Мамины помощники
Застелить постель, убрать игрушки, помыть за собой кружку… Казалось бы, ничего сложного. Однако детей, готовых делать это без принуждения, единицы. Как приучить их выполнять элементарные обязанности по дому?

Совет №1: Разрешай
Полуторагодовалая Сонечка, усердно пыхтя, пытается расправить одеяло на кроватке. А 2-летний Даня размахивает веником и до слез спорит, пытаясь отвоевать право самому намочить тряпку и потереть пол. Будут ли эти малыши с таким же удовольствием наводить порядок в 7, 10, 15 лет? Скорее всего, нет, если их родителям очень не нравятся лужи воды и медлительность маленьких помощников. И если вместо «Спасибо, золотце! Что бы я без тебя делала?» мамы говорят: «Иди лучше поиграй». Запретами мы отбиваем у ребенка желание помогать. Все эти «нельзя», «не трогай», «не бери» через несколько лет сослужат плохую службу. Настанет момент, когда мы будем просить: «Убери», «Помоги», а сын или дочка просто проигнорирует наши просьбы-требования-ожидания. Поэтому, пока не поздно, разрешай – мыть, подметать, убирать. И, разрешая, никогда не переделывай законченную работу на глазах у ребенка.
Совет №2: Играй
4-летняя Лена уверена: нет ничего интереснее, чем убирать игрушки. Она взволнованно рассказывает в саду, как вчера вместе с мамой играла в «Магазин». Как они катили по комнате коробку и складывали в нее, будто в тележку, «покупки» – посуду для кукольного домика. А сегодня будут собирать игрушки с папой наперегонки… Превратить скучный процесс в игру очень просто.
Попробуй складывать игрушки по коробкам, напевая: «Бом-бом, тили-бом, убираем все кругом. Будет чистым наш дом, тили-бом, тили-бом». Или расскажи сказку, что каждую ночь в дом приходят гномики и затевают веселую игру, а через неубранные игрушки приходится перелезать! Для коротких ножек гномиков непростая задача.
Совет №3: Планируй
У 7-летнего Коли над столом висит большое красивое расписание. В нем написано, а точнее, нарисовано (так нагляднее) все, что он должен сделать дома за день:
- застелить постель;
- помочь маме загрузить стиральную машину;
- сделать влажную уборку своей комнаты;
- полить цветы;
- убрать кошачий туалет;
- вымыть свою обувь после прихода с улицы;
- приготовить одежду на завтра.
Лист с расписанием разделен на 7 граф – по числу дней недели. И напротив выполненных дел Коля наклеивает цветные звездочки.
Такой список дел не только прививает навыки самоорганизации, но и помогает прижиться полезным привычкам. А чтобы ребенок следовал ему с удовольствием, продумай систему поощрений. За успешное выполнение всех дел за неделю ты, например, можешь наградить сына или дочку походом в театр или кино. Или выдать какую-то небольшую денежную сумму, чтобы со временем ребенок мог накопить на дорогую игрушку. Но часто детям интересен просто сам процесс, ведь каждое выполненное дело можно заштриховать или отметить наклейкой.
Совет №4: Хвали
Не стоит отделываться простым «умница» или «молодец». Лучше сказать что-то вроде: «Помощница моя любимая! Я бы никогда без тебя не закончила это дело. Спасибо тебе!» Не забывай при этом обнять ребенка, приласкать его. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир писала, что 4 объятия в день необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия ребенку нужно не меньше 8. Эти доказательства нашей любви куда важнее, чем шоколадка в обмен на уборку комнаты или новая куртка за месяц «следования списку».
Совет №5: Показывай
Родителям не обойтись без наглядных примеров – собственных, друзей, знакомых, телевизионных и книжных героев. Чтобы ребенок захотел что-то сделать, он должен увидеть, как это интересно. 10-летний Марат сколотил книжный шкаф после того, как побывал в мастерской друга отца. 12-летний Семен полюбил готовить, посмотрев динамичные шоу Джейми Оливера. А 7-летняя Алина стала помогать бабушке в саду и решила, что станет ландшафтным дизайнером…
Без кнута и пряника, или правило трех «не»
Выработать у ребенка привычку к порядку гораздо проще, если:
- не ругаться и не кричать;
- не заставлять убирать
- насильно;
- не поощрять за каждое действие конфетами, новой игрушкой и т. д. Ты же не хочешь, чтобы через некоторое время сын или дочка подходили к тебе с вопросом: «Я вынесу мусор, а что мне за это будет?»
Задания со смыслом
Ребенок не хочет собирать игрушки? Поиграй с ним в…
- «Дворника». Игрушки превращаются в снег или листья, и маленький дворник убирает их лопатой или метлой.
- «Уборщика». Им может быть любимая игрушка – мишка или кукла. Ее ручками/лапками очень удобно и весело захватывать разные предметы и бросать их в нужный контейнер.
- «Сбор ягод и грибов». Берем корзины и отправляемся в «лес». В одну корзинку складываем «ягоды» (детали конструктора), в другую – «грибы» (куклы).
- «Викторину». Взрослый дает задание собрать 5 игрушек. Потом – бросить в коробку 3 зеленые игрушки. Или только деревянные игрушки. И так, пока все не будет собрано.
- «Жадный ящик». На контейнере для игрушек рисуем рожицу – это и будет «жадный ящик». В него после второго или десятого предупреждения попадают все несобранные игрушки. Ящик забирает их на несколько дней и отдает обратно только при условии, что малыш впредь будет убирать их на место.
От двух до семи
Уильям и Марта Сирс, авторы многочисленных бестселлеров по уходу за детьми, считают, что, приучая ребенка к поддержанию порядка, родители формируют у него уверенность в себе: «Наделите детей домашними обязанностями – и дети почувствуют свою значимость. Кроме того, вы направите их энергию в желательное русло: они будут хорошо вести себя и набираться полезных навыков». По мнению Сирсов, выполнять мелкие домашние обязанности дети вполне могут с 2 лет.
- В 3 года можно научить малыша протирать раковину.
- В 4 года – сортировать предназначенное для стирки белье.
- 5-летний ребенок может каждый вечер мыть свою чашку и тарелку.
- А к 7 годам дети способны от начала до конца приготовить простое блюдо, например сварить макароны или поджарить омлет.
Что сказать?
«Зачем?» – спрашивают дети, когда мы просим их убрать игрушки или навести порядок в комнате. На этот вопрос американский психолог и педагог Эда ле Шан советует отвечать примерно так: «Чтобы создать удобное, комфортное место, где мы будем делать то, что нам приятно». «Кроме того, детям нужно объяснять, – пишет она, – что вам тоже не всегда нравится то, чем приходится заниматься, но, кроме вас, это никто не сделает».
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl