Что мы знаем о трех родоначальниках Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо?

Знание – силаИстория

Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо

Надежда Селунская

Музы. Страница иллюстрированного манускрипта «Carmina regia» Конвеневоле да Прато. Художник Пачино ди Бонагуида (1280—1340)

Три короны классической итальянской словесности – это творцы итальянского языка, гении Раннего Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо. Особый образ коронации, увенчание лаврами гениального поэта, имел античный прототип, возродившийся спустя века в церемонии, которой современники почтили гений Петрарки. Имя Данте лишь было предложено для коронации, но смерть поэта лишила его заслуженного лаврового венка. Не прошел данной почетной церемонии и Боккаччо. Но все же три имени великих поэтов рубежа Средневековья и Возрождения произносят вместе, и в итальянской традиции (от учебной литературы и словарей до академических трудов и монографических исследований) именно так, тремя коронами величают Данте, Петрарку и Боккаччо.

Италия в период жизни этих трех творцов не была единым целым, была раздроблена на отдельные исторические земли и области. Каждый сильный городской центр, покорив свою округу, считался государством. Единым письменным языком образованной элиты была латынь, простонародные наречия звучали несходным образом. Данте первым создал теоретический трактат, воспевающий ценность народного языка, правда, это восхваление происходило на латыни.

Жизнь и творчество каждого мастера из этой великой триады тесно связаны с Тосканой, центральной областью Италии, их необходимо рассматривать в контексте истории итальянских земель, в единстве времени и места. Не менее важно рассматривать в единстве и наследие этих трех художников слова, мыслителей. Все они писали произведения на латыни и на нарождающемся итальянском языке, так называемом народном языке, вольгаре (volgare), причем именно в тосканской его версии. То, что содержится в собственных произведениях этих великих представителей итальянской культуры, то, что они сами выразили и увековечили, то, как поняли приметы своего времени, идеи и достижения современников и единомышленников, славу своих предшественников, чьими наследниками хотели стать.

Собственно, желание унаследовать Античности, вступить в диалог с великой культурой Древнего Рима создало представление о среднем веке, который лежал между славной древностью и возрождением античности. Так в сознании современников и потомков Данте, Петрарки и Боккаччо через представление о Средневековье и новой жизни великого Рима родилось само итальянское Возрождение.

Исторически все три гения принадлежали одной эпохе, хотя и не одному поколению. Когда угас Данте, Петрарка был юношей, который уже воспылал любовью к классической античности и литературному творчеству. Боккаччо в момент смерти Данте еще был совсем ребенком, младше Петрарки на десяток лет, но ему принадлежит заслуга вдумчивого и увлеченного комментатора и исследователя наследия двух великих предшественников.

Что мы знаем о трех творцах нового языка, родоначальниках Возрождения? С одной стороны, даже точная дата рождения Данте неизвестна. С другой стороны, можно сказать, что о Данте мы знали бы много, даже если бы знали его только по «Комедии». Знали бы о его предках, о его родине, о его тяжкой изгнаннической доле, о его друзьях и врагах, о его поэзии, о великой возвышающей любви и сжигающей его ненависти, о моментах духовной биографии Данте, о мысленной встрече Данте с Вергилием, блистательным стихотворцем Древнего Рима, который в Комедии становится проводником и наставником первого поэта зари Возрождения. Комедия была создана на вольгаре, с использованием неологизмов, строки и образы Комедии навсегда вошли в итальянский язык, создали его основу. В гениальном сочинении Данте отразились и бессмертные идеи, и ценные приметы времени, которому это сочинение принадлежит.

Италия Данте не только была раздроблена, но и находилась в постоянной войне, две силы – империя и папство – веками боролись за верховенство, города Италии боролись друг с другом, внутри города тоже шло противоборство. Сама коммуна Флоренции как город-государство имела самоуправление, хотя развитие civitas1 исторически происходило под влиянием и той, и другой универсальной власти. Внутри города происходило столкновение сторонников папской и императорской партии.

1 С конца античной эпохи Civitas (цивитас) являлось общепринятым названием городской общины, а также города как административной единицы. В этом значении это слово сохранилось в романских языках.

Автор «Божественной Комедии» с большой точностью датировал время действия своей поэмы. Его странствие по трем загробным царствам приходится на Страстную и Пасхальную недели 1300 года – это конец первой и вторая декады апреля. Такая датировка выбрана, разумеется, не случайно: 1300 год стал значительным рубежом для самого Данте, для его родной Флоренции и для всего латинского мира.

Портрет Данте в издании «Жизнеописание Данте и Петрарки». Леонардо Бруни (Аретино). 1671 год. Впервые эта книга была издана в 1436 году

Это был год первого «великого юбилея», объявленного римской Церковью. На папском престоле в то время сидел Бонифаций VIII – последний папа, всерьез вынашивавший мечты о всемирной теократии. Всем, кто посетил Рим в год тринадцативекового юбилея вочеловечения Христа, даровалось прощение грехов – и папская столица, к которой потянулись тысячи паломников, действительно обретала черты духовной столицы мира. Флоренция в этот период находится под неоспоримой властью гвельфов, восторжествовавших над своими извечными противниками гибеллинами. Однако теперь произошел раскол уже среди гвельфов, бывшие соратники стали враждующими партиями – гвельфами Черными и Белыми.

