Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

МонокльHi-Tech

Робот с революционным запалом

Завод роботов запустил в Челябинске первое в стране серийное производство промышленных роботов-манипуляторов — не страшась низкой емкости рынка, дефицита специалистов и отсутствия инфраструктуры в молодой отрасли

Виктория Безуглова

Для изготовления одного робота RusRobot RR требуется 16 922 минуты, или 282 часа. Если бы его делал один человек, то при восьмичасовой смене ему бы понадобилось полтора месяца и владение восьмью профессиями

В октябре 2023 года челябинский Завод роботов выпустил первую партию машин грузоподъемностью 120 кг, а в октябре текущего года стал пионером отечественного серийного производства промышленных роботов-манипуляторов — уже сто единиц техники интегрированы в производственные линии Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ) и выполняют различные операции: обслуживают токарные и фрезерные станки, в кузнечном цехе загружают прессы для горячей штамповки, где температура изделий может достигать 1300 градусов.

Завод роботов инвестировал в этот проект 3,2 млрд рублей. Предприятие площадью 11,5 тыс. кв. м уже вышло на проектную мощность, может выпускать от 70 до 100 роботов в месяц. В 2024 году изготовлено 250 единиц, планы на 2025 год — 850 единиц, а к 2027 году, с учетом ввода в эксплуатацию второй производственной площадки, на заводе смогут делать 2000 машин.

Бизнес-план челябинского завода претендует на революцию в отрасли робототехники, так как до настоящего времени процесс роботизации шел в стране со скоростью всего 20–25% годового прироста и достиг, по экспертным оценкам, емкости в 2100 роботизированных комплексов в 2023 году. При этом большая часть установленных роботов —1475 штук — это импорт из западных стран и Китая, что вполне понятно: до сих пор никто из отечественных производителей роботов, а таких в стране около двух десятков, серийно их не выпускал. И, что более важно, рынок оценивается не просто по роботам как изделиям, а по готовым роботизированным решениям с оснасткой и настройкой, интегрированных в производственные цепочки предприятий. Средняя стоимость одного такого решения оценивается в 7,5 млн рублей, то есть емкость рынка составляет 15,7 млрд рублей. Появление игрока, способного увеличить внутренний спрос в полтора раза, а при выполнении Заводом роботов плана в тысячу штук в год примерно так и будет, — впечатляющая заявка. По сути, компания приглашает всех стать свидетелями большого эксперимента, где выпуск роботов лишь часть задачи, наряду с созданием обширной экосистемы, включающей подготовку в учебных заведениях разного уровня кадров для отрасли, а также с насыщением рынка интеграторами, которые являются мостом между роботами и потенциальными заказчиками.

К тому же проект Завода роботов своего рода пилот: он станет первым шагом в реализации указа президента РФ о вхождении России в число 25 ведущих стран мира по уровню роботизации к 2030 году. Поставленные в документе задачи по увеличению плотности роботизации промышленности внушительны: количество роботов на 10 тыс. работников должно вырасти с нынешних 19 до 145 к концу 2030 года, а общий парк роботов в стране — с 12 тыс. до 94 тыс. единиц.

Пять популярных моделей

Что же предлагает завод рынку? Компания «Русский робот», которая работает в связке с заводом и отвечает за интеллектуальную составляющую, то есть за разработку и прототипирование робототехнических решений, конструкторскую документацию и программное обеспечение, подготовила модельный ряд из пяти роботов различной грузоподъемности, от 6 до 120 кг — это так называемые промышленные шестиосевые роботы-манипуляторы для различных отраслей и типов применения, от учебных до узкоспециализированных промышленных, к примеру для работы в высокотемпературной среде.

Разработку «Русский робот» ведет с 2019 года собственными силами, собрав в команду выпускников ведущих технических вузов. По данным компании, сильными и конкурентными сторонами их изделий являются интуитивно понятный человеко-машинный интерфейс, существенно ускоряющий обучение пользователей и не требующий изначальных навыков программирования, а также уникальная конструкция роботов. Будучи отечественной продукцией, челябинские роботы не обременены сертификатами конечного пользователя — то, чего требуют зарубежные экспортеры для прохождения экспортного контроля в стране отправления, поэтому продукция доступна для заказчиков всех отраслей, в том числе для атомной промышленности и ОПК.

Что касается технического воплощения разработок «Русского робота», то есть серийного производства на Заводе роботов, то, по словам заместителя генерального директора завода Александра Горькуши, строительством и оснащением завода компания занималась самостоятельно, на свои средства. Обращались за поддержкой к государству и по Кластерно-инвестиционной программе (КИП), позволяющей предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса подать документы на финансирование с целью организации стратегически значимых производств на территории России, получили средства в 2024 году — 2,5 млрд рублей. Первоначально планировали оснастить цеха европейскими и японскими станками, но к моменту их заказа в 2023 году из-за санкций уже не все можно было купить — приобретали доступные аналоги.

Первым в серийное производство был запущен робот-манипулятор (модель RusRobot RR 120-2900) грузоподъемностью 120 кг — и это не случайно, так как были учтены запросы и потребности якорного заказчика, которым стал ЧКПЗ. Второй в серию пошла модель RusRobot RR 60-2100 грузоподъемностью 60 кг — тоже популярный на рынке формат робота, который может использоваться в разных отраслях, включая машиностроение, металлургию, сельское хозяйство. Уже готова конструкторская документация для изготовления третьей модели в линейке — маленького робота-манипулятора грузоподъемностью 6 кг; ожидается, что кроме промышленных производств он будет весьма востребован в средне-специальных и высших учебных заведениях как пособие, позволяющее на практике знакомиться с робототехникой. В планах на 2025 год — серийный выпуск роботов грузоподъемностью 12 и 25 кг со специальными опциями сварки и покраски.

