Чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали

Правила жизниИстория

Поднять китеж

От поиска новой национальной идентичности до побега от социалистической ортодоксии – «Правила жизни» рассказывают о том, чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали.

Записала Алина Халзагарова

На первый взгляд может показаться, что сказочные иллюстрации – тема предельно несерьезная. Ну какая может быть связь между картинками с волшебниками, принцессами и драконами с одной стороны и актуальными вопросами современности – с другой? Это впечатление обманчиво. Работы и биографии сказочных иллюстраторов часто отражают эпоху не в меньшей, а где-то и в большей степени, чем работы и биографии их коллег, имевших дело со взрослым искусством. Это логично: ведь любая сказка о прошлом всегда в той или иной степени история про концентрированное настоящее. От художников, которые искали новую идентичность, до детей военной поры, мечтавших о сказке, или авангардистов, бежавших от соцреализма, – в каждую эпоху судьбы и работы художников, работавших с детской иллюстрацией, отражали тот мир и то время, в которых они жили.

Мода на модерн

В начале XX века Россию охватил интерес к национальной культуре. С одной стороны, началась эпоха модерна с ее стилизацией и эстетизацией фольклорных черт. С другой – мода на романтический национализм охватила тогда все европейские страны, и Россия здесь не была исключением. Как и прерафаэлиты в Англии или, скажем, немецкие романтики, русские художники в поисках идентичности изобретали никогда не существовавшее прошлое, черпая вдохновение в сказочных образах. Сказки вдруг стали модной темой, потеснив античные и исторические сюжеты. Над сказочными иллюстрациями работали лучшие мастера. Вот только некоторые имена.

Елена Дмитриевна Поленова

Сестра-близняшка Василия Поленова, живописца, благодаря которому в русском искусстве стали модными заросшие дворики, пруды и старые усадьбы. В конце XIX века Поленова стала практически первой в России женщиной-иллюстратором.

Семейная жизнь ее не сложилась – родители не дали согласия на брак с бедным студентом, в которого она была влюблена. Художница замуж не вышла, а любовь к детям воплотила в иллюстрациях детских книг. По мнению Александра Бенуа, она первой из русских художников обратила внимание на мир детства.

В 1889 году вышла «Война грибов», для которой Поленова разработала весь макет, в том числе шрифт и иллюстрации. Далее последовали иллюстрации к «Деду Морозу», «Волку и лисе», «Иванушке-дурачку», «Избушке на курьих ножках». Именно Поленова ввела в российскую графику образы и формы модерна: плоские цветовые пятна, внимательность к контуру, линии, орнаменты и народный декор – словом, все то, что потом будут использовать Билибин, Васнецов и другие художники русского стиля.

Борис Васильевич Зворыкин

Московский художник-график, самый популярный в начале XX века, но незаслуженно забытый после эмиграции. Зворыкин иллюстрировал книги, расписывал церкви, но по-настоящему популярным его сделали открытки, печатавшиеся в типографиях Сытина и Маркса, – они были в моде и в начале века, и особенно в период патриотического подъема в годы Первой мировой войны.

Зворыкин внимательно следил за работой Елены Поленовой, но в Поленово и Абрамцево – двух главных местах притяжения художников, интересовавшихся историей и русским стилем, – не бывал. Будучи глухонемым, он избегал общения с людьми, предпочитая наблюдать за природой и посещать выставки. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем работал художником-оформителем в типографии Левенсона, где разрабатывал в числе прочего дизайн меню для императорских приемов.

Когда Поленова открыла для русских художников мир детской иллюстрации, Зворыкин вошел в него одним из первых: в 1903 году он оформил «Сказку о Золотом петушке» Пушкина, а в 1917-м – «Товарищей» А. Ремизова, «Рождественского деда» и «Ягу и Земляничку» В. Смирнова. Зворыкина с Билибиным часто путают – их стили и правда похожи. Оба стремились создать новый русский стиль и увлекались деталями и орнаментом. Но у Зворыкина не было такого чувства пейзажа, а кроме того, его стиль больше тяготеет к четкости и геометричности.

Иван Яковлевич Билибин

Самый известный художник, иллюстрировавший русские сказки. Один из главных представителей русского модерна, он работал в дизайне, в промышленной графике, создавал сценографию для опер и балетов. Оформление дягилевских «Золотого петушка», «Садко» и «Сказки о царе Салтане» прославило его в Европе.

Сын петербургского морского офицера, Билибин собирался делать карьеру юриста и только на последнем курсе все же выбрал искусство. В отличие от Зворыкина, который вдохновлялся музейными ценностями и журналами, Билибин сам ездил в этнографические путешествия, изучая художественные формы Русского Севера.

В 1898 году в петербургской «Экспедиции заготовления государственных бумаг» выходит первая оформленная Билибиным книга – «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». В ней уже есть все характерные черты художника: контурность, образность пейзажа и детальная проработка образов. За этой книжкой следуют «Василиса Прекрасная» (1899) «Царевна-лягушка» (1900), «Марья Моревна» (1901) и «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (1902) – все это легендарные издания, на которых выросло уже шесть поколений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает

С какими неочевидными вызовами сталкиваются создатели ИИ-помощников в России

Правила жизни
Турецкий экспорт вооружений Турецкий экспорт вооружений

Состояние и перспективы развития турецкого экспорта вооружений

Обозрение армии и флота
Роу-муви Роу-муви

Неудивительно, что именно сказки стали одним из первых киножанров

Правила жизни
«Ангел с черным крылом»: роман о воровке, которая учится спасать жизни «Ангел с черным крылом»: роман о воровке, которая учится спасать жизни

Отрывок из авантюрного романа Аманды Скенандор «Ангел с черным крылом»

Forbes
Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
«А на что мне миллион?» «А на что мне миллион?»

Сколько денег было у графа Монте-Кристо

Деньги
Загнанные в ловушку Загнанные в ловушку

Рассказы о том, что произошло в Тевтобургском лесу, содержат немало противоречий

Дилетант
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Рыночные отношения Рыночные отношения

Известный российский гастрокритик познает этот мир самым действенным способом

СНОБ
Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо

Что мы знаем о трех родоначальниках Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо?

Знание – сила
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни» Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни»

Интервью с Валентином Юмашевым, зятем Бориса Ельцина, о событиях конца 1999 года

Дилетант
Обман зрения Обман зрения

Холод, перепады температуры и низкая влажность – серьезные испытания для глаз

Лиза
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Грани и границы Грани и границы

Петр Рыков играет на грани

Men Today
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки

Почему люди, добившиеся всего, часто испытывают одиночество?

Psychologies
Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Дедушка Мороз!

А нужно ли поддерживать в сыне или дочке веру в сказочного деда?

Лиза
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
Дикая охота Дикая охота

Я провожу свою вечность с теми, кто никогда говорить не умел

СНОБ
Белорусский феномен Белорусский феномен

В июне в Минске прошла II Международная выставка индустрии безопасности

Обозрение армии и флота
«Крым» – первый советский супертанкер «Крым» – первый советский супертанкер

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техника
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
В цветах Поднебесной В цветах Поднебесной

В этом интерьере дизайнеру удалось передать характер хозяина квартиры

Идеи Вашего Дома
Защитники команды «Локомотив» Защитники команды «Локомотив»

Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техника
Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко

Кристина Сасонко руководит междисциплинарным арт-хабом Arts Square Production

Собака.ru
Исторический продукт Исторический продукт

Водка — напиток, который почему-то считают русским: разбираемся в заблуждениях

Зеркало Мира
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Нарисуем — будем жить! Нарисуем — будем жить!

3D-принтеры: прошлое, настоящее и космическое будущее

Зеркало Мира
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Открыть в приложении