Илья Попов
Соавтор главного мультсериала в России ХХI века — Копатыч! Нюша! Крош! — Илья Попов собрал самую большую в России коллекцию дизайнерских игрушек и запустил проект ChikoRoko: его NFT-героев в декабре ждет фееричный физический релиз — коллаборация мирового уровня с основателем супербренда Tokidoki и автором первого маскота Ватикана Симоне Леньо.
Основатель группы компаний «Рики» («Смешарики»! «Фиксики»! «Малышарики»! «Детектив Финник»!) придумал глобальную платформу ArToys для коллекционеров и креаторов авторской игрушки со всего мира: теперь найти культовые фигурки KAWS или персонажей Такаси Мураками будет проще.
В коллекции Попова есть совсем всё — от редких Be@rbrick в виде группы Daft Punk до российских художников: персонажей из культовых фильмов работы Данила Яда и арт-объекта петербургских панк-эстетов Solutions. Экспонаты будущего музея дизайнерской игрушки (Илья обещал!) пока выставлены в анимационных студиях «Рики» в формате открытого хранения: да, можно записаться на экскурсию!
От дизайнерской игрушки до глобальной онлайнплатформы Artoys: как основатель «Рики» Илья Попов открыл музей в офисе своих анимационных студий
Вы владеете самой крупной в России коллекцией дизайнерских игрушек, которую вы собираете больше двадцати лет, — от тиражных медведей Be@rbrick до фигурки Munny, выполненой по вашему заказу дуэтом Horrible Adorables в единственном экземпляре. Хотя бы примерно представляете, сколько в ней объектов?
В начале 2024 года мы с кураторами решили подсчитать, и получилось чуть более 12 тысяч. Но мне важно не количество: я создаю своего рода летопись того, что происходит в мире дизайнерской игрушки на всех континентах. Всю жизнь я занимаюсь всем, что связано с персонажным дизайном. Персонажи — это вид универсального языка, придуманный человечеством еще во времена палеолита, когда на стенах пещер появились первые петроглифы. Сейчас их функцию выполняют эмодзи — изображения, которые понятны почти любому. Я со своей командой создаю персонажей с 2003 года, когда вышел пилот нашего анимационного проекта «Смешарики». Поэтому коллекционирование дизайнерских игрушек — логичный этап: они вобрали в себя самую суть постмодернистского мира. Хотя бы потому, что один художник может создать форму игрушки, другой — дизайн, и они могут бесконечно меняться местами: это и про ко-креативность, и про коллаборации.
Art toys — одно из самых молодых направлений современного искусства, за которым очень интересно наблюдать. Всего тридцать лет назад иллюстратор Майкл Лау выпустил в Гонконге первых персонажей, и аниматоры, стрит-артисты и художники по всему миру стали придумывать и кастомизировать свои коллекционные игрушки.
Да, ребята с любопытными идеями и горящими глазами за несколько лет стали совладельцами гигантских компаний с многомиллиардными оборотами и армией поклонников во всем мире. В начале 2000-х я познакомился с Кенни Вонгом, который создал персонажа Molly. Он стоял на какойто выставке за маленьким столиком и показывал свои первые фигурки, которые не сильно кого-то интересовали. Рассказывал, как ему сложно, как он мечтал стать модельером. Спустя десять лет Molly только в Китае продается больше чем на 300 миллионов долларов в год, а Кенни стал одним из самых востребованных и обеспеченных авторов, получив долю в компании-гиганте Pop Mart, которая и выпускает теперь фигурки его дизайна. Есть игрушки, которые стоили от нескольких сотен до пары тысяч долларов, а выросли в цене в десять, сто и тысячи раз.
То есть дизайнерская игрушка — полноценный участник рынка совриска?
Да, некоторые дизайны Be@rbrick или KAWS продаются на аукционах Sotheby's и Phillips за баснословные суммы.
А у вас есть какая-то стоп-цена, дороже которой вы не купите работу?
Я воздержусь, если игрушка выставлена по неадекватно завышенной цене. К сожалению, это частая история. Многие гоняются за ограниченным тиражом или за конкретным автором. Бывает, что коллекционеры встают в очередь и платят вперед за несколько месяцев или даже за год до релиза, увидев только концепт. И все может быть раскуплено на пресейле еще до того, как сама работа увидела свет. В какой-то момент начался настоящий бум, чудовищный FOMO, когда выстраивались гигантские очереди и игрушки могли перепродавать в десять, сто раз дороже буквально через минуту после релиза. Процентов на 80–90 это были перекупщики. Может, они и двигают индустрию, но являются головной болью как для самих авторов, так и для увлеченных собирателей, которые стараются сформировать осмысленную коллекцию. Тогда художники стали придумывать разные экзотические способы, например, продавать лотерейные билеты на право выиграть возможность купить игрушку: 10 тысяч билетов по цене 10 долларов, среди них — 100 счастливчиков, а уж кому повезет — коллекционеру или перекупщику — решает случай. Кстати, стоимость выпуска релиза отбивается уже на этапе выпуска билетов, так что автор всегда в плюсе.