Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

19 декабря народная артистка России Анастасия Вертинская отмечает юбилей. И хотя последние 20 лет актриса не снимается в кино и не выходит на театральную сцену, она по-прежнему интересна зрителю. И имя ее отца — известного шансонье Александра Вертинского до сих пор волнует слушателей.

Беседовал Олег Перанов

Фотограф Валерий Плотников

Три года назад на Первом канале прошел художественный сериал об этом легендарном человеке, да и сегодня многие актеры посвящают ему свои постановки. Например, недавно Александр Домогаров представил спектакль «Вертинский», а Игорь Неведров свой перформанс. Говорят, свои проекты, посвященные Александру Николаевичу, готовят и Данила Козловский, и Александр Петров. К тому, что Вертинского часто играют на сцене и в кино, поют его песни, читают стихи, Анастасия Александровна относится вполне спокойно.

— К этому я невероятно толерантна, — признается актриса. — Его песни исполняют многие. И хорошо, что не «Ах, какая женщина! Мне б такую!» Признаться, из всех, кого я слышала, кто поет Александра Николаевича, больше всех мне ближе исполнение Елены Камбуровой. Но опять же, это не значит, что никто больше не может петь его песни.

— Анастасия Александровна, признаюсь, я посмотрел только одну серию сериала «Вертинский». Если честно, мне не понравилось, хотя очень люблю творчество Александра Николаевича. Но, вообще, сомневаюсь, что фильмы про таких людей нужны. Может, не надо?

— Ну конечно, не только такие фильмы некому играть, но также некому играть и Гамлета, и Ричарда III, и так далее.

— Пройдут года!..

— Но какие года должны пройти и кто этим должен заниматься? Может, пройдут года и еще раз снимут про Вертинского? Почему нет? То есть вы мне предлагаете ничего не делать?! Запретить, чтобы кто-то пел Вертинского, чтобы кто-то о нем снимал фильм? Почему?! Вот есть поколение, которое ничего не знает, пусть хоть что-то узнают, книгу прочтут, диски послушают.

— Анастасия Александровна, когда человек поет Вертинского, например, как в том же самом сериале актер Филимонов… Вам как?

— Я была бы не на своем месте, если бы думала, что нужно влиять, будто бы есть талант, адекватный таланту Вертинского. Я же прекрасно понимаю, что такого таланта нет. Второго Вертинского нет. Как нет второго Пушкина, как нет Блока, как нет второго кого угодно. Где Чайковский, а где Смоктуновский? Вы хотите этим сказать: «Давайте не будем ничего делать»? Почему? Когда человек стоит в храме у иконы, то неважно, какой слой информации он считывает с этой иконы. Он может быть верующим или неверующим, глупым или умным, талантливым или бездарным, честным или преступником. Важно не это. Важно, что он стоит в храме, смотрит на эту икону виртуозного мастерства... Понимаете, это хорошо, когда человек, например, читает стихи Пушкина, даже если он не умеет их читать.

— А это правда, что фильм о Вертинском в свое время хотел сделать Эльдар Рязанов?

— Да, он очень хотел. Эльдар Александрович был большим любителем творчества Александра Николаевича. Мне по этому поводу часто звонил, хотел поговорить об этом с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. Но к тому времени Рязанову уже было сложно физически. Он даже предложил Эрнсту молодого режиссера в помощники. Даже на это шел. Но не случилось.

Алексей Филимонов на съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— И как все-таки получилось реализовать идею?

— Я поняла, что уже пора снять фильм об Александре Николаевиче. Написала Эрнсту письмо, где объяснила, что вся эпоха Серебряного века у нас незаслуженно забыта и новое поколение об этом периоде ничего не знает совсем. А ведь тогда были потрясающие люди — поэты, художники, писатели… В том числе и Вертинский. Существуют большие дороги русской поэзии, а также есть и малые тропы русской поэзии, и он как раз принадлежит вот к этим малым тропам. Три месяца не было ответа на мое письмо, и я решила, что уже и не будет. Но вот раздался звонок от Эрнста: «Настя, я прочел ваше письмо, оно очень интересное».

— Почему вы захотели именно телевизионный сериал?

— А я вам объясню… Александр Николаевич жил в трех эпохах: дореволюционная, потом эмиграция, в которой он пробыл 25 лет (Париж, Германия, Америка, Шанхай и так далее), а потом он вернулся в Советскую Россию. То есть три эпохи. Ну каким образом это может поместиться в один фильм?! Для него все эти периоды были важны.

— И когда Эрнст согласился, вы знали, кто будет режиссером?

— Нет. Во-первых, надо было сначала заказать сценарий. Я написала в письме, что, пока жива, много могу рассказать об Александре Николаевиче. Во-вторых, существует книга его мемуаров «Дорогой длинною...». И существуют воспоминания моей мамы об их жизни, которые называются «Синяя птица любви». А еще — отреставрированный голос Вертинского, на что я уповала более всего. Константин Львович решил обратиться к Владимиру Валуцкому, но тот сказал, что биография Вертинского ему неинтересна. Вот если только он возьмется за советский период, когда Вертинский был запрещен больше... Но понять искусство Вертинского только по советскому периоду нереально. Годы Серебряного века молодежь не знает, только про банду «Черная кошка» в Одессе. А у Вертинского всегда был узкий сектор аудитории. Это интеллигенция, она его знает очень хорошо, любит его и помнит… В общем, я не пошла на какие-то флешбэки, например. Ведь за короткий период на экране никто еще не успевает полюбить героя. Надо показать человека.

