От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами
Иногда от участия в благотворительности человека останавливает не отсутствие желания, а ограниченные финансовые возможности. Или же человеку хочется принять непосредственное участие в работе фонда. Сегодня для таких людей есть много вариантов, как делать добро своими руками. Специально к Международному дню волонтера, который отмечается 5 декабря во всем мире, Forbes Life рассказывает о нематериальных способах поддерживать НКО.
Волонтерство
Волонтерство — главный нематериальный актив, на который могут рассчитывать фонды в работе и помощи подопечным. Они могут как напрямую участвовать в деятельности НКО и ее проектах, так и помогать информационно или профессиональными навыками в удобное время.
Некоторые благотворительные организации в России начинались именно с объединения волонтеров, как это, например, было в случае с «Ночлежкой», помогающей бездомным людям. «Волонтерство в «Ночлежке» — это не просто наша большая ценность. Это, по сути, неотъемлемая часть нашей благотворительной организации, потому что «Ночлежка» выросла из группы неравнодушных граждан, которые были очень обеспокоены в 1990-х годах тем, что люди без регистрации не могут получать еду по талонам», — рассказала в комментарии Forbes Life координатор волонтеров Евгения Косовцова, которых сегодня в организации более 3000.
Они помогают НКО в Москве и Санкт-Петербургее, например, в «Ночном автобусе», который проезжает по городу, чтобы бесплатно накормить бездомных людей горячей едой, пунктах выдачи одежды и средств гигиены, «Культурной прачечной» или «Неравнодуше», где нуждающиеся могут бесплатно помыться и привести в порядок свою одежду. Дистанционно они работают и из других городов.
«Некоторые люди, которые хотят волонтерить и помогать нам, не всегда готовы оказывать эту помощь напрямую (это взаимодействие с клиентами). Кому-то может быть, например, психологически тяжело постоянно видеть людей, которые оказались трудной жизненной ситуации. Люди могут пропускать все через себя — это действительно эмоционально тяжело. Поэтому многие выбирают непрямую помощь (без взаимодействия с клиентами), которая не менее важна», — добавляет Евгения Косовцова.
Также «Ночлежке» часто требуется помощь профессионалов — дизайнеров, юристов, рекрутеров, психологов, врачей и других. Например, в организации есть проект трудоустройства, в котором бездомным людям помогают находить работу. Волонтеры помогают подопечным составить резюме, подготовиться к собеседованию, подбирают индивидуальные вакансии.
Похожие задачи pro bono есть, например, и у фонда AdVita, поддерживающего детей и взрослых, которые приезжают в Санкт-Петербург для лечения от рака: помощь в фотосессиях для подопечных, навыки дизайнеров, знания юристов, переводчиков, расшифровщиков и других.
Сегодня в базе AdVita числится около 1800 волонтеров — 250–300 из них регулярно откликаются на запросы и участвуют в активностях НКО. Самое популярное направление — это больничный проект, в котором задействована команда из 60 человек. Они прошли специальную подготовку и регулярно ездят в несколько больниц в детские и взрослые отделения с мастер-классами и игротекой. Также фонду помогают автоволонтеры. Как поясняют в AdVita, из-за сниженного иммунитета онкологическим пациентам после трансплантации костного мозга стоит избегать общественного транспорта, поэтому транспортная помощь нужна почти каждый день.
«Один из наших основных принципов — нам важно, чтобы волонтеры сами выбирали комфортную для себя периодичность и помогали тогда, когда у них на это есть время и ресурсы. Это снижает вероятность быстрого выгорания, когда человек на энтузиазме «впрягается по полной», а потом быстро выгорает и уходит. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество и бережем наших волонтеров», — рассказала в комментарии Forbes Life руководитель волонтерской службы фонда AdVita Наталья Карпова.
Об огромной роли волонтеров в помощи подопечным также говорят в детском хосписе «Дом с маяком», под опекой которого находятся более 800 детей и молодых взрослых с тяжелыми заболеваниями. Здесь работает более 400 сотрудников и около 500 волонтеров, которые отвозят детям домой медицинские расходные материалы, помогают подопечным с проблемами с социализацией и ребятам с учебой. В стационаре также всегда рады видеть волонтеров-аниматоров, мастеров красоты, канис-терапевтов с специально обученными поддержке пациентов собаками.
«На наш взгляд, самое главное в волонтерстве — не приносить себя в жертву. Когда дело в радость, оно доставляет положительные эмоции всем вокруг. И часто наши волонтеры говорят, что, возможно, они сами получают больше пользы от этого, чем пациенты хосписа. Они абсолютно разные люди, каждый со своей историей и разной мотивацией, но мы в хосписе уверены, что волонтерство это win-win история, в которой главное не бояться начать», — говорит в комментарии Forbes директор фонда «Дом с маяком» Марина Власова.
В санкт-петербургской благотворительной организации «Перспективы», которая помогает детям и взрослым с тяжелыми нарушениями развития, помимо стандартных вариантов есть программа «Добровольный социальный год». Ее участники занимаются волонтерством от трех до пяти дней в неделю по шесть часов и проходят большое обучение по помощи подопечным НКО, в том числе в психоневрологических интернатах (ПНИ). Также с организацией сотрудничают волонтеры, которые свой выходной каждую неделю или через неделю выделяют для помощи тем, кому это необходимо.
«Волонтеры — важный, значимый ресурс для наших подопечных. Особенно те, которые приходят на площадки интернатов. По сути, это друзья, близкие люди, которые приносят за забор интерната запахи и краски этого мира», — поясняет в комментарии Forbes Life директор по внешним связям СПбБОО «Перспективы» Светлана Мамонова.