1300 год – поворотный пункт в жизни Данте, как и в жизни Италии и Тосканы. Тридцать с лишним лет для истории – небольшой срок, но он был насыщенным для Флоренции, как и для ее великого сына Данте, который многое успел к возрасту зрелости. Тридцать лет, возраст Христа – середина краткой человеческой жизни, как сказал Поэт: «земную жизнь пройдя до половины». Данте к 1300 году достиг высшей точки своей политической карьеры во Флоренции, стал одним из приоров – так назывались высшие должностные лица коммуны Флоренции. Флорентийские Белые противостояли политике папы Бонифация VIII, поддерживавшего Черных и желавшего с их помощью укрепить свою светскую власть в Тоскане. После успешного проекта учреждения Римского Юбилея папа добился политических успехов. Вняв его призыву, в Италию вступил принц Карл, брат французского короля Филиппа IV Красивого. Флоренция открыла перед ним ворота, а Черные гвельфы получили власть в городе-коммуне. Данте в это время находился с посольством в Риме и в родной город больше не вернулся никогда: он был приговорен сначала к изгнанию, а за нарушение запрета изгнанники присуждались к смерти.

Впереди Данте ждала жизнь скитальца, (здесь уместна другая дантова строфа: «ты будешь знать, как горестен устам чужой ломоть…»), странствия и слава, но слава, как это нередко бывает с гениями, стала посмертной наградой жизни творца. Славу Поэт снискал во многом благодаря созданию великого произведения, названного первоначально просто Комедия, т. е. повествование с быстрой сменой сюжета и счастливым концом. Позже к названию добавился эпитет, это произведение мы называем «Божественной Комедией».

Хронологию создания «Божественной Комедии» мы знаем не полностью. Неизвестно точно, когда началась работа над поэмой, какие песни были закончены к какому сроку. Очевидно только то, что работа эта продолжалась до конца жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оттенки неба Оттенки неба

Почему небо может принимать те или иные цвета в разных местах?

Знание – сила
Великое наследие македонского царя Великое наследие македонского царя

Как происходило слияние культур после захвата Персии Александром Македонским

Знание – сила
А был ли путч? А был ли путч?

Как популярный военный предотвратил заговор, которого, возможно, не было

Дилетант
«Черные лебеди» — 2025 «Черные лебеди» — 2025

Главные риски для финансовых рынков в 2025 году

Деньги
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Рок-н-ролл из сказки Рок-н-ролл из сказки

Почему «музыкальная сказка» и имя композитора Геннадия Гладкова — синонимы

СНОБ
Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога

Как сделать так, чтобы собственные принципы не помешали гармонии в паре?

Psychologies
Время Льва. Зимнее небо Время Льва. Зимнее небо

Об одном из самых крупных зодиакальных созвездий — созвездии Лев

Наука и жизнь
Как понять, что вам не хватает витамина D — и как его получить зимой? Простой ответ Как понять, что вам не хватает витамина D — и как его получить зимой? Простой ответ

Как недостаток витамина D влияет на наш организм?

ТехИнсайдер
Как грабили Зимний Как грабили Зимний

Что стало с культурными ценностями после штурма Зимнего дворца в 1917?

Дилетант
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Жизневский Петербург Жизневский Петербург

Тихон Жизневский о сериале «Преступление и наказание» и актерской вере в сказку

СНОБ
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
Видеосалонное искусство Видеосалонное искусство

«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя

Weekend
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение

Что такое синдром Маугли и как он проявляется у детей?

Psychologies
Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития

YouTube-каналы для тех, кто хочет начать путь в предпринимательстве

Inc.
«А на что мне миллион?» «А на что мне миллион?»

Сколько денег было у графа Монте-Кристо

Деньги
Легенда о старце Легенда о старце

Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

Дилетант
HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики

Как ставка на человекоцентричность меняет HR-политику современных компаний

ФедералПресс
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
А у нас в Рязани... А у нас в Рязани...

Не только грибы с глазами, но и масса всего интересного

Лиза
«Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Что нужно сделать, чтобы в 2025 году вам сопутствовала удача в делах

Добрые советы
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
«Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия» «Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия»

«Филателия»: история двух людей, которых вопреки всему свела судьба

Psychologies
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: вышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
«В театр приходят не за развлечением, а за разговором» «В театр приходят не за развлечением, а за разговором»

Евгений Цыганов о мечтах, опустошении и роли искусства в изменившемся мире

Правила жизни
«Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе «Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе

Boulevard Depo — об отношении к успеху и вдохновении

Forbes
Открыть в приложении