Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

19 декабря народная артистка России Анастасия Вертинская отмечает юбилей. И хотя последние 20 лет актриса не снимается в кино и не выходит на театральную сцену, она по-прежнему интересна зрителю. И имя ее отца — известного шансонье Александра Вертинского до сих пор волнует слушателей.

Беседовал Олег Перанов

Фотограф Валерий Плотников

Три года назад на Первом канале прошел художественный сериал об этом легендарном человеке, да и сегодня многие актеры посвящают ему свои постановки. Например, недавно Александр Домогаров представил спектакль «Вертинский», а Игорь Неведров свой перформанс. Говорят, свои проекты, посвященные Александру Николаевичу, готовят и Данила Козловский, и Александр Петров. К тому, что Вертинского часто играют на сцене и в кино, поют его песни, читают стихи, Анастасия Александровна относится вполне спокойно.

— К этому я невероятно толерантна, — признается актриса. — Его песни исполняют многие. И хорошо, что не «Ах, какая женщина! Мне б такую!» Признаться, из всех, кого я слышала, кто поет Александра Николаевича, больше всех мне ближе исполнение Елены Камбуровой. Но опять же, это не значит, что никто больше не может петь его песни.

— Анастасия Александровна, признаюсь, я посмотрел только одну серию сериала «Вертинский». Если честно, мне не понравилось, хотя очень люблю творчество Александра Николаевича. Но, вообще, сомневаюсь, что фильмы про таких людей нужны. Может, не надо?

— Ну конечно, не только такие фильмы некому играть, но также некому играть и Гамлета, и Ричарда III, и так далее.

— Пройдут года!..

— Но какие года должны пройти и кто этим должен заниматься? Может, пройдут года и еще раз снимут про Вертинского? Почему нет? То есть вы мне предлагаете ничего не делать?! Запретить, чтобы кто-то пел Вертинского, чтобы кто-то о нем снимал фильм? Почему?! Вот есть поколение, которое ничего не знает, пусть хоть что-то узнают, книгу прочтут, диски послушают.

— Анастасия Александровна, когда человек поет Вертинского, например, как в том же самом сериале актер Филимонов… Вам как?

— Я была бы не на своем месте, если бы думала, что нужно влиять, будто бы есть талант, адекватный таланту Вертинского. Я же прекрасно понимаю, что такого таланта нет. Второго Вертинского нет. Как нет второго Пушкина, как нет Блока, как нет второго кого угодно. Где Чайковский, а где Смоктуновский? Вы хотите этим сказать: «Давайте не будем ничего делать»? Почему? Когда человек стоит в храме у иконы, то неважно, какой слой информации он считывает с этой иконы. Он может быть верующим или неверующим, глупым или умным, талантливым или бездарным, честным или преступником. Важно не это. Важно, что он стоит в храме, смотрит на эту икону виртуозного мастерства... Понимаете, это хорошо, когда человек, например, читает стихи Пушкина, даже если он не умеет их читать.

— А это правда, что фильм о Вертинском в свое время хотел сделать Эльдар Рязанов?

— Да, он очень хотел. Эльдар Александрович был большим любителем творчества Александра Николаевича. Мне по этому поводу часто звонил, хотел поговорить об этом с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. Но к тому времени Рязанову уже было сложно физически. Он даже предложил Эрнсту молодого режиссера в помощники. Даже на это шел. Но не случилось.

Алексей Филимонов на съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— И как все-таки получилось реализовать идею?

— Я поняла, что уже пора снять фильм об Александре Николаевиче. Написала Эрнсту письмо, где объяснила, что вся эпоха Серебряного века у нас незаслуженно забыта и новое поколение об этом периоде ничего не знает совсем. А ведь тогда были потрясающие люди — поэты, художники, писатели… В том числе и Вертинский. Существуют большие дороги русской поэзии, а также есть и малые тропы русской поэзии, и он как раз принадлежит вот к этим малым тропам. Три месяца не было ответа на мое письмо, и я решила, что уже и не будет. Но вот раздался звонок от Эрнста: «Настя, я прочел ваше письмо, оно очень интересное».

— Почему вы захотели именно телевизионный сериал?

— А я вам объясню… Александр Николаевич жил в трех эпохах: дореволюционная, потом эмиграция, в которой он пробыл 25 лет (Париж, Германия, Америка, Шанхай и так далее), а потом он вернулся в Советскую Россию. То есть три эпохи. Ну каким образом это может поместиться в один фильм?! Для него все эти периоды были важны.

— И когда Эрнст согласился, вы знали, кто будет режиссером?

— Нет. Во-первых, надо было сначала заказать сценарий. Я написала в письме, что, пока жива, много могу рассказать об Александре Николаевиче. Во-вторых, существует книга его мемуаров «Дорогой длинною...». И существуют воспоминания моей мамы об их жизни, которые называются «Синяя птица любви». А еще — отреставрированный голос Вертинского, на что я уповала более всего. Константин Львович решил обратиться к Владимиру Валуцкому, но тот сказал, что биография Вертинского ему неинтересна. Вот если только он возьмется за советский период, когда Вертинский был запрещен больше... Но понять искусство Вертинского только по советскому периоду нереально. Годы Серебряного века молодежь не знает, только про банду «Черная кошка» в Одессе. А у Вертинского всегда был узкий сектор аудитории. Это интеллигенция, она его знает очень хорошо, любит его и помнит… В общем, я не пошла на какие-то флешбэки, например. Ведь за короткий период на экране никто еще не успевает полюбить героя. Надо показать человека.

