Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

ДилетантИстория

Легенда о старце

«Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге» — так написал Пушкин. Кончина банальнее некуда для человека масштаба Александра I, для «сфинкса, не разгаданного до гроба», «двуликого Януса» русской истории! Так и тянет усомниться. И петербургский свет засомневался сразу же, а немного погодя — усомнилась и вся империя.

Константин Котельников

Старец Фёдор Кузьмич Томский. Современная икона

Не поверил и Толстой

За несколько лет до своей смерти Лев Николаевич Толстой сел за очень необычную повесть: «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича…» Дописать он их так и не успел, но собрал в них самые главные доводы в пользу популярной тогда легенды: религиозный старец, закончивший свою жизнь в Сибири, был на самом деле Александром I, инсценировавшим в 1825 году свою смерть. Толстой пишет:

«Во-первых… Александр умер совершенно неожиданно, не болев перед этим никакой серьёзной болезнью, во-вторых… умер он вдали от всех, в довольно глухом месте, Таганроге, в-третьих… когда он был положен в гроб, те, кто видели его, говорили, что он так изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его закрыли и никому не показывали, в-четвёртых, Александр неоднократно говорил, писал (и особенно часто в последнее время), что он желает только одного: избавиться от своего положения и уйти от мира, в-пятых, — обстоятельство малоизвестное — то, что при протоколе описания тела Александра было сказано, что спина и ягодицы были багрово-сизо-красные, что никак не могло быть на изнеженном теле императора».

Феодор Кузьмич. Портрет томского художника, сделанный по заказу купца Хромова, вторая половина XIX века. Томский областной краеведческий музей

Толстой стал не первым и не последним, кто поддался обаянию этой легенды. Даже Александр II не исключал, что его родной дядя оставил бремя власти, чтобы странствовать и молиться.

Во-первых, склонному к мистике и религиозному императору было в чём каяться в отшельничестве — в грехе отцеубийства. Во-вторых, незадолго до смерти он действительно говорил об усталости от бремени власти и о том, как хорошо бы было поселиться в Крыму или на Рейне. В-третьих, и об этом судачили ещё в марте 1826 года, сама смерть и похороны вызывали подозрения. Почему Александр, отличавшийся крепким здоровьем, так внезапно умер от простуды? Почему гроб из Таганрога в Петербург отправили только на 41-й день после кончины, ехал он два с лишним месяца, а на похоронах стоял закрытым? Почему тело неправильно забальзамировали — уж не для того ли, чтобы оно разложилось и нельзя было опознать подлог? Ещё одна странность — на похороны не пришла императрица Елизавета Алексеевна!

Уже тогда начали говорить, — а не скрылся ли император в Америке или на Святой Земле?

Свидетельские показания

Поутихшие со временем слухи разгорелись с новой силой спустя сорок лет. Оказалось, немало свидетелей опознали императора Александра, обитавшего, однако, не в Америке, а в Сибири, близ Томска. Утверждалось, что скончался он под именем Фёдора Кузьмича в 1864 году в доме купца Семёна Хромова, который написал и привёз в столицу его историю — «Жизнеописание великого старца Феодора Косьмича». Старец этот, рассказал Хромов, не только жил у него в последние годы, но и стал ему духовным отцом. Рассказывал купец о творимых им чудесах (например, предсказаниях) и о необычных его знаниях. Вслед за Хромовым появились и другие свидетели — казаки да крестьяне. Детали их рассказов разнились, но основа сюжета была одна.

Семён Феофанович Хромов и его дом в Томске на открытке начала ХХ века

С одной стороны, был это просто старец-богомолец, каких в Сибири знали немало: ссыльный поселенец со шрамами от плетей на спине, одинокий, тихий. Жил он скромно, много молился, питался ржаными сухарями и картошкой, спал на досках, носил обычную рубаху. С другой, а это уже совсем нетипично, Кузьмич знал французский язык, рассуждал и вспоминал о высокопоставленных лицах, обучал детей грамоте, а взрослым рассказывал о событиях Отечественной войны 1812 года, о военных походах и сражениях. Причём иногда в таких мельчайших подробностях, что сомнений не оставалось — рассказывает то, что сам видел. Бросалось в глаза и его внешнее сходство с портретами Александра I. Не раз он и сам едва себя не выдавал. Однажды Кузьмич, недовольный красноярским начальством, сказал якобы: «Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет». В конце концов, на смертном одре Фёдор открыл купцу Хромову тайну — он, старец, не кто иной, как Александр Благословенный, российский император!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении