Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

МонокльБизнес

«Все будут бороться с таргетом»

Экономист и частный инвестор Дмитрий Адамидов — о сложностях с перестройкой денежно-кредитной политики, о том, почему инфляционное таргетирование захватило мир, и о том, можно ли спастись от инфляции и девальвации

Евгения Обухова

Экономист, частный инвестор и автор телеграм-канала Angry_bonds
Дмитрий Адамидов. Олег Сердечников

На текущей неделе ключевая ставка, скорее всего, будет повышена — с 21 до 22–23%. При этом главного результата, которого ждал ЦБ, все предыдущие повышения не дали: инфляция продолжает разгоняться. Правда, дорожают преимущественно продовольственные товары, точнее плодоовощная продукция, так что говорить о каком-то масштабном росте цен не приходится. Потребительское кредитование встало, корпоративное тормозит, рост экономики замедляется — это позволило ЦБ на днях немного смягчить риторику и обещать уже не ужесточение условий, а долгосрочное сохранение жесткой ДКП. В то же время ставка уже превратилась из экономической проблемы в политическую: «против» звучат голоса не только крупных промышленников, но даже опоры ЦБ — крупнейших банков (а именно ВТБ). Дело дошло до того, что партия «Справедливая Россия» внесла законопроект, предлагающий ввести персональную ответственность для председателя Центробанка за ситуацию на финансовом рынке и в экономике.

О том, почему денежно-кредитная политика зашла в тупик, есть ли у Банка России пути отступления без потери лица, где найти идеи для российского рынка акций и почему невозможно защититься от девальвации, «Монокль» поговорил с экономистом, частным инвестором и автором телеграм-канала Angry_bonds Дмитрием Адамидовым. В 1995 году Дмитрий окончил Государственную академию управления — бывший Московский институт управления имени Серго Орджоникидзе, после чего долгое время занимался управленческим консалтингом и подготовкой инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере, инфраструктурном строительстве, транспорте и других отраслях. В 2017 году основал канал Angry_bonds, который постепенно вырос в сообщество инвесторов в высокодоходные облигации и высокорискованные инструменты. Собственный опыт инвестиций на фондовом рынке — с 1998 года, хотя профессиональным трейдером Дмитрий не является.

— Дмитрий, вы недавно высказали мнение, что в итоге мы придем от жесткого таргета по инфляции к какому-то более гибкому варианту в виде коридора. Это даст ЦБ возможность, сохранив лицо, немного скорректировать ДКП. Но пока движения к этому не происходит. Почему вариант с коридором таргета кажется вам реальным?

— Общее мнение: замены таргету и политике инфляционного таргетирования (ИТ) нет, но очевидно, что нужна донастройка. Как это можно сделать? Первое, что приходит в голову: перейти к более гибкому таргету, возможно даже плавающему. Особенно имея в виду, что экономика находится в состоянии, когда инфляция не является самоцелью и, кроме того, сильны влияющие на нее немонетарные факторы, такие как тарифы и внешняя конъюнктура. К примеру, установил целевой среднесрочный коридор по инфляции в восемь-десять процентов и реагируешь при серьезных отклонениях в любую сторону на два-три процента. Это вполне логичный и нормальный выход.

Но проблема в том, что для ЦБ это принципиальный вопрос с аппаратной точки зрения. Они независимые и не особо хотят с кем-то договариваться. Отход от жесткого таргета и ДКП в нынешнем виде означает, что ЦБ придется координироваться с правительством, согласовывать свои решения, а значит, надо установить соподчиненность. То есть кто-то должен быть главнее. Это некое движение от «независимости» ЦБ. Сейчас он формально вроде как под президентом, но в подобных концептуальных вопросах больше слушает самого себя либо же Банк международных расчетов и МВФ. Это, видимо, будет меняться. Соответственно, поскольку в аппаратной системе все сопряжено с символами, все будут бороться за таргет или, напротив, с таргетом.

Коридор — это просто логично и первое, что приходит в голову. То же самое, что было с валютным коридором в 2010-х: мы понимаем, что курсовые колебания не должны быть сильными и напрягать всех, особенно реальный сектор, который не очень соображает, как с этим вообще жить, а банки должны это как-то хеджировать. И, я думаю, к этому естественным образом придут в отношении таргета по инфляции. Это привычно: везде наставить коридоров и объяснить рынку, что ни инфляция, ни курс выше какого-то уровня не идет и ниже тоже не идет. Ровно этого, собственно говоря, бизнес и ждет.

— То есть вы думаете, что и по курсу мы вернемся к плавающему коридору?

— Тут вопросы взаимосвязанные: если что-то менять, то придется менять все сразу. И более того, я боюсь, что придется менять и бюджетное правило. Потому что у нас сейчас самые главные дестабилизаторы — это Минфин и ЦБ, которые скупают валюту. Как только они начали скупать, валюта кончилась. Как только они перестали скупать, рубль стал укрепляться. Ведь у нас игроков на валютном рынке не так и много.

— Насколько я знаю, объемы покупок ЦБ не так уж велики и они мало влияют на рынок.

