Метаморфозы «маленького дуче»
«Маленьким вождём» Бенито Амилькаре Андреа Муссолини называли, когда он, 29-летний социалист, возглавлял газету «Аванти!». Тогда, в 1912-м, он и почувствовал себя вождём. До самой смерти слово «дуче» (вождь) сопровождало его. Поначалу оно носило несколько иронический характер, но через 10 лет «маленький» отпало вместе с иронией — Муссолини стал полновластным диктатором Италии.
Красное и чёрное Бенито Муссолини
Путь к диктаторству предполагал перевоплощение из пламенного социалиста и антивоенного активиста в ещё более страстного врага социализма и апологета войны. Отказавшись от красного знамени, Муссолини перешёл под чёрный штандарт, став автором теории фашизма.
Хотя фашизм, по сути, теорией не был. Это не столько социально-политическое, сколько морально-психологическое течение или, если хотите, — состояние общества. Предельно упрощая, представьте себе: в дешёвых итальянских остериях собираются мужчины, преимущественно молодые, и беседуют. Они, как положено, говорят о политике и экономике. В 1912 году (Муссолини как раз возглавляет «Аванти!») они клеймят «империалистическую» войну, которую Италия ведёт против Турции, поносят буржуазию и ленивые власти. Это отлично укладывается в программу социалистов, и Муссолини, толково выкладывая квинтэссенцию этих настроений на страницы газеты, становится «дуче», хотя и «маленьким».
Первая мировая, в которую вступила Италия, изменила темы разговоров. Если итало-турецкая война была в Италии непопулярна — итальянские рабочие и крестьяне не понимали, зачем им нужна пустынная Ливия и скалистые острова Додеканес, — то в 1914-м всё было иначе. Итальянцы ненавидели Австро-Венгрию, долгое время владевшую Северной Италией и продолжавшую контролировать Южный Тироль, Истрию и Далмацию, которые в Италии считали своими.
Италию охватил патриотический подъём. Муссолини был одним из многих, покинувших антивоенный лагерь, и превратился в настоящего трибуна войны. В августе 1915 года Муссолини призвали в армию. Берсальер (стрелок) Муссолини храбро сражался в битве у реки Изонцо, дослужился до капрала и был комиссован в 1917 году после тяжёлого ранения.
Он стал своим для полутора миллионов итальянцев, вернувшихся с фронта. В этом начало политического взлёта Муссолини похоже на старт карьеры Адольфа Гитлера. Так же, как демобилизованный германский ефрейтор Шикльгрубер, отставной итальянский капрал впитывал голоса вчерашних солдат, недовольных безразличием государства к их судьбам, не понимающих, что получила Италия как победитель в войне, ругавших бюрократию, беспорядки на улицах и бесчестных политиканов.
С порядком в стране было плохо. Анархисты, социалисты и коммунисты в 1919–1921 годах пытались устроить в Италии революцию («Красное двухлетие»): они организовывали забастовки, захватывали предприятия и даже пытались ими управлять. В сентябре 1920 года в руки рабочих перешли все крупные предприятия Милана и Турина, включая Fiat. Безземельные крестьяне во главе с левыми забирали себе частные владения. Север страны погрузился в хаос, который очень не нравился ветеранам войны, привыкшим к армейской дисциплине и требовавшим наведения порядка. Это был бульон, в котором варился фашизм.
Всё «пучком»
Из ветеранов Муссолини начал формировать отряды чернорубашечников, дравшихся на улицах с левыми во имя порядка. Их именовали фашистами — по названию используемого ими изображения фасции (пучка), древнеримского символа власти.
Фашистская идеология включала в себя национализм, тотальное господство государства во всех отраслях жизни, отрицание либерализма и объединение общества в корпорации. Фашисты пропагандировали порядок, жёсткую вертикаль власти и беспрекословное подчинение начальству — во имя единства и процветания всего общества.
Италия, объединившаяся только в 1870 году, была слабым государством. Южная часть страны (бывшее Королевство обеих Сицилий) была, по европейским меркам, крайне отсталой. Власть не могла справиться с региональными элитами; коррупция и кумовство были значительно сильнее, чем в других европейских странах, а на Сицилии, в Неаполе, Калабрии реальная власть принадлежала мафиозным группировкам.
Всё это порождало массовое недовольство, усугублённое послевоенными тяготами и экономической неразберихой. В обществе требовали «сильной руки», причём как слева, так и справа. Правые консолидировались в Национальную фашистскую партию во главе с Муссолини, получили поддержку рабочего класса, буржуазии, чиновничества и католической церкви, и стали сильнее раздробленных левых.
Взлёт
На выборах 1921 года фашисты получили 35 депутатских мест, став влиятельной партией. Но Муссолини понимал, что демократическим путём ему к власти не прийти, и сделал ставку на силу — в его распоряжении были чернорубашечники. 27 октября 1922 года они начали «Поход на Рим». 29 октября король Виктор Эммануил утвердил Муссолини премьер-министром.
Дуче, избавившись от приставки «маленький», не намеревался сохранять «прогнившую» демократию. И это не было его личной прихотью — установления диктатуры хотели жаждущие порядка пролетарии и измученная стачками и захватами собственности буржуазия, опасавшиеся «красной» революции чиновники и боявшиеся «безбожников» церковники. Против либеральной демократии выступали и левые.