Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»
Этой осенью композитор, философ, художник, автор одной из главных музыкальных композиций фильма Паоло Соррентино «Великая красота», Владимир Мартынов открыл в галерее современного искусства a—s—t—r—a выставку «Владимир Мартынов. Онтограммы автоархеологии в пространстве автоархеологии Дмитрия Пошвина». «Сноб» поговорил с Владимиром Мартыновым об актуализации генетической памяти, его художественном творчестве и принципе пестрых овец Иакова.
Вас называют и композитором, и философом, и художником. Кем вы сами себя считаете?
Да нет, теперь уже и философом, и композитором как-то неуютно быть в этом мире. Я просто некий человек, занимающийся и тем, и другим.
Недавно в галерее современного искусства a—s—t—r—a вы открыли выставку «Владимир Мартынов. Автоархеология. Пространство автоархеологии. Дмитрий Пошвин». Как вы начали писать работы? Про что ваше художественное творчество?
Я начал писать еще с годов 60-х. В 61-м или 62-м, когда мы устраивали подпольные выставки. А потом, когда начались 70-е и необходимо было определяться в профессиональном плане, как-то так получилось, что композиторство и музыка взяли верх. И про изобразительное искусство я немного забыл. Хотя у меня есть ряд работ, которые мне очень ценны. И, кстати, некоторые из них, созданные еще в 1962–1964 годах, отчасти также представлены на выставке в галерее a—s—t—r—a. А с 90-х годов и в связи со всеми событиями я все более активно стал возвращаться к изобразительному искусству.
Автоархеология — это актуализация генетической памяти и подключение сознания к опыту существования вида Homo sapiens. Почему вас интересует данная тема?
Автоархеология — это вписывание в окружающую действительность. Это не описывание себя самого любимого и того, что меня окружает, а попытка вписаться. Вообще вписывание — это термин из автоспорта. Там надо уметь вписаться в поворот. Если человек не вписывается в поворот, то это летальный исход. И тут очень важно именно это вписывание в ситуацию. Нас окружает определенная жизненная ситуация, и ее надо не столько описывать и анализировать, сколько пытаться вписываться. Это и есть автоархеология. Чем автоархеология отличается от автобиографии? В автобиографии человек описывает свое «я» и то, что его окружает. Автоархеология — это вписывание себя в окружающую действительность.