Грустная дива: как оперная певица Мария Каллас покорила мир и лишилась голоса
В российском кинопрокате идет драма Пабло Ларраина «Мария», посвященная последним дням оперной певицы Марии Каллас (главную роль исполнила Анджелина Джоли). Несмотря на всемирное признание, она страдала из-за абьюзивных отношений и неприятия собственной внешности, последствием которого стали проблемы со здоровьем и, в конечном счете, крах карьеры. Forbes Woman рассказывает ее историю.
Нелюбимая дочь
Мария Каллас появилась на свет 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов Георгиоса (Джорджа) Калогеропулоса и Евангелии Димитриаду. При крещении ей дали имя София Сесилия Анна Мария, но в близкие называли девочку Мэри. Фамилия Каллас, под которой обладательницу необыкновенного сопрано позже узнает весь мир, была производной от греческой Калогеропулос — родители Марии считали, что такой сокращенный вариант легче произносить англоговорящим.
Рождение Каллас стало разочарованием для ее семьи. Мать с отцом незадолго до этого потеряли сына (он умер в три года от менингита), ждали мальчика, поэтому Мария была нежеланным ребенком. Тем не менее, властная и расчетливая Евангелия Димитриаду возложила на девочку большие надежды: она хотела вырастить из той великого музыканта.
С семи лет Каллас начала брать уроки классического фортепиано, но ее быстро затмила старшая сестра Джеки, которую все просто обожали. «Моя сестра была стройной, красивой и дружелюбной, и мама всегда предпочитала ее. Я была гадким утенком, толстым, неуклюжим и непопулярным. Это жестоко — заставлять ребенка чувствовать себя уродливым и ненужным», — позже вспоминала оперная певица.
Однако талант Марии заключался в другом — в сильном вокале и драматическом темпераменте, идеально подходящем для театра. Евангелия, сама когда-то мечтавшая о музыкальной карьере, подтолкнула дочь к вокальной карьере.
Когда родители развелись, 13-летняя Мария вместе с матерью и сестрой переехала Грецию. С тех пор Каллас все свое время посвящала урокам вокала. Мать Марии специально солгала о возрасте дочери, чтобы та поступила в Афинскую консерваторию и занималась у испанской певицы Эльвиры де Идальго, всемирно известной своим колоратурным сопрано. Легендарная оперная певица называла свою юную ученицу «феноменом» и отмечала исключительные способности Каллас: «Она внимательно слушала всех моих учеников, сопрано, меццо-сопрано, теноров… Она легко могла бы исполнить все это».
На сцене Каллас дебютировала еще во время обучения в консерватории: в 1939 году в студенческой постановке оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи она исполнила роль девушки-крестьянки Сантуццы. В 1941 году Мария подтвердила профессиональный уровень, выступив в театре «Олимпия» (сейчас это Национальная Опера Греции) со скромной ролью Беатриче в опере «Боккаччо» Франца фон Зуппе. Сопрано Галатея Амаксопулу, которая делила сцену с Каллас и пела в хоре, позже вспоминала: «Даже на репетициях фантастические вокальные способности Марии были очевидны, и с тех пор другие стали пытаться помешать им проявиться». Ведущие сопрано Навсикая Галану-Кириакопулос и Анна Ремунду сразу невзлюбили амбициозную вокалистку: они «стояли за кулисами, пока [Каллас] пела, и обсуждали ее, бормоча, смеясь и показывая на нее пальцем».
Несмотря на насмешки и козни со стороны коллег, Каллас успешно делала карьеру в «Олимпии». В августе 1942 года она исполнила главную партию в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Затем, в опере «Долина» Эжена д’Альбера, воплотила служанку Марту, против воли отданную помещиком в жены пастуху. Сценический перфоманс Каллас покорил критиков, которые единогласно признали певицу «чрезвычайно динамичной артисткой, обладающей редчайшими драматическими и музыкальными дарованиями». Однако успехи Марии омрачала Вторая мировая война, которая не прошла бесследно для ее семьи.
Во время нацистской оккупации Афин родным Каллас буквально приходилось выживать, причем в самых суровых условиях, пока Мария, играя второстепенные роли, не начала зарабатывать. Мать певицы, Евангелия, вынужденно стала проституированной женщиной и спала с немецкими и итальянскими солдатами, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Дочерей она тоже пыталась вовлечь в секс-работу. Но если Джеки быстро сдалась, то Мария смогла убедила военных платить ей просто за то, чтобы она пела для них. И все же Каллас так и «не смогла простить» свою мать за то, что та решила «продавать» своих дочерей нацистским солдатам. «Если бы она была для меня настоящей матерью давным-давно, я бы дорожила ей», — позже говорила певица.
Во время войны Мария выучила итальянский и использовала вокальное искусство, чтобы помогать другим. «Однажды нацистские офицеры пришли в ее квартиру, где она укрывала двух британских солдат. Каллас исполнила арию из «Тоски», чтобы отвлечь фашистов, и британские солдаты спаслись», — писала Линдси Спенс, автор биографической книги Cast a Diva: The Hidden Life of Maria Callas («В роли дивы: Скрытая жизнь Марии Каллас»).