Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

НаукаНаука

«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

«Ъ-Наука» беседует с директором Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, доктором физико-математических наук, автором книги «Кому нужна математика?» Андреем Райгородским.

Юлия Иванова, Павел Соколов, Александр Михайловский, при участии Елены Пенской, Центр междисциплинарных исследований МФТИ

Андрей Райгородский. Фото: из личного архива А.М.Райгородского

Мне, наверное, повезло. Математика нравилась всегда, с самого рождения. Она давалась без труда, я легко воспринимал абстракции, быстро считал, хотя, как я всегда подчеркиваю, хорошему математику вовсе необязательно хорошо считать. Счет — добродетель бухгалтера, а не математика. Можно открыть книгу по алгебре, и там не будет вообще ни одного числа на протяжении 50 страниц, кроме пагинации.

Родственники сформировали во мне определенную математическую культуру. Родители окончили Московский институт инженеров транспорта. Очень большое влияние на меня оказал дедушка. Он окончил перед войной мехмат, успешно работал в научно-производственном объединении Семена Лавочкина. Там делали расчеты для советских спутников и ракет. Учился я во французской спецшколе: в старших классах в неделю три урока математики и девять уроков французского. А пошел я на мехмат, это словно бы разумелось само собой. Не было тогда никаких других вариантов поступления для человека, который любит математику бескорыстно, потому что она интересна. Мне повезло с научным руководителем: он очень сильно меня замотивировал, предложил задачу, я углубился в нее и думал над ней беспрерывно, неустанно. Задачей надо жить: как? что? почему не получается? Как будто перед тобой конструктор, у тебя миллион деталей и ты не понимаешь, которая к которой. И вдруг рассыпанный пазл складываются перед тобой в картину. Это потрясающее чувство, я на лекциях все время использую слово «катарсис».

«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа» — этот тезис классика социологии Никласа Лумана применим к нынешним ученым-естественникам не в меньшей мере, чем к политикам и шоуменам. О том, как реагируют на вызовы тотальной медиатизации сами ученые, чем отличается государственная политика в наши дни от времен советского «Просвещения», какой образ физика формируется в медиа и какие стратегии медийной самопрезентации используют — в нашей серии интервью. Перед вами — вторая публикация серии.

— Разве можно передать чувство «катарсиса»?

— Административная деятельность — тоже следствие этой моей активности, прозелитизма, что ли. Мне очень хотелось, чтобы математику любили все. Сначала я собрал учеников, предложил им задачи, мы их вместе решали, стали появляться публикации, ученики начали поступать в аспирантуру. Я стал думать: как бы мне их трудоустроить, чтобы они продолжали заниматься математикой, а не ушли из нее? Искал-искал и благодаря активности и способности к чтению лекций попал на разные площадки, где меня заметили. Первой такой площадкой оказался «Яндекс», который создавал школу анализа данных в 2007 году, и меня пригласили читать лекции. А я предложил не только лекции прочитать, но какой-нибудь совместный научный проект сделать. Затем удалось получить грант и создать целое подразделение. Оно выросло в большой отдел прикладных исследований, куда я трудоустраивал учеников. А поскольку у «Яндекса» была базовая кафедра на Физтехе, то я очень быстро оказался там, набирал своих ребят, и так появилась кафедра дискретной математики. Поиски работы для пяти-шести человек обернулись в итоге трудоустройством тысяч. Все это, конечно, отнимало массу времени, но мне было интересно, потому что организация образования и науки — это создание для других возможности заниматься любимым делом.

Математика — нечто вроде стяжания идей из платоновского «мира идей», идеального мира, в котором пребывают математические высказывания. Можно так интерпретировать математику, пусть и выходит несколько утрированно. Но в каком‑то смысле это и в самом деле так. Ведь задача математика вовсе не решение какой‑то «естественной» проблемы, органичной для природы. Его задача — открытие некоей истины, осознание того, как взаимосвязаны некоторые идеальные объекты. Но в своем modus operandi математика — и я не устаю это повторять — сродни скорее деятельности историка, который занимается теоретической спекуляцией. То есть он пытается найти синтез на основе разрозненных фактов, иногда искаженных, иногда вымышленных: правильно их между собой сопрячь, скомбинировать, отличить достоверное от недостоверного и так далее. Настоящий математик занят чем‑то очень похожим. Существует мир идей, в котором заключены удивительные по своей красоте утверждения, и нужно, опираясь на свои знания из разных сфер математической науки, так сопрячь их между собой, чтобы какая-нибудь из этих идей наконец излилась в наш мир и превратилась в теорему, опубликованную в журнале или представленную на конференции. В этом смысле математика, как я все время говорю, не естественная, а гуманитарная наука, потому что по стилю мышления при всей его абстрактности математик скорее близок к историку или к человеку искусства. Нужно найти нетривиальную ассоциацию, и тотчас возникнет словно бы некая искра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью

Удивительные примеры музыки, навеянной живописью

СНОБ
«Всё сам. Всё сам» «Всё сам. Всё сам»

Ход обсуждения, а фактически — судилища, был зафиксирован Владимиром Малиным

Дилетант
Марина Мнишек и ее мужья Марина Мнишек и ее мужья

Марина Мнишек – царица всея Руси и первая коронованная в Российском государстве

Знание – сила
Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»? Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

Дилетант
Хмелита и Грибоедовы Хмелита и Грибоедовы

Атмосфера усадьбы формировала личность гениального поэта А. С. Грибоедова

Знание – сила
Аллергия на холод Аллергия на холод

Холодовая аллергия – одно из самых парадоксальных заболеваний

Здоровье
Габриэле Д’Аннунцио Габриэле Д’Аннунцио

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Целую, береги себя Целую, береги себя

Новый год в трогательных воспоминаниях

Новый очаг
Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других

Как формируется наша самооценка и что делать, если она слишком низка?

Psychologies
Тройное открытие Тройное открытие

Что это – трикладушка? Гармошка? Складной планшет?

ТехИнсайдер
Как перестать жить «на автопилоте» Как перестать жить «на автопилоте»

Будьте настоящими пилотами, не позволяйте автопилоту стоять у руля вашей жизни!

Здоровье
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма» Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма»

Какие традиции и принципы остаются неизменными в работе заксобрания Прикамья?

ФедералПресс
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL

Потенциал платежных систем и развитие финтеха в российских регионах

Inc.
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя

Генетика против рака: как клеточная инженерия спасла жизнь Эмили Уайтхед

СНОБ
Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин

Почему вас из колеи выбивает даже сущая ерунда?

Psychologies
Взрывная техника Джона Перальты Взрывная техника Джона Перальты

Взрывные диаграммы легендарных приборов, механизмов и гаджетов прошлого

ТехИнсайдер
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории» Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории»

Какие проекты будут реализованы в островном регионе

ФедералПресс
Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком

Породы, которые не подходят для семей с маленькими детьми

ТехИнсайдер
Что такое психогенное переедание, или binge eating Что такое психогенное переедание, или binge eating

Психогенное переедание: как его распознать и можно ли вылечить?

ТехИнсайдер
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
Супруги купили заброшенный дом в Японии за $7,5 тыс. и превратили его в гостиницу, за год отбив половину вложений Супруги купили заброшенный дом в Японии за $7,5 тыс. и превратили его в гостиницу, за год отбив половину вложений

Как семья Бентон из Америки открыла свой бизнес в Японии?

Inc.
Антилопа суни Антилопа суни

Самые маленькие в Африке антилопы – бесстрашные борцы за место под солнцем

Знание – сила
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
Открыть в приложении