Письмо в журнал «Безбожник» — о непонимании роли религии в молодом СССР

ДилетантИстория

«Крыши раскрыты»? «Печь упала»? Три года ссылки

Публикуемое письмо, отправленное в журнал «Безбожник» в 1929 году, свидетельствует и о положении церкви в молодом Советском государстве, и о непонимании рядовыми верующими той роли, которую большевики отвели религии.

Станислав Кувалдин

Рисунок Дмитрия Моора на обложке первого номера советского антирелигиозного журнала «Безбожник» (позже «Безбожник у станка»). Январь 1923 года

Среди писем, приходивших в 1920-е годы в редакцию журнала «Безбожник», органа Союза воинствующих безбожников, попадаются и крайне парадоксальные образцы, весьма ярко свидетельствующие о времени ещё не устоявшихся окончательно норм жизни относительно молодого советского режима. В частности, у многих жителей страны отсутствовали твёрдые представления о том, куда и на что имеет смысл жаловаться в советскую прессу.

Так, в 1929 году редакция журнала, сосредоточенного на антирелигиозной пропаганде, получила из рязанского села Бежтвино письмо от некоей Архиповой. В заявлении на имя «Председателя Безбожника» крестьянка требует «приведения в нормальный порядок» сельской церкви, прихожанкой которой она состоит.

По сути, заявление Архиповой представляет собой донос на церковного старосту Степана Савельевича Феоктистова, которого Архипова одновременно называет бывшим помещиком и кулаком. Каким бы странным ни казалось подобное «двойное» обвинение, это также отражение не затвердевшей социальной структуры Советского государства, где в качестве «родимых пятен» прошлого ещё могли сохраняться оставшиеся проживать на территории

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении