был, и атмосферу их общения с постоянной ревностью к чужому таланту и одновременно мучительным сочувствием, острейшим взаимопониманием; помню те студии, молодёжные театры, кружки, вообще среды, которые советская власть, в отличие от продуктов, создавала отлично. В тогдашнем общении было много паролей, Георгиевская воспроизводила эти диалоги мастерски — герой всё время выбрасывает опознавательные знаки — и сама была одним из таких паролей. То есть я помню, как опознавал своих по знакомству с «Колоколами», «Лгуньей», «Отцом» — и как радостно вздрагивал, найдя у неё намёк на Мориц или песенку Галины Демыкиной. (Посмотрите, что стало с Мориц, — в повести она названа Юнной Гравиц, — и вы поймёте, что стало с эпохой.) Демыкина была тоже одним из таких советских-несоветских, вызывающе странных авторов; кстати, подросток-инвалид из «Моего капитана» — как раз из таких волшебных книжных детей, которых потом так неудачно называли индиго. Их было не так уж мало, авторов взрослой детской прозы, нашедших убежище в подростковой литературе: Юрий Коваль, Константин Сергиенко (они дружили), Михаил Яснов, Владимир Алеников (он ещё и фильмы ставил про таких же детей Петрова и Васечкина), Владимир Потоцкий («Тихие троечники»), Нина Катерли, Евгений Велтистов (его знали главным образом благодаря Электронику), Юрий Томин, Владимир Железников («Чучело»)... Крапивин тоже входил в этот славный отряд, но он, пожалуй, демократичнее. Если бы детям, выросшим на их книгах, дали созреть и сформироваться, — они могли бы спасти и страну, и мир. Или, может быть, уничтожили бы его, потому что слишком много умных и нервных — тоже плохо. Георгиевская почувствовала нарастающее несовпадение с эпохой и предпочла уйти до самых больших разочарований; в СССР самоубийство всегда считалось признаком слабости, но иногда оно бывает и признаком силы. Я вообще предпочитаю лестные формулировки, поэтому мне хочется считать её писателем не столько невозвратного прошлого, сколько неизбежного, сколько ни откладывай, будущего.

2.

Биография у неё была довольно бурная, но таинственная. Мифологизировала она её на каждом шагу — регулярно убавляла возраст (указывала в качестве года рождения то 1913, то 1916), умалчивала о целых периодах, преувеличивала близость с известными современниками (Вересаевым, например), — но в общем всё это укладывается в довольно невинные и типично женские игры. В главном она не врёт никогда, и не зря её автобиографический очерк называется «Без вранья», и с самого начала она признаётся в нём, что не ладит с цифрами и подчас игнорирует факты: «Мне кажется, что у человека бывают как бы две биографии: первая — всего лишь рассказ о том, когда человек родился, когда окончил школу, в каком году пошёл на фронт... Вторая — тайное тайных о человеке. Читатель ждёт от пишущего не п р а в д ы — он ждёт чего-то гораздо большего: откровенности. Человек хочет в написанном — стихах или прозе — хоть отдалённо узнавать себя. Будучи человеком крайне в себе неуверенным (более того, чем это допустимо профессией), я бессознательно нуждаюсь в словах поддержки для пользы своего дела. Приходится, как это ни грустно, сознаться в том, что я (увы!) в достаточной мере слабый человек».

Наверное, в этом очерке, — написанном действительно без вранья, — есть некое кокетство, которое — в виде очаровательной примеси — было во всём, что она говорила и делала. Красивая талантливая женщина, что вы хотите; всегда одинокая и всегда, по точному определению современника, жаждавшая в равной степени подчиняться и управлять. В этом была её беззащитность, в этом же и особая притягательность; и уж точно Георгиевская никогда не притворялась реалистом. Но кому, собственно, нужен реализм? Мы ждём от книги, чтобы после неё жить захотелось, и в такие времена, как нынешние, — особенно. А строгость и объективность — кому от них легче? Точно не автору, и точно не мне.

