Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техникаHi-Tech

«Крым» – первый советский супертанкер

Александр Митрофанов

Вконце 60-х – первой половине 70-х годов наблюдался резкий рост грузоподъемности танкеров для перевозки сырой нефти. Это было вызвано в первую очередь закрытием Суэцкого канала в результате арабо-израильских вооруженных конфликтов 1967–1973 годов. В результате этого перевозки нефти из района Персидского залива в страны Западной Европы велись по значительно более протяженному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, что вело к резкому повышению транспортных расходов, а поэтому и цен на нефть.

Основным путем повышения рентабельности транспортировки нефти стало увеличение вместимости танкеров с учетом того обстоятельства, что теперь размеры судов этого типа ограничивались только фарватерами европейских портов. Вскоре максимальная грузоподъемность танкеров превысила полмиллиона тонн.

В эти же годы в СССР резко увеличился объем добычи нефти, в первую очередь за счет освоения новых нефтеносных месторождений в Западной Сибири и Прикаспии. Экспорт нефти стал основным источником валютных поступлений. Увеличился и объем каботажных перевозок нефти и нефтепродуктов в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. Как экономические (рост цен на нефть), так и политические (демонстрация достижений социалистической экономики) факторы послужили толчком к решению начать строительство супертанкеров на отечественных судоверфях.

Первоначально предполагалось строительство танкера дедвейтом 300 тыс. т (тип «Мир»), но в этот период подобная задача была непосильной для советской судостроительной отрасли. В это время крупнейшими танкерами отечественной постройки были паротурбинные суда типа «София» водоизмещением 62 тыс. т.

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т была доверена ленинградскому ЦКБ «Балтсудопроект». За 90 лет существования этого бюро им было разработано около 180 проектов, по которым было построено почти 3 тыс. гражданских судов различного назначения общим водоизмещением 11 млн т, но танкер типа «Крым» (проект 1511) был его самым грандиозным проектом.

Проектирование и строительство головного судна велось в рекордно короткие сроки: проект утвержден в 1973 году, танкер спущен на воду со стапелей Керченского судостроительного завода «Залив» имени Б.Е. Бутомы 9 апреля 1974 года, а 1 января следующего года передан Новороссийскому морскому пароходству.

Конструкторам и строителям многое пришлось делать впервые. Опыта создания супертанкеров в стране не существовало. Оборудование «Крыма» состояло преимущественно из впервые разработанных механизмов и систем, таковых насчитывалось более трех сотен. Завод «Залив» был сравнительно молодым предприятием (основан в 1938 году) и никогда ранее строительством крупнотоннажных судов не занимался.

Основные характеристики танкеров типа «Крым»

  • Длина наибольшая – 259,2 м
  • Длина между перпендикулярами – 277,1 м
  • Ширина – 45,0 м
  • Высота борта – 25,4 м
  • Осадка по летнюю грузовую марку – 17,0 м
  • Полное водоизмещение – 182 тыс. т
  • Валовая вместимость – 88692 рег. т
  • Чистая вместимость – 67 543 рег. т
  • Мощность главной энергетической установки – 22 тыс. (30 тыс.) кВт (л.с.) при 85 об/мин
  • Скорость эксплуатационная – 16,0 узлов
  • Дальность плавания – 25 тыс. миль
  • Суточный расход топлива – 135 т
  • Объем грузовых танков – 183715 м³
  • Объем отсеков изолированного балласта – 57140 м³
  • Численность экипажа – 36 человек

Судно проектировалось с учетом обеспечения безопасного регулярного прохода через сложные в навигационном отношении Черноморские проливы, поэтому при отработке его обводов, наряду с ходкостью, большое внимание было уделено таким характеристикам маневренности, как поворотливость и устойчивость на курсе. По результатам большого объема проведенных испытаний был выбран вариант с таранно-коническими носовыми образованиями и умеренно V-образными кормовыми шпангоутами, обеспечивающими наилучшие ходовые и маневренные характеристики.

Особое внимание было уделено выбору движительного комплекса. Был выбран винт регулируемого шага (ВРШ) в осенесимметричной направляющей насадке, что позволило уменьшить тормозной путь судна и повысить экономичность силовой установки за счет применения валогенератора и других технических решений.

Архитектурный тип судна – гладкопалубный, без средней надстройки, юта и переходного танкерного мостика, с транцевой кормой. Жилые, служебные и общественные помещения размещались в кормовой семиярусной рубке.

Конструкция танкера полностью отвечала требованиям Конвенции о предотвращении загрязнения с судов МАРПОЛ–1973. Грузовой трюм делился двумя главными продольными и четырьмя главными поперечными переборками на двенадцать грузовых танков и три танка изолированного балласта. По всей длине грузовых танков имелось двойное дно, отсеки которого использовались для приема чистого балласта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Историки установили кто придумал десятичную точку. Это великое открытие случилось в 1440 году, но о нем надолго забыли Историки установили кто придумал десятичную точку. Это великое открытие случилось в 1440 году, но о нем надолго забыли

Открытие Джованни Бьянкини было слишком революционным и было забыто

ТехИнсайдер
Убийцы кораблей Убийцы кораблей

Современные противокорабельные ракеты

Обозрение армии и флота
Этика wow-опыта Этика wow-опыта

Приоткрываем дверь в мир закрытых секс-вечеринок

Playboy
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
Непростой узелок Непростой узелок

О чем сообщают увеличенные лимфоузлы у ребенка?

Лиза
Чемоданы бывают разные... Чемоданы бывают разные...

Допустим, вы собираетесь лететь в Иркутск. Ясное дело, вам надо собрать чемодан

Знание – сила
Робот с революционным запалом Робот с революционным запалом

Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

Монокль
Для всех и каждого Для всех и каждого

Современный и эргономичный интерьер в компактной евротрешке

Идеи Вашего Дома
Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Волка боги кормят Волка боги кормят

Один из самых древних сюжетов – сказки об оборотнях

Правила жизни
Видеосалонное искусство Видеосалонное искусство

«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя

Weekend
Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога

Как сделать так, чтобы собственные принципы не помешали гармонии в паре?

Psychologies
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Утомленные ленью Утомленные ленью

Почему лениться так утомительно?

Лиза
Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же» Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же»

В 90-х годах казалось, что российский кинематограф закончился

Коллекция. Караван историй
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Границы ключ Границы ключ

Как далеко можно пускать к себе мужчину на разных этапах отношений?

VOICE
Как перестать жить «на автопилоте» Как перестать жить «на автопилоте»

Будьте настоящими пилотами, не позволяйте автопилоту стоять у руля вашей жизни!

Здоровье
«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
7 способов укротить боль 7 способов укротить боль

Боль бывает разная, ноющая, колющая, резкая, слабая. Можно ли от неё избавиться?

Здоровье
Кривой рок Кривой рок

Рокеры и их зависимости

Men Today
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
Открыть в приложении