«Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хэтчбеке, которые не все знают
«Восьмерке» исполнилось 40 лет: Важные факты из истории хэтчбека, о которых многие даже не догадываются
В декабре 1984 года, то есть ровно 40 лет назад, с конвейера завода в Тольятти начал сходить трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108 с передним приводом. Выпуск этой модели продолжался целых 20 лет и был остановлен в 2004 году. За это время на предприятии собрали 884 657 экземпляров модели, которая приобрела в нашей стране статус культовой.
Autonews.ru решил вспомнить все самые важные нюансы этого автомобиля, который кардинальным образом изменил отечественный автопром.
Первый прототип и климатические тесты
Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века, правда тогда проект еще носил название «Гамма». К примеру, первый эскиз будущем модели датируют весной 1977 года. Уже в следующем году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр машины.
Испытания модели по своей сложности и строгости ничем не уступали тестам современных автомобилей. Так, тестовые прототипы отправили в различные регионы страны от Средней Азии до Сибири. Цель была испытать автомобиль в разнообразных климатических и дорожных условиях.
При этом официально о разработке принципиально новой для Советского Союза было объявлено только в начале 1981 году. Соответствующее заявление на XXVI съезде КПСС сделал тогдашний министр автомобильной промышленности страны Виктор Поляков. Чиновник пообещал, что новая переднеприводная модель ничем не будет уступать зарубежным аналогам, а за разработку автомобиля отвечают тольяттинские специалисты.
Цены и название
Точным днем рождения легендарного ВАЗ-2108 различные источники называют сразу три даты 17, 18 и 19 декабря 1984 года. В один из этих дней стартовало производство (правда изначально в пуско-наладочном режиме) первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР. Полноценный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем, 1985 году.
Мало кто знает, но официально трехдверка изначально называлась «Спутник», а экспортные вариант именовался «Самарой» (позже это название стало использоваться для всего семейства модели). Однако в народе хэтчбек стал известен по прозвищу «восьмерка». Еще одно неофициальное название (правда не столь распространенное) — «зубило». Такое прозвище машина получила за достаточно экстравагантный дизайн для того времени.