Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техникаHi-Tech

«Крым» – первый советский супертанкер

Александр Митрофанов

Вконце 60-х – первой половине 70-х годов наблюдался резкий рост грузоподъемности танкеров для перевозки сырой нефти. Это было вызвано в первую очередь закрытием Суэцкого канала в результате арабо-израильских вооруженных конфликтов 1967–1973 годов. В результате этого перевозки нефти из района Персидского залива в страны Западной Европы велись по значительно более протяженному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, что вело к резкому повышению транспортных расходов, а поэтому и цен на нефть.

Основным путем повышения рентабельности транспортировки нефти стало увеличение вместимости танкеров с учетом того обстоятельства, что теперь размеры судов этого типа ограничивались только фарватерами европейских портов. Вскоре максимальная грузоподъемность танкеров превысила полмиллиона тонн.

В эти же годы в СССР резко увеличился объем добычи нефти, в первую очередь за счет освоения новых нефтеносных месторождений в Западной Сибири и Прикаспии. Экспорт нефти стал основным источником валютных поступлений. Увеличился и объем каботажных перевозок нефти и нефтепродуктов в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. Как экономические (рост цен на нефть), так и политические (демонстрация достижений социалистической экономики) факторы послужили толчком к решению начать строительство супертанкеров на отечественных судоверфях.

Первоначально предполагалось строительство танкера дедвейтом 300 тыс. т (тип «Мир»), но в этот период подобная задача была непосильной для советской судостроительной отрасли. В это время крупнейшими танкерами отечественной постройки были паротурбинные суда типа «София» водоизмещением 62 тыс. т.

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т была доверена ленинградскому ЦКБ «Балтсудопроект». За 90 лет существования этого бюро им было разработано около 180 проектов, по которым было построено почти 3 тыс. гражданских судов различного назначения общим водоизмещением 11 млн т, но танкер типа «Крым» (проект 1511) был его самым грандиозным проектом.

Проектирование и строительство головного судна велось в рекордно короткие сроки: проект утвержден в 1973 году, танкер спущен на воду со стапелей Керченского судостроительного завода «Залив» имени Б.Е. Бутомы 9 апреля 1974 года, а 1 января следующего года передан Новороссийскому морскому пароходству.

Конструкторам и строителям многое пришлось делать впервые. Опыта создания супертанкеров в стране не существовало. Оборудование «Крыма» состояло преимущественно из впервые разработанных механизмов и систем, таковых насчитывалось более трех сотен. Завод «Залив» был сравнительно молодым предприятием (основан в 1938 году) и никогда ранее строительством крупнотоннажных судов не занимался.

Основные характеристики танкеров типа «Крым»

  • Длина наибольшая – 259,2 м
  • Длина между перпендикулярами – 277,1 м
  • Ширина – 45,0 м
  • Высота борта – 25,4 м
  • Осадка по летнюю грузовую марку – 17,0 м
  • Полное водоизмещение – 182 тыс. т
  • Валовая вместимость – 88692 рег. т
  • Чистая вместимость – 67 543 рег. т
  • Мощность главной энергетической установки – 22 тыс. (30 тыс.) кВт (л.с.) при 85 об/мин
  • Скорость эксплуатационная – 16,0 узлов
  • Дальность плавания – 25 тыс. миль
  • Суточный расход топлива – 135 т
  • Объем грузовых танков – 183715 м³
  • Объем отсеков изолированного балласта – 57140 м³
  • Численность экипажа – 36 человек

Судно проектировалось с учетом обеспечения безопасного регулярного прохода через сложные в навигационном отношении Черноморские проливы, поэтому при отработке его обводов, наряду с ходкостью, большое внимание было уделено таким характеристикам маневренности, как поворотливость и устойчивость на курсе. По результатам большого объема проведенных испытаний был выбран вариант с таранно-коническими носовыми образованиями и умеренно V-образными кормовыми шпангоутами, обеспечивающими наилучшие ходовые и маневренные характеристики.

Особое внимание было уделено выбору движительного комплекса. Был выбран винт регулируемого шага (ВРШ) в осенесимметричной направляющей насадке, что позволило уменьшить тормозной путь судна и повысить экономичность силовой установки за счет применения валогенератора и других технических решений.

Архитектурный тип судна – гладкопалубный, без средней надстройки, юта и переходного танкерного мостика, с транцевой кормой. Жилые, служебные и общественные помещения размещались в кормовой семиярусной рубке.

Конструкция танкера полностью отвечала требованиям Конвенции о предотвращении загрязнения с судов МАРПОЛ–1973. Грузовой трюм делился двумя главными продольными и четырьмя главными поперечными переборками на двенадцать грузовых танков и три танка изолированного балласта. По всей длине грузовых танков имелось двойное дно, отсеки которого использовались для приема чистого балласта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самолет комсомольцев Самолет комсомольцев

Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механика
«Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме «Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме

Что такое «янгизм» и почему возраст сотрудника — не главное?

Forbes
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Догматический монетаризм или новое кеинсианство Догматический монетаризм или новое кеинсианство

Какую экономическую модель выбирает Россия

Деньги
Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Psychologies
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель

Как устроена область частной космонавтики в нашей стране и что происходит сейчас

ТехИнсайдер
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Как избавиться от игровой зависимости Как избавиться от игровой зависимости

Сперва надо понять — надо ли вам избавляться от чрезмерной любви к играм?

Maxim
Старик и хикикомори Старик и хикикомори

Как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах

Правила жизни
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов! Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа

ТехИнсайдер
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Пряничная избушка Пряничная избушка

Рассказ Павла Пепперштейна о пряниках и сказках

Правила жизни
Как стать лучше: 5 маленьких шагов к большим переменам Как стать лучше: 5 маленьких шагов к большим переменам

Поговорим о пяти привычках, которые помогут вам день ото дня становиться лучше

Psychologies
Лиза Гусевская Лиза Гусевская

Лиза Гусевская — душевный фэшн-инфлюенсер с уклоном в максимализм

Собака.ru
«Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой «Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой

Рассказ Евгении Некрасовой из сборника «Верю / не верю»

РБК
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя

В чем главное преимущество коротких форматов?

ТехИнсайдер
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

Как кооператоры пытались создавать коалиции с крупными ретейлерами?

Forbes
Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7 Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Чем примечателен «крутой охотник» JAECOO J7?

Maxim
Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам» Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историй
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
Шорт-лист Шорт-лист

Журнал «Автопилот» обойтись без людей совершенно не мог

Автопилот
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Дядя Коля выходит на контакт Дядя Коля выходит на контакт

Сева, скажи, ты же не видишь рядом с собой этого… как его… из НЛО?

СНОБ
Правила съемок: метод Румянцева Правила съемок: метод Румянцева

Говорит и показывает Станислав Румянцев

Men Today
Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить? Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить?

Как правильно составить рацион для своего домашнего тигра?

ТехИнсайдер
«Персидский выбор» Александра Грибоедова «Персидский выбор» Александра Грибоедова

Дипломатическая служба и заслуги А. С. Грибоедова

Знание – сила
Открыть в приложении