Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизниБизнес

Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Чтобы ответить на этот вопрос, «Правила жизни» исследовали взлет корпорации Disney и утопические устремления ее основателя.

Записал Антон Русинов

Для детей 1990-х есть Disney и есть весь остальной масскульт. Нас сформировали многие артефакты американской культуры: «Черепашки-ниндзя», «Человек-паук», «Терминатор» и «Звездные войны». Но они были позже, в подростковом возрасте, а начиналось все с мультфильмов Disney – от «Винни-Пуха» до «Маугли» и «Короля Льва». Мы смотрели их, сидя на полу перед пузатым ЭЛТ-телевизором. Они казались порталом в другую реальность, более значимую, чем та, что была за окном. Через анимацию Disney наше поколение причастилось американской поп-культуре, которая незадолго до того взяла последнюю крепость – социалистический блок – и стала по-настоящему мировой. С тех пор у большей части человечества очень похожее детство.

Американскую компанию часто обвиняют в культурном империализме. Disney – наравне с кока-колой и «Макдоналдсом» – главный символ Pax Americana. Масштабы компании поражают, она давно вышла за пределы анимации и занимается всем – от туризма до производства игрушек. В мире медиа с ней вообще мало кто может сравниться. Корпорации Disney принадлежат студии Pixar, Marvel и Lucasfilm, телеканалы ABC и National Geographic, онлайн-сервисы Disney+ и Hulu. К этому стоит добавить колоссальное количество интеллектуальной собственности – прав на произведения, сеттинги и персонажей.

Все это появилось не на пустом месте – Уолт Дисней шел к вершине не просто многие годы, но многие десятилетия. Однако причина его феноменального успеха больше, чем просто упорный труд или удачная конъюнктура. Корпорация сказочников всегда поддерживала тесные отношения с американским правительством, а в отдельные периоды вполне открыто занималась государственной пропагандой на международном уровне. Тем не менее сводить деятельность компании к пропаганде, агрессивным поглощениям конкурентов, экономической экспансии или культурному империализму – значит недооценивать ее. Реальная цель куда глобальней. Disney занимается проектированием самого пространства для жизни, утопии, которую и продает всему миру. Сейчас эта тема ушла на второй план, но несколько десятилетий о подобных вещах говорили вполне открыто.

Будущую корпорацию создали братья Уолт и Рой, родившиеся в семье небогатого строительного подрядчика Элиаса Диснея. Он был глубоко верующим членом конгрегационалистской церкви. Эта ветвь христианства отличается политическим утопизмом, из-за которого подвергалась гонениям в Англии и нашла приют в североамериканских колониях. Кроме того, Элиас Дисней был убежденным социалистом и сторонником радикальной организации «Промышленные рабочие мира». Его сыновья не отличались ни религиозностью, ни симпатиями к рабочему движению. Однако детский опыт не мог не сказаться на их утопическом видении.

В детстве братья трудились в небольшой фирме своего отца в Канзас-Сити. Дисней-старший выкупил маршрут доставки местной ежедневной газеты, а сыновья были его курьерами. Это была тяжелая работа: маршрут был длинным, и выходить на него приходилось в любую погоду. Именно тогда Уолт возненавидел тяжелый ручной труд и решил, что никогда в жизни не будет им заниматься. Что еще хуже, Элиас не платил своим детям. Чтобы заработать на карманные расходы, Уолт Дисней начал рисовать – местный парикмахер платил ему за шаржи клиентов. Именно это определило выбор профессии Уолта.

Окончив восемь классов школы, Уолт работал где придется: сортировщиком почты, курьером, ночным сторожем. Тогда же он посещал занятия по рисованию в Чикагской академии изящных искусств, а затем, то ли из авантюризма, то ли просто от неприкаянности, вступил в армию – как раз шла Первая мировая война. В 1918-м он стал водителем в Красном Кресте. Поучаствовать в боевых действиях ему не довелось – когда Уолт прибыл во Францию, война уже закончилась, однако он провел в Европе год, работая шофером. Все это время Дисней рисовал карикатуры и комиксы, но газеты и журналы отказывались принимать его работы. Зато они были популярны у сослуживцев, которые платили за них небольшие деньги. Вернувшись в Штаты, Дисней устроился в небольшую художественную студию, где освоил основы ремесла и, что существенней, завел контакты в этой среде. Самой важной из этих связей был Аб Айверкс, будущий соавтор Диснея.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В театр приходят не за развлечением, а за разговором» «В театр приходят не за развлечением, а за разговором»

Евгений Цыганов о мечтах, опустошении и роли искусства в изменившемся мире

Правила жизни
Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин

Почему вас из колеи выбивает даже сущая ерунда?

Psychologies
Старик и хикикомори Старик и хикикомори

Как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах

Правила жизни
Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути

Минувшим летом отношения Казахстана с Китаем преодолели знаковый рубеж

Обозрение армии и флота
Методом пропп Методом пропп

Хтоническая подоплека классических русских сказок

Правила жизни
3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже 3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже

Какой вид пилинга выбрать? Разбираемся с косметологом-эстетистом

Psychologies
Китайское техно Китайское техно

Краткая история технологического идеализма

ТехИнсайдер
Со времен Александра Невского Со времен Александра Невского

Пять московских достопримечательностей с удивительной историей

Зеркало Мира
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Беспорядочный порядок Беспорядочный порядок

Россией правил не император, а столоначальники

Дилетант
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Власть тайной азбуки Власть тайной азбуки

История развития криптографии

Знание – сила
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Быстро, удобно и вкусно Быстро, удобно и вкусно

Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

Агроинвестор
Покупай, подорожало Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Деньги
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания

Как связаны употребление качественной пищи и хронические боли?

ТехИнсайдер
«Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия» «Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия»

«Филателия»: история двух людей, которых вопреки всему свела судьба

Psychologies
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Культурное наследие Культурное наследие

Авторы, которые в своем творчестве обращаются к историческим корням

Grazia
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Пойти по следу Пойти по следу

Как избавиться от пигментации и последствий акне

Лиза
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Открыть в приложении