Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – силаHi-Tech

Зарождение гидроавиации

Дмитрий Соболев

«Аэровелос» перед испытаниями на Тульнербахерском озере

Первым конструктором гидросамолета – самолета, предназначенного для эксплуатации с водной поверхности, – был Вильгельм Кресс. Он родился в Петербурге, после окончании школы стал певцом. Рано потеряв голос, Кресс стал заниматься изготовлением музыкальных инструментов, что до конца жизни было для него основным источником средств к существованию.

В 1873 году Кресс переехал в Вену, на родину своих предков. Там он увлекся авиацией. После успешных опытов с моделями он задумал построить самолет, названный «Аэровелос», который мог бы взлетать и с суши, и с воды. Изобретатель писал: «…"Аэровелос", установленный на колеса, может гораздо быстрее получить необходимую скорость и, тем самым, подъемную силу, особенно если он разбегается по наклонной плоскости. Но управлять "Аэровелосом" должен очень опытный пилот. Необходимые упражнения можно делать только на озере или на море, так как там имеется достаточно свободной поверхности, на которой можно беспрепятственно двигаться в любом направлении, выбирая встречный воздушный поток, и не бояться удариться о дерево или холм».

Два десятилетия спустя, когда в результате научно-технического прогресса появились более реальные шансы создания самолета, Кресс приступил к воплощению своей идеи. Понимая, что нужных инженерных знаний у него нет, в 1893‑м в возрасте 57 лет он поступил в Высшую техническую школу в Вене, закончив которую, начал работы по созданию крылатой машины. В 1898‑м он организовал «Комитет Кресса», которому удалось собрать 40 тысяч австрийских крон на строительство летательного аппарата. К середине следующего года постройка планера самолета была завершена, оставалось добавить силовую установку. Кресс остановил выбор на недавно изобретенном бензиновом моторе. Однако удельный вес (вес на лошадиную силу) автомобильных двигателей того времени намного превосходил тот, который по оценке конструктора был необходим для подъема в воздух. Попытки заказать специальный легкий двигатель внутреннего сгорания не увенчались успехом, и в конце 1900 года конструктор был вынужден использовать обычный автомобильный мотор, развивавший при весе 200 кг всего 7–9 л. с.

Самолет Кресса представлял собой поставленную на поплавки конструкцию с тремя крыльями, расположенными одно за другим – схема, выбранная на основе опытов с моделями. Поплавки были из алюминия. Фюзеляж из стальных труб был обтянут непромокаемой тканью. Двигатель с помощью цепи вращал расположенные между крыльями пропеллеры. Крылья имели изогнутый профиль, как на планерах немца Отто Лилиенталя, деревянные нервюры покрыты сверху аэростатной материей. Заднюю кромку винтов и крыльев сделали гибкой, благодаря чему Кресс рассчитывал на автоматическую регулировку тяги и подъемной силы на различных режимах полета. Органами управления служили горизонтальный и два вертикальных руля, меньший из которых предназначался для управления при разбеге по воде. Вес «Аэровелоса» равнялся 650 кг.

Вильгельм Кресс у своего самолета

Явно недостаточная мощность двигателя не позволяла надеяться на полет, поэтому Кресс решил ограничиться пробежками на воде. Целью этих экспериментов, начавшихся в ноябре 1900 года на Тульнербахерском озере вблизи Вены, было приобретение начального опыта управления и проверка работы силовой установки.

В начале следующего года благодаря пожертвованиям частных лиц (в том числе императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа) Кресс собрал сумму, достаточную для покупки нового, более мощного двигателя. По его заказу фирма «Даймлер» изготовила мотор в 30 л. с. Однако и его вес оказался большим – 390 кг вместо 210 кг, как рассчитывал Кресс. В результате самолет стал перетяжеленным на 180 кг. Кроме того, из-за веса двигателя нарушилась центровка летательного аппарата. Поэтому Кресс был вынужден вновь отказаться от попытки взлета. Тем не менее он решил продолжить испытания на воде, рассчитывая в следующем году увеличить площадь крыла, чтобы компенсировать возросший вес.

3 октября 1901 года тяжелый и малоустойчивый самолет во время пробежки по озеру опрокинулся и ушел под воду. Авария произошла из-за поворота на большой скорости, необходимого, чтобы избежать столкновения с каменной стеной плотины. Кресс, несмотря на солидный возраст, лично управлявший аппаратом, остался невредим и был доставлен на берег лодкой, но самолет во время подъема с илистого дна сильно повредили. Уцелевшим оставался только двигатель.