— В результате одним из авторов сценария и режиссером названа Авдотья Смирнова. Как проходила ваша работа?

— Когда мы познакомились с Дуней Смирновой, то у нас с ней было много разговоров. Я же не жила в тот период, когда Александр Николаевич был в эмиграции, и могу рассказать только про свои детство и отрочество в Советском Союзе. Вот я рассказывала о том, как мы строили наш быт, нашу жизнь, каким был Александр Николаевич. Она спросила у меня: «Какую бы вы самую главную человеческую черту выделили у Александра Николаевича?». Я сказала ей: «Неестественную доброту!» У него было великое сочувствие к людям, к бедным особенно. Вы знаете, что он был сиротой? Так вот из-за этого один человек озлобляется, а Александр Николаевич — наоборот. Для него человеческое начало было прежде всего. Когда приехал в Советский Союз, то давал огромное количество благотворительных концертов… Дуня Смирнова с Анной Пармас сели писать сценарий.

На съемках сериала «Вертинский», 2019 год. Фото: пресс-служба Первого канала

— В этот момент они с вами советовались?

— Отец Дуни режиссер Андрей Смирнов однажды на подобный вопрос ответил: «Да вы что?! Она вообще меня не подпускает». Так же было и здесь. Мне только показали готовый сценарий, я сделала ряд замечаний. Дуня очень волновалась, как я его приму. Я сказала: «Это, конечно же, не мой отец, но вот этот парень, о котором вы написали, мне нравится потому, что он вызывает человеческое сочувствие».

Я бы сказала, что сериал получился по мотивам биографии Вертинского. У меня было два пути. Либо сказать: «Нет, это не мой отец, поэтому я не хочу, чтобы этот фильм снимался! Хотя сам сценарий был очень хороший». Либо дать им вольную на все и только сделать какие-то поправки по перегибам, скажем так. И еще: у меня была все-таки надежда, что будет звучать его голос. Но эта надежда ничем не кончилась, потому что авторы решили, что открывать рот под фонограмму — плохо, лучше он пусть поет так, как поет.

— С вами утверждали, что Вертинского будет играть артист Алексей Филимонов?

— Узнала об этом, когда Дуня меня поставила перед фактом.

Александр Вертинский. Фото: А. Горнштейн/из архива А. Вертинской

— Вы его увидели как? Пришли куда-то в студию?

— Ни в какую студию меня не звали. Просто Дуня мне сказала, какие фильмы мне посмотреть с участием этого актера. Но то, что я посмотрела, ничего мне не сказало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Вот и все. Смежили очи гении...» Василий Качалов «Вот и все. Смежили очи гении...» Василий Качалов

Беспрецедентный пример славы, почитания и поклонения перед талантом

Караван историй
Важнее, чем кажется Важнее, чем кажется

Действительно ли архитектура ничего не значит для рынка недвижимости?

СНОБ
Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось» Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историй
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Лиза Гусевская Лиза Гусевская

Лиза Гусевская — душевный фэшн-инфлюенсер с уклоном в максимализм

Собака.ru
Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой» Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Режиссер Роман Балаян о съемках Алексея Германа и работе с Олегом Янковским

Караван историй
«Мечты сбываются, если верить и идти вперед» «Мечты сбываются, если верить и идти вперед»

Давид Манукян о своих источниках вдохновения, борьбе с выгоранием и уроках года

OK!
Сверхзнание боли Сверхзнание боли

Как Даниил Андреев увидел невидимые миры и что он в них нашел

Weekend
На берегах Оранжевой реки На берегах Оранжевой реки

Англо-бурская война в литературе и в кино

Знание – сила
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР

Что такое ОКР, как проявляется диагноз и можно ли от него избавиться

Forbes
Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль» Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль»

Ольга Бузова: как продолжить верить людям, несмотря на прошлый негативный опыт

Добрые советы
Вишневая девятка Вишневая девятка

Что забыл Tiggo 9 в горах Алтая и о чем напомнил

Автопилот
Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме

Астрономы обнаружили семь новых объектов класса темных комет

N+1
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Ближайшее окружение Ближайшее окружение

Всегда ли удается разместить произведения современного искусства в квартире

СНОБ
Толькo для взрослых Толькo для взрослых

5 новогодних секс-сценариев, которые добавят перчинку в праздничную ночь

Лиза
Принять позы Принять позы

Позы или буузы — как правильно, мы так и не узнали: здесь мир разделен надвое

Seasons of life
Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье

Как пропадают месячные и при чем здесь расстройства пищевого поведения

Forbes
Тройное открытие Тройное открытие

Что это – трикладушка? Гармошка? Складной планшет?

ТехИнсайдер
Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости

Ученые не обнаружили у животных непринятия несправедливости

N+1
Исторический продукт Исторический продукт

Водка — напиток, который почему-то считают русским: разбираемся в заблуждениях

Зеркало Мира
Юрий и Валентина (часть первая) Юрий и Валентина (часть первая)

Как забота о детях отражается на семейных отношениях партнеров? Личная история

СНОБ
Теория расширяющейся Земли Теория расширяющейся Земли

В самом центре земного ядра находится мощный термоядерный реактор

Зеркало Мира
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
«Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов «Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов

Что, если на самом деле психиатрическая больница — это не так уж и страшно?

Psychologies
Стратегические ядерные силы Пакистана Стратегические ядерные силы Пакистана

Военное руководство Пакистана определяет военную доктрину как оборонительную

Обозрение армии и флота
Открыть в приложении