Как создавался памятник картографии «Хорографическая книга Сибири»

Знание – силаИстория

Приказали стать Леонардо

Игорь Шумейко

Тобольский кремль

– Почему всё ж не русские изобрели порох?
– Так-ить, приказа не было!
Почти из М. Е. Салтыкова-Щедрина

В усмешке сатирика, радостно подхваченной фольклором, присутствует и некая пружинка: «Но если прикажут, мы…»

Семен Ульянович Ремезов (1642—1720, даты приблизительны) как раз из числа получивших приказ. И если просуммировать все отданные (и успешно исполненные) приказы, получится: ему просто велели «стать русским Леонардо да Винчи», гением многих направлений. Причем приказывал тот самый монарх, держатель мощного средства воздействия (см. «петровская дубинка»).

Ремезов родился в Тобольске, причислен к «детям боярским», позже он стал «дворянином по выбору». Первые документы, свидетельствующие о его служебной деятельности, относятся к 1681—1682 годам: «был верстан на государеву службу» в возрасте 40 лет (нетипично для служилых людей той эпохи). А первым из этой фамилии в Тобольске поселился Моисей Ремезов, ранее служивший у патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича. За некую провинность в 1628 году был сослан в Сибирь, служил в местной администрации, умер в Москве в 1647‑м. Сын его, Ульян Моисеевич, начал службу казаком, затем – войсковой подьячий, сотник и первый Ремезов‑«универсал». Собирал ясак, участвовал в посольствах (к Девлет-Кирею царевичу, Лаузану-тайше), проводил рекогносцировки в поисках соляных озер и мест будущих острогов, организовывал сибирские слободы, был приказчиком Ишимского, Тебендинского и Коурдацкого острожков. Его весьма ценил воевода Петр Годунов.

А настоящий взлет талантов «леонардового размаха» явил его сын Семен Ульянович. Википедия и справочники, перечисляя: «русский энциклопедист, картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель», едва ли доходят до середины послужного списка. Ведь Ремезов также являлся артиллерийским конструктором, налоговым чиновником, геологом, дипломатом и даже военачальником (правда, небольшого ранга). В истории он широко известен как картограф, составитель уникальных атласов: «Хорографическая книга Сибири» («Хорография» – вышедший из употребления греческий термин, означающий описание отдельной страны, местности, ближайший аналог – «страноведение»), «Чертежная книга Сибири», «Служебная книга Сибири» – наиболее ценных памятников отечественной картографии.

Начал службу Семен в 1668 году казаком в Ишимском острожке. За усердие в 1682‑м получает звание «сына боярского», переводится в Тобольск. Участвовал в отражении набегов «немирных» племен, собирал ясак, основывал новые села, переписывал население, в общем, «осваивал Сибирь». Делал, по сути, то же, что и отец его Ульян и дед Моисей Ремезовы, но… с поправкой на эпоху.

Подошло время правильного, каменного строительства, и он находит известь, глину, налаживает первое в Сибири кирпичное производство, составляет чертежи каменных укреплений, зданий города, стоящих и поныне: Тобольский кремль, Приказная палата, Гостиный двор, Петропавловская церковь. Перестали быть терпимыми вечные городские пожары, и Ремезов разрабатывает типовой образцовый проект каменного дома для частной застройки. Приказано ставить казенный Каменский завод, и он составляет полный его проект, от плотин с водяными колесами, доменного горна до собственно конструкций производимых на нем артиллерийских орудий и ядер. Отыскивает «селитряные земли» (геолог!), разрабатывает план строительства порохового завода.

При всем этом, а еще и при участии в военных походах, успешных дипломатических переговорах с тайшами (сибирскими вождями, князьями) Семен Ремезов сам себя считал (ну точно – Леонардо!) изографом, сиречь – иконописцем, художником. Просто… «художник, получавший еще и другие приказы». Вот жалованье Ремезова, не считая вознаграждений «за особые службы»: 7 (к 1697 году поднялось до 11) рублей, 7 четей ржи, 7 четей овса и 2 пуда соли – в год.