Флагманский робот-манипулятор Завода роботов RusRobot RR-120-2900 может перемещать тяжелые и опасные грузы, к примеру обслуживать листогибочный пресс и автоматизировать процесс укладки листового металла весом более 50 кг

Все пять моделей роботов-манипуляторов — «ходовой товар», поэтому в компании полагают, что проблем с их реализацией не будет. «Заявки на роботов есть, сейчас мы работаем с большими компаниями в автомобилестроении и машиностроении, потребности которых в роботах исчисляются десятками», — отметил Александр Горькуша. Согласно предварительному маркетинговому анализу, в продажах компании следующего года половину займут роботы грузоподъемностью 60 кг, еще около 30% — роботы грузоподъемностью 120 кг, остальное поделят между собой другие три модели.

Сделано в России. Почти

Производство на Заводе роботов локализовано с максимально доступной сегодня глубиной, импортируется лишь то, что в стране купить невозможно: двигатели и сервоприводы. Александр Горькуша сетует, что государственная система оценки промышленной продукции на принадлежность к отечественной согласно постановлению правительства РФ №719 пока дает им не очень высокие баллы, и это не совсем справедливо. «Представьте, мы приобретаем порядка двух тонн металла за 250–300 тысяч рублей, чтобы самостоятельно, силами коллектива в 230 человек, изготовить корпус, редуктор и другую компонентную базу для робота, а потом устанавливаем на него импортный комплект из шести двигателей на полтора миллиона рублей — и получается, что в денежном эквиваленте наша доля в изделии невелика, а ведь сколько труда нами затрачено, чтобы из куска металла сделать робота», — говорит Александр Горькуша.

На заводе задумывались о локализации двигателей и сервоприводов, но пока это сложная задача. Скажем, промышленные компьютеры и контроллеры, которые управляют частями робота, уже есть в России, аналоги можно приобрести и работать с ними, при том что они не всегда надежны, как полагают в компании. А вот двигателей с необходимыми характеристиками и качеством в стране просто нет. «Мы ко всем обращались за локализацией двигателей, кто-то называет срок два года, кто-то — пять на условиях, что по техническому заданию мы оплатим пять лет разработок, чтобы дождаться результата, а это очень дорого, — поясняет Александр Горькуша.

Тормозит развитие двигателестроения для роботов малая емкость рынка. «Нам, к примеру, в следующем году может понадобиться тысяча двигателей, но для нового производства двигателей, которое инвестирует три-четыре миллиарда рублей в проект, этого мало, для окупаемости ему надо изготавливать 30–50 тысяч двигателей в год, а значит, таких потребителей, как Завод роботов, в России должно быть как минимум пять», — резюмирует Горькуша. Впрочем, картина может поменяться, если будут приняты новые поправки к постановлению правительства № 719, то после 2028 года производители будут обязаны устанавливать на роботы двигатели отечественного производства. То есть рынку дается три-четыре года на то, чтобы появилось производство необходимых компонентов.

Между тем эксперты рынка скептически относятся к перспективам быстрой локализации производства роботов в России, а истоки проблемы видят в том, как исторически развивалась отрасль в стране. По мнению заместителя директора «АРБ Про», руководителя направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сто смет одиночества Сто смет одиночества

Есть ли шанс привить миллениалам и зумерам ценности многодетной семьи

Монокль
Теория множественности вселенных Теория множественности вселенных

А что, если существует огромное количество параллельных вселенных?

Зеркало Мира
Академгородок. Перезагрузка Академгородок. Перезагрузка

Новосибирск как центр развития науки будет перезапущен

Эксперт
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Первая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
Я — сноб: винодел Михаил Николаев Я — сноб: винодел Михаил Николаев

Винодел Михаил Николаев — о любви к чаю и дегустациям сыра

СНОБ
Счастье, грусть и черный юмор: 10 фильмов и сериалов про материнство Счастье, грусть и черный юмор: 10 фильмов и сериалов про материнство

10 фильмов и сериалов, которые показывают, каким разным может быть материнство

Forbes
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
Каникулы: ошибки любящих родителей Каникулы: ошибки любящих родителей

Какие ошибки допускают родители на каникулах и как их исправить?

Лиза
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
Сергей Капица как искусственный интеллект Сергей Капица как искусственный интеллект

В чем опасность цифрового двойника человека

Наука
Смешанный стиль Смешанный стиль

Volkswagen, который пришел с Востока

Автопилот
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути

Минувшим летом отношения Казахстана с Китаем преодолели знаковый рубеж

Обозрение армии и флота
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Путешествие в Сибирь Путешествие в Сибирь

Атмосферные апартаменты, не имеющие аналогов в Тобольске

Идеи Вашего Дома
В рабочий полдень В рабочий полдень

6 простых способов прогнать сонливость в разгар дня

Лиза
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Грибоедов. Русская драма Грибоедов. Русская драма

«Гениальнейшей русской драмой» назвал «Горе от ума» А. Блок. Где же драма?

Знание – сила
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
Уйти из искусства ради искусства Уйти из искусства ради искусства

Как группа OHO сошла с художественной сцены в зените славы

Weekend
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
В розовом свете В розовом свете

Хайп года! Jaguar совершил категорический ребрендинг

Автопилот
Что бы такого ре-анимирировать Что бы такого ре-анимирировать

Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении

Weekend
Открыть в приложении