«Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса
Порой руководитель, несмотря на все свои усилия, сталкивается с тем, что бизнес или юнит движутся не туда. Почему так происходит? Проблема может быть в привычках и установках, которые он принимает за аксиому, считает основательница детской школы программирования CODDY Оксана Селендеева. В колонке для Forbes она рассказывает о пяти вредных убеждениях лидеров, с которыми сталкивалась сама или наблюдала у коллег-бизнесменов.
В мире бизнеса лидерство часто сравнивают с супергеройством, где основная суперсила — умение мастерски управлять временем. Руководители сталкиваются с жесткими сроками, бесконечными запросами от сотрудников и многозадачностью, которая становится неотъемлемой частью их бытия.
Каждый из нас, кто находится на руководящей позиции, отлично знает основы тайм-менеджмента: мы планируем месяц, неделю, день, фиксируем задачи, устанавливаем реалистичные сроки, выстраиваем обратную связь с командой и, конечно, работаем на пределе своих возможностей. Однако, несмотря на все эти усилия, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда продуктивность команды не достигает ожидаемого уровня, а результаты появляются медленнее, чем хотелось бы.
Почему так происходит, когда, казалось бы, делаешь все правильно? Мой опыт показывает, что иногда мы слишком усложняем процессы, следуя устоявшимся лидерским убеждениям, которые глубоко укоренились в нашем сознании и в итоге больше вредят, чем помогают. Что это за установки?
Погружаться в операционку
Причин, по которым руководитель хочет погружаться в повседневные задачи, всего две:
- желание чувствовать свою ценность и получать подтверждение своей значимости;
- знания и навыки у ваших сотрудников в дефиците.
Если первая причина про вас — отлично. Это легко исправить. Вам нужно перенастроить свои «чувства удовлетворения»: сосредоточьтесь на новых успехах, например, повышении стандартов компании, выполнении новых проектов, мотивации команды и др. Что касается второй причины, найти решение тоже можно. Если кому-то из ваших сотрудников для качественного выполнения задач необходимо небольшое обучение, организуйте его. Если у вас есть возможности провести обучение для нескольких человек, еще лучше. Приоритет отдавайте тем, кто хочет развиваться и готов к вызову.
Важно запретить себе даже думать: «Я справлюсь быстрее сам». Конечно, быстрее. Но это никак не решит проблему и только глубже погрузит вас в рутину повседневности. А если вы постоянно занимаетесь повседневными делами, то кто тогда смотрит в будущее? Кто помогает другим? Кто строит планы? Другими словами: кто ведет?
Когда CODDY только начинала работать, я сама оказалась в ловушке повседневных обязанностей. Мне казалось, что я как основатель должна участвовать во всем: сама проверяла каждый документ, утверждала расписание занятий, общалась с родителями. Это давало мне иллюзию контроля, но о стратегии и развитии компании думать времени уже не оставалось.
Однажды я застала себя за тем, что лично согласовываю мелкие правки в программах курсов, а это отнимало минимум два часа моего времени в день. Потом мой близкий друг задал мне простой вопрос: «Ты хочешь быть операционным менеджером или лидером, который ведет свою компанию вперед?» Он буквально заставил меня остановиться. Я поняла, что мой страх «сделать что-то не так» мешает расти не только мне, но и моей команде.