Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техникаHi-Tech

Защитники команды «Локомотив»

Иван Варгатый

Электровоз ВЛ82М с грузовым поездом на участке Святогорск – Купянск

«Кем и когда проклято это место? Почему в этом строгом квадрате, обрамленном рядами колючки, в декабре еще нет снега?» – вспомнил Дмитрий Михайлович, глядя на зеленый огонь выходного светофора через бельмо мелкого дождя. В конце 80-х, когда он только поехал помощником, декабрь был декабрем – снежные передувы на путях, изредка – ледяные пробки в пневмосистеме, коль зазевался с продувкой... Но сейчас, в декабре 2011-го, залитые осерненной редукторной смазкой, сдобренные остатками квелых листьев и водой пути Красного Лимана превратились в склизкую рыбью кожу, а ему предстояло на этой склизкой коже взять с места тяжелый грузовой поезд.

Восемь осей советского электровоза против нескольких тысяч тонн окатышей. Поневоле вспомнишь строки недавно прочитанной Михалычем повести Константина Воробьёва, напечатанной под закат Союза. Не в чести после войны были такие произведения – все, что не укладывалось в идеологию строительства коммунизма, срезалось опасной бритвой. «Зато, – думал Михалыч, – электровозы делали на века – сколько лет в следующем году нашей «Маше», сорок? А бегает исправно, хоть ее и гоняют в хвост и в гриву. Довезла в Лиман – довезет и обратно в Купянск».

Потихоньку выползаем с бокового пути. Машинист не щелкает собачкой осторожно, как молодой: от этого броски тока плавней не станут, двигает рукой уверенно. Просто не лезем на рожон, песок понемногу, ток понемногу, вытянем хвост, там и легче станет – перегон до Форпостной прямой, как стрела, и рельсы на перегоне чище. Надо лишь успеть разогнаться на пробу тормозов, а дальше проще будет. С легким воем дышат жалюзи вентиляторов, с воздухом втягивая ведра воды, из-под кузова им вторят редукторы. Главный бас хора – трансформатор – пока молчит, до Святогорска постоянный ток.

Контроллер машиниста ВЛ82М. Слева – режимная рукоятка, справа – главная, внизу – щель для реверсивной

Справа показалась заложенная кирпичом старая путейская казарма – и как раз подошла скорость. Сняв маленькой рукояткой шунты, Дмитрий Михайлович вдавил кнопку на большой и перешел на «параллель». В глубинах высоковольтной грохнули мостовые контакторы, амперметр, дремавший где-то на полутора сотнях, живо показал солидные цифры. На постоянном токе с ВЛ82М не сравнится никто из старой гвардии – куда уж одногодку ВЛ11, почему-то пошедшему в серию со старыми слабыми двигателями от «десятки». Но сейчас могучие двигатели подвели.

Михалыч почти выбрал реостат, когда за спиной словно разорвалась граната, и на пульте загорелась лампа «БВ-КВЦ». Ток пропал. Вот она, всепроникающая сырость дождливой зимы! Двигатели набрали влаги и не выдержали двух киловольт на брата. Ладно, задняя секция тянет, набираем еще немного, для верности палец под писец скоростемера, чтоб гарантированно нарисовались 50 км/ч, сброс и проба… Поезд послушно замедлился, довольно быстро отпустил, выжидаем время – и можно ехать дальше.

Сработавший БВ – быстродействующий выключатель – давно включен, побежала по зубцам собачка контроллера, вновь загудели редукторы. Сериес-параллельное пройдено успешно, пора снова выбрать параллельное, но осторожно. Переход! А теперь по одной… Щелк… Щелк… Щелк… 32… 33… В прошлый раз выбило почти в самом конце, на 36-й или 37-й, так что не будем наглеть, оставим пока 33-ю, а там, глядишь, и изоляция под током подсохнет. Реостат на «Маше» спалить невозможно: под ним два вентилятора, пусть воют, а у нас впереди Святогорск, съезд с харьковского направления на Купянск и переход на переменный ток.

В защите нуждается все – и суверенитет государства, и квартирная электропроводка. Брешь в суверенитете оборачивается в лучшем случае «догоном и перегоном», судорожными попытками импортозамещения, а несрабатывание защиты в квартирном щитке – пожаром, иногда съедающим несколько квартир. Локомотив – где-то посередине. Мало ток выработать или снять с контактной сети – надо еще защитить сеть и сам локомотив от разрушительного действия тока короткого замыкания, если что-то произошло с оборудованием. Поэтому помимо тяговых двигателей, аппаратов регулирования и, если это электровоз, токоприемников на борту есть масса аппаратов защиты.