...Начать с того, что писательница, известная нам как Сусанна Михайловна Георгиевская, родилась под именем Сарра Рахмильевна Згут в семье одесского фотографа, 10 (23) мая 1910 года. Семья была зажиточна благодаря большому молочному производству в Одессе (дедовскому), но революция всё это отобрала. Предположительно в 1927 году отец с матерью переехали в Ленинград, где Сарра почти сразу вышла замуж за будущего знаменитого ракетчика Валентина Глушко. Возможно, впрочем, что знакомы они были ещё по Одессе: он тоже там родился в 1908 году, переехал в Ленинград по путёвке Наркомпроса в 1925-м и поступил в университет, где в 1929-м подготовил проект собственного межпланетного корабля на жидком топливе. Забегая вперёд — этим-то азотно-кислотно-керосиновым топливом он и был впоследствии знаменит. В официальной его биографии говорится, что он был отчислен за неуплату, — но что-то мне с трудом верится, что столь перспективный студент, лично представленный Тухачевскому, должен был платить за обучение.

Из воспоминаний сына Валентина Глушко, Александра, опубликованных в киевских «Фактах», мы знаем о таинственной истории, из-за которой Сусанна рассталась с Валентином: какое-то там было «неосторожное обращение с оружием», из-за которого он оказался в больнице, а когда выздоровел, — порвал с женой бесповоротно. Всё, что мы знаем о Глушко, — человеке исключительной самодисциплины и сдержанности, прошедшем через клевету, лагерь, шарашку, доросшем до Главного конструктора, — исключает версию о суицидальной попытке; больше всего похоже на сцену ревности и на то, что в него стреляла жена. Потом, в «Лгунье», она переосмыслит свой полудетский брак, и повесть получится серьёзная, трагическая, в которой герой так и не простит взбалмошную и прелестную Киру, идеализированный автопортрет, стилизованный под шестидесятые. Но об этом мы поговорим после.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нимфа Фонтенбло» — формула стиля «Нимфа Фонтенбло» — формула стиля

Как «Нимфа Фонтенбло» повлияла на культуру ренессансной Франции?

Дилетант
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Риски ближневосточного салуна Риски ближневосточного салуна

Мир старается не заметить очередной удар по системе глобальной безопасности

Монокль
«Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены «Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены

Спортсмены-легенды, которые выступали за СССР крайне успешно

ТехИнсайдер
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Жизнь вечная Жизнь вечная

Глагол — это жизнь как она есть

Seasons of life
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака

Какие биомаркеры сердечно-сосудистых заболеваний могут ускорять развитие рака

N+1
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи

Хотите сократить потребление калорий, не чувствуя себя обделенным?

ТехИнсайдер
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Как развить ловкость Как развить ловкость

Если ребёнок неловок и неповоротлив, это ещё не значит, что так тому и быть

Здоровье
Хакеры против хакеров Хакеры против хакеров

Компании все чаще полагаются на стратегию результативной кибербезопасности

Ведомости
Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро

Московское метро — незаменимый транспорт, про который мы не все знаем

ТехИнсайдер
Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать! Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать!

Какой самый старый ныне летающий самолет в военной авиации США

ТехИнсайдер
Валерий Шубинский Валерий Шубинский

Как исследователь авторов «Детгиза» сам становится важным детским писателем

Собака.ru
Как превратить посуточную аренду загородного дома в доходный бизнес Как превратить посуточную аренду загородного дома в доходный бизнес

Посуточная сдача загородного дома: как запустить и развивать такой бизнес?

Inc.
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Связующее звено экономики Связующее звено экономики

Как Россия стала флагманом мировой платформизации

Эксперт
Балтийский берег Балтийский берег

Где лучше всего отдыхать на Балтийском море

Лиза
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина

Патриарх петербургской театральной сцены и худрук Лев Додин

Собака.ru
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Анна Якунина: «Я кайфую от своего возраста» Анна Якунина: «Я кайфую от своего возраста»

Как Анна Якунина полюбила морщины и научилась принимать свой возраст

Караван историй
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице

Почему люди говорят о себе в третьем лице и как это помогает решать конфликты?

Forbes
Открыть в приложении