Что за офицеры изображены на рисунке, который считался за авторством Лермонтова?

ДилетантКультура

Два кавказца

Александр Кибовский

Акварель с двумя офицерами в фуражках. Флигель-адъютант князь Давид Чавчавадзе и Григорий Чертков рис. Джорджио Коррадини. Кавказ, лето 1855 года Пушкинский дом РАН. Ранее: знакомые Лермонтова князь Белосельский-Белозерский и Шемиот. Рисунок князя Григория Гагарина, 1838–1840 годы

На страницах «Дилетанта» я не раз обращался к теме лермонтовских реликвий, среди которых по сей день хватает загадок. В преддверии 210-летия поэта я тоже готовил новую статью, но, увы, по независящим от меня причинам, а токмо волею Замоскворецкого суда встретил юбилей в камере 611 СИЗО «Матросская тишина». Тем не менее по переписке мне всё-таки удалось завершить свою «Камерную атрибуцию».

Трагическая смерть 26-летнего поэта всколыхнула русское общество. Довольно быстро пришло осознание литературного величия погибшего на дуэли поручика Тенгинского пехотного полка. Лермонтовские реликвии сразу стали предметами бережного хранения и коллекционирования. Но в отличие от Пушкина, чьим наследием занимались друзья-писатели, в окружении Лермонтова оказалась своеобразная инициативная группа — его военные сослуживцы. Именно они основали Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище — продолжателе школы гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, которую в своё время окончил сам Лермонтов. Как водится, его имя обросло легендами. В том числе поэту стали приписывать традиции «цука» — помыкательства, порой весьма жестокого, со стороны старших юнкеров младшими.

Как бы там ни было, к 1917 году в Лермонтовском музее хранилось множество реликвий, которые после революции поступили в Пушкинский дом Академии Наук. Советским учёным предстояла огромная работа по исследованию полученных фондов. Среди них находилась небольшая (20,8 х 19,6 см) акварель с двумя офицерами, которая считалась рисунком самого поэта. В нижней части листа имелась карандашная подпись на французском языке: «Два флигель-адъютанта Е.В. (Его Величества) Императора». На следующей строке были фамилии офицеров, но, увы, они оказались обрезаны.

Драгуны Нижегородского полка. Зарисовки Джорджио Коррадини. Кавказ, 1856 год

Акварель исполнена на высоком художественном уровне. Как рисунок Лермонтова её охотно печатали в разных изданиях 1935–1941 годов. Но имена двух офицеров оставались неизвестными, пока рисунком не заинтересовался крупнейший специалист по лермонтовской иконографии Николай Павлович Пахомов (06.03.1890–11.03.1978). В 1948 году вышла его фундаментальная работа «Живописное наследство Лермонтова», где он отвёл авторство поэта и приписал акварель кисти знаменитого художника — князя Григория Гагарина. Всё-таки живопись рисунка более профессиональна, чем у замечательного, но тем не менее самоучки Лермонтова. Самих же офицеров Пахомов определил как знакомых поэта флигель-адъютантов Шемиота и князя Белосельского-Белозерского. С тех пор акварель зажила под новым названием.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении