Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техникаHi-Tech

«Крым» – первый советский супертанкер

Александр Митрофанов

Вконце 60-х – первой половине 70-х годов наблюдался резкий рост грузоподъемности танкеров для перевозки сырой нефти. Это было вызвано в первую очередь закрытием Суэцкого канала в результате арабо-израильских вооруженных конфликтов 1967–1973 годов. В результате этого перевозки нефти из района Персидского залива в страны Западной Европы велись по значительно более протяженному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, что вело к резкому повышению транспортных расходов, а поэтому и цен на нефть.

Основным путем повышения рентабельности транспортировки нефти стало увеличение вместимости танкеров с учетом того обстоятельства, что теперь размеры судов этого типа ограничивались только фарватерами европейских портов. Вскоре максимальная грузоподъемность танкеров превысила полмиллиона тонн.

В эти же годы в СССР резко увеличился объем добычи нефти, в первую очередь за счет освоения новых нефтеносных месторождений в Западной Сибири и Прикаспии. Экспорт нефти стал основным источником валютных поступлений. Увеличился и объем каботажных перевозок нефти и нефтепродуктов в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. Как экономические (рост цен на нефть), так и политические (демонстрация достижений социалистической экономики) факторы послужили толчком к решению начать строительство супертанкеров на отечественных судоверфях.

Первоначально предполагалось строительство танкера дедвейтом 300 тыс. т (тип «Мир»), но в этот период подобная задача была непосильной для советской судостроительной отрасли. В это время крупнейшими танкерами отечественной постройки были паротурбинные суда типа «София» водоизмещением 62 тыс. т.

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т была доверена ленинградскому ЦКБ «Балтсудопроект». За 90 лет существования этого бюро им было разработано около 180 проектов, по которым было построено почти 3 тыс. гражданских судов различного назначения общим водоизмещением 11 млн т, но танкер типа «Крым» (проект 1511) был его самым грандиозным проектом.

Проектирование и строительство головного судна велось в рекордно короткие сроки: проект утвержден в 1973 году, танкер спущен на воду со стапелей Керченского судостроительного завода «Залив» имени Б.Е. Бутомы 9 апреля 1974 года, а 1 января следующего года передан Новороссийскому морскому пароходству.

Конструкторам и строителям многое пришлось делать впервые. Опыта создания супертанкеров в стране не существовало. Оборудование «Крыма» состояло преимущественно из впервые разработанных механизмов и систем, таковых насчитывалось более трех сотен. Завод «Залив» был сравнительно молодым предприятием (основан в 1938 году) и никогда ранее строительством крупнотоннажных судов не занимался.

Основные характеристики танкеров типа «Крым»

  • Длина наибольшая – 259,2 м
  • Длина между перпендикулярами – 277,1 м
  • Ширина – 45,0 м
  • Высота борта – 25,4 м
  • Осадка по летнюю грузовую марку – 17,0 м
  • Полное водоизмещение – 182 тыс. т
  • Валовая вместимость – 88692 рег. т
  • Чистая вместимость – 67 543 рег. т
  • Мощность главной энергетической установки – 22 тыс. (30 тыс.) кВт (л.с.) при 85 об/мин
  • Скорость эксплуатационная – 16,0 узлов
  • Дальность плавания – 25 тыс. миль
  • Суточный расход топлива – 135 т
  • Объем грузовых танков – 183715 м³
  • Объем отсеков изолированного балласта – 57140 м³
  • Численность экипажа – 36 человек

Судно проектировалось с учетом обеспечения безопасного регулярного прохода через сложные в навигационном отношении Черноморские проливы, поэтому при отработке его обводов, наряду с ходкостью, большое внимание было уделено таким характеристикам маневренности, как поворотливость и устойчивость на курсе. По результатам большого объема проведенных испытаний был выбран вариант с таранно-коническими носовыми образованиями и умеренно V-образными кормовыми шпангоутами, обеспечивающими наилучшие ходовые и маневренные характеристики.

Особое внимание было уделено выбору движительного комплекса. Был выбран винт регулируемого шага (ВРШ) в осенесимметричной направляющей насадке, что позволило уменьшить тормозной путь судна и повысить экономичность силовой установки за счет применения валогенератора и других технических решений.

Архитектурный тип судна – гладкопалубный, без средней надстройки, юта и переходного танкерного мостика, с транцевой кормой. Жилые, служебные и общественные помещения размещались в кормовой семиярусной рубке.

Конструкция танкера полностью отвечала требованиям Конвенции о предотвращении загрязнения с судов МАРПОЛ–1973. Грузовой трюм делился двумя главными продольными и четырьмя главными поперечными переборками на двенадцать грузовых танков и три танка изолированного балласта. По всей длине грузовых танков имелось двойное дно, отсеки которого использовались для приема чистого балласта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Как перестать жить «на автопилоте» Как перестать жить «на автопилоте»

Будьте настоящими пилотами, не позволяйте автопилоту стоять у руля вашей жизни!

Здоровье
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Нужен ли детям смартфон? Разбираем мнения россиян и психолога Нужен ли детям смартфон? Разбираем мнения россиян и психолога

Смартфон для ребенка: польза и вред

Psychologies
В Европу через Океанию: как получить ВНЖ в Греции с помощью паспорта Вануату В Европу через Океанию: как получить ВНЖ в Греции с помощью паспорта Вануату

Почему востребован ВНЖ Греции и какую роль тут играет паспорт Вануату

Forbes
Отберут ли автомобиль, если не заплатить вовремя по автокредиту – и 5 способов решить вопрос с банком Отберут ли автомобиль, если не заплатить вовремя по автокредиту – и 5 способов решить вопрос с банком

Как будет действовать банк, выдавший автокредит, если клиент задерживает платежи

ТехИнсайдер
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Агросектор накрыла волна консолидации Агросектор накрыла волна консолидации

Группа компаний «Русагро» завершила сделку по приобретению конкурента

Монокль
Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта

Древнегреческий историк ошибался: армяне происходят не с Балкан

ТехИнсайдер
«Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми «Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми

Воспринимают ли люди зло как часть своей жизни?

Psychologies
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Женщины, удивившие мир Женщины, удивившие мир

Женщины, установившие мировые рекорды и удивившие мужчин-спортсменов

Караван историй
Правила выживания Правила выживания

Жесткая ДКП заставляет искать специфические инструменты для защиты денег

Монокль
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Код света и музыки Код света и музыки

Современное искусство открывает новые направления. Одно из них — медиативный арт

ЖАРА Magazine
Готовимся к Новому году! Что можно есть при диарее: простые советы и инструкция Готовимся к Новому году! Что можно есть при диарее: простые советы и инструкция

Какие продукты стоит есть и чего избегать при праздничной диарее

ТехИнсайдер
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
Плюс в карму Плюс в карму

Как влиять на свою судьбу и менять ход событий

Лиза
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Как уйти от абьюзера и разорвать отношения? Как уйти от абьюзера и разорвать отношения?

Уйти от абьюзера: какие основные шаги и куда можно обратиться?

Psychologies
Пыль в глаза Пыль в глаза

Почему возникает конъюнктивит и как его лечить

Лиза
Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает

Как включается обогрев заднего стекла и почему он может не работать

РБК
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Диалог с человечеством: художники и коллекционеры о связи искусства и благотворительности Диалог с человечеством: художники и коллекционеры о связи искусства и благотворительности

Как искусство и благотворительность меняют общество

СНОБ
Открыть в приложении