30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России
Первые региональные парламенты появились в России 30 лет назад, и за эти годы в субъектах РФ активно формировались политические механизмы. Местный парламентаризм прошел серьезный путь, переживая все сложности и вызовы, которые стояли перед страной. Что такое региональные парламенты сегодня и какое будущее их ждет? «ФедералПресс» поговорил с представителями заксобраний и областных дум субъектов РФ о том, как развивался местный парламентаризм в России и каковы пути его развития.
Новый уклад новой страны
Точкой отсчета современного российского парламентаризма является 1993 год. «Тридцать лет назад, на сломе эпох, перед создателями новой России стояла очень сложная задача. Социалистическая система изжила себя, необходимо было выстроить принципиально иную структуру устройства нашей жизни. Страна, люди нуждались в переменах, а значит, в тысячах законов», — заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Она напомнила, что современная парламентская система работает в тесном взаимодействии всех органов власти. Именно сотрудничество с президентом и правительством РФ позволяет справляться с вызовами времени.
«Мы сумели настроить и реализовать плодотворное взаимодействие, сотрудничество с президентом и правительством, мы в тесной связке разрабатываем ключевые решения на благо народа и государства. То, что именно этот подход является единственно верным, доказано такими серьезными испытаниями, как мировые кризисы, пандемия ковида, экономические санкции и политическое давление со стороны Запада. Ни один из этих вызовов не привел к сбоям в выстроенной системе принятия важнейших государственных решений, управлении страной», — сказала Матвиенко.
Уровень современного российского парламентаризма не позволяет переходить к крайностям, убежден президент России Владимир Путин. «Несмотря на то, что мнения, точки зрения на пути и способы достижения наших целей общенационального характера — разные, все-таки культура парламентаризма стала настолько высокой, что не позволяет переходить к каким-то крайностям», — заявил глава государства.
При этом развивались как общенациональный парламент — Федеральное собрание, так и региональные парламенты. Россия изначально создавалась как многонациональная федерация, объединяющая различные народы и территории с уникальными культурами, экономиками и климатическими условиями, напоминает член Ассоциации историков Союзного государства Александр Макушин. Для решения сложных вопросов, связанных с этим разнообразием, была выбрана форма федерации, которая, хотя и сопряжена с определенными проблемами, позволяет учитывать интересы каждого региона.
«Как и любое государство, наш региональный парламентаризм прошел через разные стадии своего развития. Вспоминая девяностые годы, можно отметить, что тогда многие депутаты были связаны с местным криминалитетом и бизнесом. Однако благодаря усилиям Владимира Путина и его команды удалось отделить местные финансовые интересы от власти», — указал эксперт. Теперь депутаты не подвержены влиянию крупных местных олигархов, и ситуация значительно улучшилась, подчеркнул Макушин.
«Сейчас мы наблюдаем, как парламентская работа налаживается даже в сложных регионах, таких как Северный Кавказ. За 30 лет региональные парламенты трансформировались из инструментов местного бизнеса в реальные органы власти, способные проводить единую федеральную политику», — уверен собеседник.
Непростое начало
За 30 лет существования российского парламентаризма отношения между исполнительной и законодательной властью пережили разные этапы развития: от конкурентной борьбы до полного взаимопонимания и консолидации идей и ресурсов для решения задач, поставленных государством, работы во благо жителей. Чем больше задач ставится перед представителями исполнительной власти, тем грамотнее и качественнее необходимо выстраивать взаимосвязь с властью законодательной. «Сложнее всего было именно пионерам законодательной власти. Работа начиналась с нуля, и депутаты в условиях новой государственности порой не знали, с чего начать, как развивать парламентаризм», — вспоминает председатель Саратовской областной думы