Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо
Три короны классической итальянской словесности – это творцы итальянского языка, гении Раннего Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо. Особый образ коронации, увенчание лаврами гениального поэта, имел античный прототип, возродившийся спустя века в церемонии, которой современники почтили гений Петрарки. Имя Данте лишь было предложено для коронации, но смерть поэта лишила его заслуженного лаврового венка. Не прошел данной почетной церемонии и Боккаччо. Но все же три имени великих поэтов рубежа Средневековья и Возрождения произносят вместе, и в итальянской традиции (от учебной литературы и словарей до академических трудов и монографических исследований) именно так, тремя коронами величают Данте, Петрарку и Боккаччо.
Италия в период жизни этих трех творцов не была единым целым, была раздроблена на отдельные исторические земли и области. Каждый сильный городской центр, покорив свою округу, считался государством. Единым письменным языком образованной элиты была латынь, простонародные наречия звучали несходным образом. Данте первым создал теоретический трактат, воспевающий ценность народного языка, правда, это восхваление происходило на латыни.
Жизнь и творчество каждого мастера из этой великой триады тесно связаны с Тосканой, центральной областью Италии, их необходимо рассматривать в контексте истории итальянских земель, в единстве времени и места. Не менее важно рассматривать в единстве и наследие этих трех художников слова, мыслителей. Все они писали произведения на латыни и на нарождающемся итальянском языке, так называемом народном языке, вольгаре (volgare), причем именно в тосканской его версии. То, что содержится в собственных произведениях этих великих представителей итальянской культуры, то, что они сами выразили и увековечили, то, как поняли приметы своего времени, идеи и достижения современников и единомышленников, славу своих предшественников, чьими наследниками хотели стать.
Собственно, желание унаследовать Античности, вступить в диалог с великой культурой Древнего Рима создало представление о среднем веке, который лежал между славной древностью и возрождением античности. Так в сознании современников и потомков Данте, Петрарки и Боккаччо через представление о Средневековье и новой жизни великого Рима родилось само итальянское Возрождение.
Исторически все три гения принадлежали одной эпохе, хотя и не одному поколению. Когда угас Данте, Петрарка был юношей, который уже воспылал любовью к классической античности и литературному творчеству. Боккаччо в момент смерти Данте еще был совсем ребенком, младше Петрарки на десяток лет, но ему принадлежит заслуга вдумчивого и увлеченного комментатора и исследователя наследия двух великих предшественников.
Что мы знаем о трех творцах нового языка, родоначальниках Возрождения? С одной стороны, даже точная дата рождения Данте неизвестна. С другой стороны, можно сказать, что о Данте мы знали бы много, даже если бы знали его только по «Комедии». Знали бы о его предках, о его родине, о его тяжкой изгнаннической доле, о его друзьях и врагах, о его поэзии, о великой возвышающей любви и сжигающей его ненависти, о моментах духовной биографии Данте, о мысленной встрече Данте с Вергилием, блистательным стихотворцем Древнего Рима, который в Комедии становится проводником и наставником первого поэта зари Возрождения. Комедия была создана на вольгаре, с использованием неологизмов, строки и образы Комедии навсегда вошли в итальянский язык, создали его основу. В гениальном сочинении Данте отразились и бессмертные идеи, и ценные приметы времени, которому это сочинение принадлежит.
Италия Данте не только была раздроблена, но и находилась в постоянной войне, две силы – империя и папство – веками боролись за верховенство, города Италии боролись друг с другом, внутри города тоже шло противоборство. Сама коммуна Флоренции как город-государство имела самоуправление, хотя развитие civitas1 исторически происходило под влиянием и той, и другой универсальной власти. Внутри города происходило столкновение сторонников папской и императорской партии.
1 С конца античной эпохи Civitas (цивитас) являлось общепринятым названием городской общины, а также города как административной единицы. В этом значении это слово сохранилось в романских языках.
Автор «Божественной Комедии» с большой точностью датировал время действия своей поэмы. Его странствие по трем загробным царствам приходится на Страстную и Пасхальную недели 1300 года – это конец первой и вторая декады апреля. Такая датировка выбрана, разумеется, не случайно: 1300 год стал значительным рубежом для самого Данте, для его родной Флоренции и для всего латинского мира.
Это был год первого «великого юбилея», объявленного римской Церковью. На папском престоле в то время сидел Бонифаций VIII – последний папа, всерьез вынашивавший мечты о всемирной теократии. Всем, кто посетил Рим в год тринадцативекового юбилея вочеловечения Христа, даровалось прощение грехов – и папская столица, к которой потянулись тысячи паломников, действительно обретала черты духовной столицы мира. Флоренция в этот период находится под неоспоримой властью гвельфов, восторжествовавших над своими извечными противниками гибеллинами. Однако теперь произошел раскол уже среди гвельфов, бывшие соратники стали враждующими партиями – гвельфами Черными и Белыми.
1300 год – поворотный пункт в жизни Данте, как и в жизни Италии и Тосканы. Тридцать с лишним лет для истории – небольшой срок, но он был насыщенным для Флоренции, как и для ее великого сына Данте, который многое успел к возрасту зрелости. Тридцать лет, возраст Христа – середина краткой человеческой жизни, как сказал Поэт: «земную жизнь пройдя до половины». Данте к 1300 году достиг высшей точки своей политической карьеры во Флоренции, стал одним из приоров – так назывались высшие должностные лица коммуны Флоренции. Флорентийские Белые противостояли политике папы Бонифация VIII, поддерживавшего Черных и желавшего с их помощью укрепить свою светскую власть в Тоскане. После успешного проекта учреждения Римского Юбилея папа добился политических успехов. Вняв его призыву, в Италию вступил принц Карл, брат французского короля Филиппа IV Красивого. Флоренция открыла перед ним ворота, а Черные гвельфы получили власть в городе-коммуне. Данте в это время находился с посольством в Риме и в родной город больше не вернулся никогда: он был приговорен сначала к изгнанию, а за нарушение запрета изгнанники присуждались к смерти.
Впереди Данте ждала жизнь скитальца, (здесь уместна другая дантова строфа: «ты будешь знать, как горестен устам чужой ломоть…»), странствия и слава, но слава, как это нередко бывает с гениями, стала посмертной наградой жизни творца. Славу Поэт снискал во многом благодаря созданию великого произведения, названного первоначально просто Комедия, т. е. повествование с быстрой сменой сюжета и счастливым концом. Позже к названию добавился эпитет, это произведение мы называем «Божественной Комедией».
Хронологию создания «Божественной Комедии» мы знаем не полностью. Неизвестно точно, когда началась работа над поэмой, какие песни были закончены к какому сроку. Очевидно только то, что работа эта продолжалась до конца жизни.