— В результате одним из авторов сценария и режиссером названа Авдотья Смирнова. Как проходила ваша работа?

— Когда мы познакомились с Дуней Смирновой, то у нас с ней было много разговоров. Я же не жила в тот период, когда Александр Николаевич был в эмиграции, и могу рассказать только про свои детство и отрочество в Советском Союзе. Вот я рассказывала о том, как мы строили наш быт, нашу жизнь, каким был Александр Николаевич. Она спросила у меня: «Какую бы вы самую главную человеческую черту выделили у Александра Николаевича?». Я сказала ей: «Неестественную доброту!» У него было великое сочувствие к людям, к бедным особенно. Вы знаете, что он был сиротой? Так вот из-за этого один человек озлобляется, а Александр Николаевич — наоборот. Для него человеческое начало было прежде всего. Когда приехал в Советский Союз, то давал огромное количество благотворительных концертов… Дуня Смирнова с Анной Пармас сели писать сценарий.

На съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— В этот момент они с вами советовались?

— Отец Дуни режиссер Андрей Смирнов однажды на подобный вопрос ответил: «Да вы что?! Она вообще меня не подпускает». Так же было и здесь. Мне только показали готовый сценарий, я сделала ряд замечаний. Дуня очень волновалась, как я его приму. Я сказала: «Это, конечно же, не мой отец, но вот этот парень, о котором вы написали, мне нравится потому, что он вызывает человеческое сочувствие».

Я бы сказала, что сериал получился по мотивам биографии Вертинского. У меня было два пути. Либо сказать: «Нет, это не мой отец, поэтому я не хочу, чтобы этот фильм снимался! Хотя сам сценарий был очень хороший». Либо дать им вольную на все и только сделать какие-то поправки по перегибам, скажем так. И еще: у меня была все-таки надежда, что будет звучать его голос. Но эта надежда ничем не кончилась, потому что авторы решили, что открывать рот под фонограмму — плохо, лучше он пусть поет так, как поет.

— С вами утверждали, что Вертинского будет играть артист Алексей Филимонов?

— Узнала об этом, когда Дуня меня поставила перед фактом.

Александр Вертинский. Фото: А. Горнштейн/из архива А. Вертинской

— Вы его увидели как? Пришли куда-то в студию?

— Ни в какую студию меня не звали. Просто Дуня мне сказала, какие фильмы мне посмотреть с участием этого актера. Но то, что я посмотрела, ничего мне не сказало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Отец русского рэпа Отец русского рэпа

Продюсер Александр Толмацкий дал первое интервью после смерти Кирилла Толмацкого

Esquire
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Максим Аверин: «В момент, когда у меня был успех, я погибал» Максим Аверин: «В момент, когда у меня был успех, я погибал»

Большое интервью с Максимом Авериным

Караван историй
Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию

Почему корпорации ищут спасение «старом» атоме и причем тут ИИ?

Forbes
Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7 Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Чем примечателен «крутой охотник» JAECOO J7?

Maxim
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
«Мифология советского космоса». Отрывок из книги «Мифология советского космоса». Отрывок из книги

Как формировалось восприятие космоса и его покорителей в советской культуре?

СНОБ
Маяк, стадион, заброшенная школа, аэродром — необычные и странные места, где живут люди Маяк, стадион, заброшенная школа, аэродром — необычные и странные места, где живут люди

Нестандартное мышление людей позволил обрести вторую жизнь заброшенным зданиям

Inc.
3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже 3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже

Какой вид пилинга выбрать? Разбираемся с косметологом-эстетистом

Psychologies
Не сгинела Не сгинела

«Польша не погибла, покуда мы живы»

Дилетант
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Во время похода в Персию Александр Ма­кедонский тяжело заболел

Дилетант
Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир» Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир»

Прима-балерина Михайловского театра — о феномене «Щелкунчика»

СНОБ
10 способов ускорить рост ногтей: советы дерматологов 10 способов ускорить рост ногтей: советы дерматологов

Ногти стали тонкими хрупкими и ломкими, и ты не знаешь, как это исправить?

VOICE
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
В рабочий полдень В рабочий полдень

6 простых способов прогнать сонливость в разгар дня

Лиза
Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга

В чем секрет размеров гигантского винограда сорта «Шайн Мускат»?

ТехИнсайдер
Кривой рок Кривой рок

Рокеры и их зависимости

Men Today
8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют 8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют

Как эффективно использовать архетипы для развития вашей истории?

ТехИнсайдер
От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами

Forbes Life рассказывает о нематериальных способах поддерживать НКО и фонды

Forbes
Цикламены зажигают огни Цикламены зажигают огни

Среди зимнецветущих комнатных растений цикламен занимает одно из первых мест

Наука и жизнь
Время последних Время последних

Последний солдат Второй мировой и другие люди, на которых все закончилось

Weekend
El Copitas. 10 лет выдержки! El Copitas. 10 лет выдержки!

Верховые барные деятели Петербурга раскачали питейную индустрию всей страны

Собака.ru
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
«Дом-комод» – новое начало «Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – сила
К духам воды К духам воды

Шаманизм — важная составляющая жизни бурят. Каждый обряд проходит по-разному

Seasons of life
«Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России «Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России

Как на российском телевидении складывался жанр интеллектуальной игры?

Правила жизни
Открыть в приложении