— Это очень сильно влияет психологически. Как только ЦБ перестает покупать — это сигнал. Как только Минфин начинает покупать — это тоже сигнал. Денежно-кредитная, валютная и бюджетная политика связаны между собой, и как только одно поменял, через какое-то время придется менять и другое. Собственно, сейчас уже прозвучало, что Минфин должен согласовывать продажу валюты по бюджетному правилу либо с премьер-министром, либо с аппаратом правительства. При этом покупать он может без согласования. Выглядит немного хаотично и непоследовательно, но движение к новой системе налицо. К сожалению, у нас вообще любые изменения системы управления проходят через кризис. И это свойство не только текущего исторического момента: еще в царское время очень многие великие князья и министры на подобную проблему регулярно жаловались.

С одной стороны, все понимают, что систему надо менять и отказываться от нерациональных практик и неработающих инструментов. Но отказаться до конца не могут.

— Но ЦБ считает, что все рационально. По крайней мере, они очень жестко стоят на этой позиции: мы делаем правильно, мы будем повышать ставку, пока это не сработает.

— Тут есть и личный момент: как только ты дашь слабину, тебя сожрут. Соответственно, как только ты откажешься от чего-то одного, того же таргета, тут же радостно набегут со всех сторон с еще более смелыми идеями, вплоть до «национализации» ЦБ. Поэтому, естественно, уступать нельзя, и это мало связано с борьбой с инфляцией как таковой и с макроэкономикой вообще. Вторым эшелоном идет перераспределение доступа к капиталу и, соответственно, борьба за активы. В 2022 году покупки активов у уходящих иностранцев основывались на долговом финансировании. И как только ставка поднялась, для многих долговое финансирование стало неподъемным и пришлось активы перепродавать. Неоднократно слышал от коллег, занимающихся M&A, мнение, что очень много повторных продаж сейчас происходит именно потому, что вчерашний покупатель не тянет высокие ставки.

Теория для поглощения

— Концепции инфляционного таргетирования придерживается значительный ряд стран, с самым разным устройством экономики. Как она стала мейнстримом?

— В 1991 году развалился СССР, в 1993-м образовался ЕС, а в 1995-м создали ВТО, где консолидировали почти все экономически значимые страны (мы туда вступили позже, в 2012 году). Если говорить корпоративным языком, произошло поглощение. Условно: крупная компания покупает другие, более мелкие компании, переводит всех на единую акцию, консолидирует у себя все полномочия, централизует материальные денежные потоки, закупки, продажи. То же самое со странами: появились единые торговые правила, единая валютная политика и бюджетная политика. Таргетирование не то чтобы было доказанной концепцией. Просто сказали: будет вот так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х

Какие изменения в мире вызвала Великая депрессия?

ТехИнсайдер
Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов» Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историй
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Баланс сил между берегами Тайваньского пролива Баланс сил между берегами Тайваньского пролива

Руководство Китая не прибегнет к силовому варианту присоединения Тайваня

Обозрение армии и флота
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
Тонкая материя Тонкая материя

Как инновационные и экоткани меняют индустрию моды

РБК
«Мы готовы и хотим развиваться» «Мы готовы и хотим развиваться»

Директор компании «ГТ Энерго» — о перспективах распределенной энергетики

Монокль
Воздушный океан... Воздушный океан...

Мы все живём где-то на дне воздушного океана

Наука и жизнь
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
Обман зрения Обман зрения

Холод, перепады температуры и низкая влажность – серьезные испытания для глаз

Лиза
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Антилопа суни Антилопа суни

Самые маленькие в Африке антилопы – бесстрашные борцы за место под солнцем

Знание – сила
Стратегические ядерные силы Пакистана Стратегические ядерные силы Пакистана

Военное руководство Пакистана определяет военную доктрину как оборонительную

Обозрение армии и флота
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему маленькая выставка и действительно ли большого художника?

Наука и жизнь
Как стать лучше: 5 маленьких шагов к большим переменам Как стать лучше: 5 маленьких шагов к большим переменам

Поговорим о пяти привычках, которые помогут вам день ото дня становиться лучше

Psychologies
Технологии, которые делают роверы умными Технологии, которые делают роверы умными

Все о роверах, которые сегодня находят широкое применение в различных областях

Наука и техника
Слова и блюда Слова и блюда

Откуда берутся названия того, что мы едим

Наука
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
Для чего может пригодиться пушка Гаусса? Для чего может пригодиться пушка Гаусса?

Поиск параметров конверсии энергии магнитного поля в кинетическую энергию

Наука и техника
Dongfeng Paladin: Рыцарь без страха и упрёка Dongfeng Paladin: Рыцарь без страха и упрёка

Dongfeng Paladin: аутентичный внедорожник

4x4 Club
Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты

Почему каждый пятый зумер в мире не хочет работать?

Psychologies
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
5 привычек, от которых давно пора избавиться 5 привычек, от которых давно пора избавиться

Как понять, что привычки «тормозят» вас, не дают развиваться и достигать целей?

Psychologies
До IPO не дотерпели До IPO не дотерпели

Почему компании выбирают выход на рынок pre-IPO

Монокль
Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни

Как модернизируется сегмент пластической хирургии?

Forbes
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех

10 питомцев-долгожителей, которые будут разделять вашу любовь долгие годы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении