Чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали

Правила жизниИстория

Поднять китеж

От поиска новой национальной идентичности до побега от социалистической ортодоксии – «Правила жизни» рассказывают о том, чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали.

Записала Алина Халзагарова

На первый взгляд может показаться, что сказочные иллюстрации – тема предельно несерьезная. Ну какая может быть связь между картинками с волшебниками, принцессами и драконами с одной стороны и актуальными вопросами современности – с другой? Это впечатление обманчиво. Работы и биографии сказочных иллюстраторов часто отражают эпоху не в меньшей, а где-то и в большей степени, чем работы и биографии их коллег, имевших дело со взрослым искусством. Это логично: ведь любая сказка о прошлом всегда в той или иной степени история про концентрированное настоящее. От художников, которые искали новую идентичность, до детей военной поры, мечтавших о сказке, или авангардистов, бежавших от соцреализма, – в каждую эпоху судьбы и работы художников, работавших с детской иллюстрацией, отражали тот мир и то время, в которых они жили.

Мода на модерн

В начале XX века Россию охватил интерес к национальной культуре. С одной стороны, началась эпоха модерна с ее стилизацией и эстетизацией фольклорных черт. С другой – мода на романтический национализм охватила тогда все европейские страны, и Россия здесь не была исключением. Как и прерафаэлиты в Англии или, скажем, немецкие романтики, русские художники в поисках идентичности изобретали никогда не существовавшее прошлое, черпая вдохновение в сказочных образах. Сказки вдруг стали модной темой, потеснив античные и исторические сюжеты. Над сказочными иллюстрациями работали лучшие мастера. Вот только некоторые имена.

Елена Дмитриевна Поленова

Сестра-близняшка Василия Поленова, живописца, благодаря которому в русском искусстве стали модными заросшие дворики, пруды и старые усадьбы. В конце XIX века Поленова стала практически первой в России женщиной-иллюстратором.

Семейная жизнь ее не сложилась – родители не дали согласия на брак с бедным студентом, в которого она была влюблена. Художница замуж не вышла, а любовь к детям воплотила в иллюстрациях детских книг. По мнению Александра Бенуа, она первой из русских художников обратила внимание на мир детства.

В 1889 году вышла «Война грибов», для которой Поленова разработала весь макет, в том числе шрифт и иллюстрации. Далее последовали иллюстрации к «Деду Морозу», «Волку и лисе», «Иванушке-дурачку», «Избушке на курьих ножках». Именно Поленова ввела в российскую графику образы и формы модерна: плоские цветовые пятна, внимательность к контуру, линии, орнаменты и народный декор – словом, все то, что потом будут использовать Билибин, Васнецов и другие художники русского стиля.

Борис Васильевич Зворыкин

Московский художник-график, самый популярный в начале XX века, но незаслуженно забытый после эмиграции. Зворыкин иллюстрировал книги, расписывал церкви, но по-настоящему популярным его сделали открытки, печатавшиеся в типографиях Сытина и Маркса, – они были в моде и в начале века, и особенно в период патриотического подъема в годы Первой мировой войны.

Зворыкин внимательно следил за работой Елены Поленовой, но в Поленово и Абрамцево – двух главных местах притяжения художников, интересовавшихся историей и русским стилем, – не бывал. Будучи глухонемым, он избегал общения с людьми, предпочитая наблюдать за природой и посещать выставки. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем работал художником-оформителем в типографии Левенсона, где разрабатывал в числе прочего дизайн меню для императорских приемов.

Когда Поленова открыла для русских художников мир детской иллюстрации, Зворыкин вошел в него одним из первых: в 1903 году он оформил «Сказку о Золотом петушке» Пушкина, а в 1917-м – «Товарищей» А. Ремизова, «Рождественского деда» и «Ягу и Земляничку» В. Смирнова. Зворыкина с Билибиным часто путают – их стили и правда похожи. Оба стремились создать новый русский стиль и увлекались деталями и орнаментом. Но у Зворыкина не было такого чувства пейзажа, а кроме того, его стиль больше тяготеет к четкости и геометричности.

Иван Яковлевич Билибин

Самый известный художник, иллюстрировавший русские сказки. Один из главных представителей русского модерна, он работал в дизайне, в промышленной графике, создавал сценографию для опер и балетов. Оформление дягилевских «Золотого петушка», «Садко» и «Сказки о царе Салтане» прославило его в Европе.

Сын петербургского морского офицера, Билибин собирался делать карьеру юриста и только на последнем курсе все же выбрал искусство. В отличие от Зворыкина, который вдохновлялся музейными ценностями и журналами, Билибин сам ездил в этнографические путешествия, изучая художественные формы Русского Севера.

В 1898 году в петербургской «Экспедиции заготовления государственных бумаг» выходит первая оформленная Билибиным книга – «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». В ней уже есть все характерные черты художника: контурность, образность пейзажа и детальная проработка образов. За этой книжкой следуют «Василиса Прекрасная» (1899) «Царевна-лягушка» (1900), «Марья Моревна» (1901) и «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (1902) – все это легендарные издания, на которых выросло уже шесть поколений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Предметный разговор Предметный разговор

Искусствовед Софья Симакова рассказывает о феномене коллекционного дизайна

Правила жизни
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
Старик и хикикомори Старик и хикикомори

Как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах

Правила жизни
Рок-н-ролл из сказки Рок-н-ролл из сказки

Почему «музыкальная сказка» и имя композитора Геннадия Гладкова — синонимы

СНОБ
Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится» Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится»

«Именно камчатские медведи разожгли во мне искру страсти к съемке дикой природы»

Y Magazine
Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни

Середина жизни — это время, чтобы начинать заново

Psychologies
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором? Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором?

Как ИИ влияет на авторское право в музыкальной сфере?

Наука и техника
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
«Мечты сбываются, если верить и идти вперед» «Мечты сбываются, если верить и идти вперед»

Давид Манукян о своих источниках вдохновения, борьбе с выгоранием и уроках года

OK!
Это что такое? Это что такое?

Частые причины, почему мужчины дарят не те подарки

Добрые советы
Травля на работе: как уцелеть в недружелюбном коллективе Травля на работе: как уцелеть в недружелюбном коллективе

Что такое моббинг и можно ли ему противостоять?

Psychologies
В рабочий полдень В рабочий полдень

6 простых способов прогнать сонливость в разгар дня

Лиза
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Три сестры Три сестры

Вера Джусти: как успешно развивать семейный бизнес и не поссориться

Grazia
«Научное волонтерство: Делаем науку вместе» «Научное волонтерство: Делаем науку вместе»

К каким исследованиям ученые впервые привлекли добровольцев

N+1
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы

Inс. выбрал интересные локальные проекты из разных городов России

Inc.
РНК-интерференция снизила уровень липопротеина (а) во второй фазе испытаний РНК-интерференция снизила уровень липопротеина (а) во второй фазе испытаний

Ученые: об успехе испытаний препарата на основе малой интерферирующей РНК

N+1
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории

Лучшие вечеринки XX века: кто их организовывал, а кто был на них гостями?

ТехИнсайдер
Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований! Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований!

Почему рожденные слепыми люди никогда не сталкиваются с шизофренией

ТехИнсайдер
Экскурсия Экскурсия

Бери что хочешь, если достанет силы... отпустить

СНОБ
Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах

Почему бизнес предпочитает развивать свою IT-инфраструктуру?

Forbes
Как избавиться от игровой зависимости Как избавиться от игровой зависимости

Сперва надо понять — надо ли вам избавляться от чрезмерной любви к играм?

Maxim
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
Открыть в приложении