Зимой 1901/1902 года Кресс занялся восстановлением и модернизацией самолета. Новый вариант должен был иметь большие размеры, вместо трех установили четыре крыла. Корпус получил плоское днище специально для опытов на мелководье. Для лучшей устойчивости двигатель решили поставить ниже, чем прежде. Нехватка денег помешала Крессу завершить строительство этого самолета – после прошлогодней аварии ему перестали оказывать финансовую помощь. Летом 1902‑го он окончательно забросил свой проект.

Итак, деятельность Вильгельма Кресса не увенчалась успехом, из-за большого веса двигателя не было сделано даже попытки взлета. Тем не менее она представляет интерес как первый опыт создания гидросамолета и первое применение двигателя внутреннего сгорания на самолете.

Впервые крылатый аппарат смог взлететь с воды летом 1905 года. Но это был не самолет, а планер. Его построили во Франции в мастерских Габриэля Вуазена по заказу Эрнста Аршдекона. По сути, это был большой коробчатый воздушный змей, поставленный на два поплавка. Единственным органом управления являлся руль высоты, размещенный на балках перед крылом.

Гидропланер Аршдекона-Вуазена испытали на Сене на буксире за моторной лодкой. Вуазену удалось выполнить несколько полетов дальностью 150–300 м. Из-за несовершенства системы управления они выполнялись только по прямой и в безветренную погоду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1991 год 1991 год

Сверхдержава распадается без единого выстрела

Esquire
7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе! 7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе!

Сколько можно есть — новогодние мифы о метаболизме

Новый очаг
Власть тайной азбуки Власть тайной азбуки

История развития криптографии

Знание – сила
Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Как добывают редкие цветные драгоценные камни и в чем их ценность?

Forbes
Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты

Почему каждый пятый зумер в мире не хочет работать?

Psychologies
Камбоджийские рыбаки поймали шесть вымирающих гигантских сомов меньше чем за неделю Камбоджийские рыбаки поймали шесть вымирающих гигантских сомов меньше чем за неделю

Рыбаки из Камбоджи менее чем за неделю поймали шесть гигантских шильбовых сомов

N+1
8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют 8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют

Как эффективно использовать архетипы для развития вашей истории?

ТехИнсайдер
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории

Лучшие вечеринки XX века: кто их организовывал, а кто был на них гостями?

ТехИнсайдер
Тормоз в пол Тормоз в пол

Полтора процента роста ВВП — это еще довольно благоприятный прогноз

Монокль
Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории

Какую неочевидную угрозу таит в себе искусственный интеллект?

Inc.
Многоликий минерал кварц Многоликий минерал кварц

Кварц и его разнообразные формы

Наука и техника
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
Включаем цвет Включаем цвет

Светлая и уютная квартира с яркими акцентами в современном монолитном доме

Идеи Вашего Дома
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков

Представьте: вы возвращаетесь домой и начинается... денежный дождь!

ТехИнсайдер
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Память стала все чаще подводить? Без паники – все поправимо!

Лиза
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни

Как модернизируется сегмент пластической хирургии?

Forbes
Космический прогресс и коммунизм во всем мире: как в советское время люди представляли себе XXI век Космический прогресс и коммунизм во всем мире: как в советское время люди представляли себе XXI век

Самые интересные представления о XXI веке от людей прошлого

ТехИнсайдер
Твой идеальный отдых Твой идеальный отдых

Пройди тест и узнай, какой вид релаксации подходит именно тебе

Лиза
Нерентабельный перелет Нерентабельный перелет

Почему одни дрозды улетают, а другие остаются? Результаты исследования ученых

Знание – сила
Как избавиться от игровой зависимости Как избавиться от игровой зависимости

Сперва надо понять — надо ли вам избавляться от чрезмерной любви к играм?

Maxim
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
Древние джентльмены удачи Древние джентльмены удачи

Анархисты и разбойники Древнего мира – хапиру

Знание – сила
Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным» Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным»

Как выстроена работа депутатов в Сахалинской области?

ФедералПресс
Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей

Как долго микробы сохраняются на различных поверхностях?

ТехИнсайдер
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Открыть в приложении