Путь тока на электровозе начинается с токоприемника. Кто-то из читателей спросит: почему речь все время об электровозах? Тепловозы – отдельный мир, им будет посвящена не одна статья, но для начала – основной вид тяги железных дорог России. В следующей статье цикла будет рассказано о ходовой части локомотивов, а потом будет статья и о тепловозах, но сегодня – преимущественно об электровозах, а также об одинаково устроенных аппаратах – например, реле боксования.

Итак, токоприемники, они же ТП. Обыватель привык их называть «дуга» или «рога», в крайнем случае – «пантограф». ТП в виде дуги (бугель), и правда, широко применялся, особенно на трамваях, и применяется сейчас в городах с плохой контактной сетью – фото 1 на рисунке. Но на железнодорожной технике применяются разновидности пантографа. Обычный пантограф (2) состоит из четырех рам – двух верхних и двух нижних, у полупантографа (3) вместо нижних рам одиночные штанги, а у асимметричного полупантографа (4) вообще отсутствует одна сторона. Контактные накладки полоза у старых токоприемников сделаны либо из меди, либо из графита, у трамваев – из алюминия, а у современных асимметричных, как правило, металлокерамические.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сбитый «Боинг» Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

Дилетант
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Свет, который меняет город Свет, который меняет город

Почему светодизайн становится важным элементом градостроительства

СНОБ
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которая точно пригодится до и после новогодних праздников

Лиза
Новое чувство космоса Новое чувство космоса

Теперь телескопы могут отслеживать колебания пространства-времени

ТехИнсайдер
Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы» Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы»

Какие задачи стоят перед депутатами Магаданской областной думы?

ФедералПресс
Мировой экономике становится все хуже Мировой экономике становится все хуже

Почему мировая экономика продолжает замедляться

Монокль
От копеечной свечи От копеечной свечи

Всё началось с того, что осенью 1664 года в небе над Англией была видна комета

Дилетант
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы

Насколько распространены отношения, выросшие из дружбы?

Psychologies
Атипичный персонаж Атипичный персонаж

Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи

Дилетант
25 «говорящих» табличек 25 «говорящих» табличек

На каком языке говорили на острове Пасхи, и что такое таблички ронго-ронго?

Зеркало Мира
Непоследний пациент Непоследний пациент

«13 клиническая. Начало»: история установления контактов генсеков с демонами

Weekend
Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей

Как долго микробы сохраняются на различных поверхностях?

ТехИнсайдер
Кукольный бум Кукольный бум

Как культура осмысляла историю одной женщины, ушедшей из семьи

Weekend
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Вода — главный ресурс на Луне Вода — главный ресурс на Луне

Почему «лунная вода» важна для понимания происхождения жизни на Земле?

Зеркало Мира
«Научное волонтерство: Делаем науку вместе» «Научное волонтерство: Делаем науку вместе»

К каким исследованиям ученые впервые привлекли добровольцев

N+1
Больше, чем орган слуха: насколько важны наши уши Больше, чем орган слуха: насколько важны наши уши

Как работают наши уши и какое влияние они оказали на развитие мировой культуры

Правила жизни
Предательство: как снова доверять людям после измены? Предательство: как снова доверять людям после измены?

Измена: как выбраться из этого травматичного опыта и извлечь из него пользу?

Psychologies
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Хмелита и Грибоедовы Хмелита и Грибоедовы

Атмосфера усадьбы формировала личность гениального поэта А. С. Грибоедова

Знание – сила
«Мы готовы и хотим развиваться» «Мы готовы и хотим развиваться»

Директор компании «ГТ Энерго» — о перспективах распределенной энергетики

Монокль
Как победить перфекционизм и начать жить: 8 советов психолога Как победить перфекционизм и начать жить: 8 советов психолога

Кто такой перфекционист? Как победить его в себе?

Psychologies
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах

Почему бизнес предпочитает развивать свою IT-инфраструктуру?

Forbes
«Черные лебеди» — 2025 «Черные лебеди» — 2025

Главные риски для финансовых рынков в 2025 году

Деньги
«Финал — это место, где завязываются новые конфликты» «Финал — это место, где завязываются новые конфликты»

Вячеслав Курицын о последних главах «Войны и мира»

Weekend
Открыть в приложении