Можно ли занести Семена Ульяновича в реестр «птенцов гнезда Петрова», в один ряд с великими универсалами XVIII столетия Ломоносовым, Татищевым? В кратко-гладкой истории – вполне. НО… более пристальный взгляд на важнейшее его произведение откроет другую картину. Шедевр картографического искусства, «Хорографическая чертежная книга Сибири», составленная Ремезовым в 1697 году и упорно пополняемая им с сыновьями Леонтием, Семеном, Иваном до 1711‑го… – в действительности еще и пример исторического конфликта ускоренного, порой поверхностного, просветительства и традиционного знания, мифов. Из предисловия Ремезова: «сия херогравская чертежная книга сочинена царским повелением недалече от свободных наук».

Но в итоге историки утверждают, что Книга не удовлетворила запросов самодержца, «работы были мало востребованы ближайшими потомками». По мнению В. Э. Булатова, «виноват острый культурный кризис эпохи реформ Петра». Владимир Эрикович Булатов – ученый, руководивший работой по возвращению современникам наследия Ремезова, отчасти похож на своего героя сочетанием важных практических дел и широкого научного интереса. После окончания географического факультета МГУ Булатов работал в «Зарубежгеологии», дешифруя космические снимки. С 1993 года он – хранитель картографического фонда Исторического музея, кандидат географических наук. Тема его диссертации – «Карты зарубежных акваторий Адмиралтейской коллегии». Монография «Русские морские карты XVIII века» (М., 2021) удостоена в 2023 году первой «Забелинской премии». Ученый подготовил к публикации еще и «Окладную книгу Сибири», организовал выставки, представившие миру шедевры российской картографии: «Русские карты Греческого Архипелага 1769—1774» (к 300‑летию Российского флота, 1996), «Три века русской картографии» (2001), «Искусства ради и науки» (о картах как произведениях декоративно-прикладного искусства, 2011), «Россия и Голландия. Пространство взаимодействия» (2013).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Все болезни от нервов? Все болезни от нервов?

Специалисты считают: многие проблемы со здоровьем имеют психологическую основу

Добрые советы
«Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе «Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе

Boulevard Depo — об отношении к успеху и вдохновении

Forbes
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
О науках естественных и не очень О науках естественных и не очень

Как выбраться из болота экономической неопределенности

Деньги
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
Вперед, к природе! Вперед, к природе!

Зимняя вечеринка на даче: как все устроить за три дня

Лиза
Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта

Темная материя: проблема «последнего парсека», новые факты и рекорды в поисках

Знание – сила
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Стань богаче! Стань богаче!

Как составить личный финансовый план на 2025 год

Лиза
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики» Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики»

Как промышленное сердце России превратилось в центр моды федерального масштаба

ФедералПресс
Юлия Барановская: «Не будет боли и обид, если не врать себе» Юлия Барановская: «Не будет боли и обид, если не врать себе»

Обсудили с телеведущей семейные традиции, путешествия и материнский стресс

VOICE
Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир» Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир»

Прима-балерина Михайловского театра — о феномене «Щелкунчика»

СНОБ
Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать» Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать»

Эх, вернуть бы еще молодость, которая так быстро пронеслась

Караван историй
Роботы захватывают океан Роботы захватывают океан

На что способен гибридный флот Америки

Обозрение армии и флота
А у нас в Рязани... А у нас в Рязани...

Не только грибы с глазами, но и масса всего интересного

Лиза
Государство недооценивает проблемы в АПК Государство недооценивает проблемы в АПК

Какие риски угрожают развитию АПК

Агроинвестор
«Ледяная шерсть» «Ледяная шерсть»

Cекрет образования «ледяных волос» был частично раскрыт лишь совсем недавно

Наука и жизнь
Шаг за шагом до Европы Шаг за шагом до Европы

Как на спутнике Юпитера Европе будут искать внеземные организмы

ТехИнсайдер
Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Один настойчивый старик Один настойчивый старик

Как Клинт Иствуд закончил свою версию «12 разгневанных мужчин»

Weekend
Государь всея Руси Государь всея Руси

Когда Иван III пришел к власти, он стал правителем карликового государства...

Знание – сила
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Польза мидий: 5 свойств и противопоказания Польза мидий: 5 свойств и противопоказания

Мидии: в чем их польза, а также три рецепта от шеф-повара

РБК
Баланс сил между берегами Тайваньского пролива Баланс сил между берегами Тайваньского пролива

Руководство Китая не прибегнет к силовому варианту присоединения Тайваня

Обозрение армии и флота
Принять позы Принять позы

Позы или буузы — как правильно, мы так и не узнали: здесь мир разделен надвое

Seasons of life
Открыть в приложении