Судьба ливенца
В начале лета 1918 года Гражданская война стала всероссийской. Герой нашего рассказа, капитан Климент Дыдоров, служивший санитаром врачебного пункта на станции Себеж Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, понимал, что большевики вот-вот начнут мобилизацию бывших офицеров.
В создавшейся ситуации «похабный» Брестский мир позволял желаю щим использовать выгоды советско-германского сближения. При необходимости российские граждане могли покинуть РСФСР, выехав из ленинского государства на сопредельные территории, находившиеся в зоне немецкой оккупации. В июне Дыдоров уехал в бывшую Лифляндскую губернию, объяснив отъезд желанием воссоединиться с семьёй, остававшейся в Риге. Так ему удалось избежать мобилизации в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА), действовавшую «в интересах пролетариата и деревенской бедноты», как заявлял член ЦК РКП(б) Лев Троцкий, занимавший должность наркома по военным делам РСФСР. Он призывал соратников брать на учёт «не только винтовки, но и людей». Но капитана Дыдорова учесть не удалось.
На службе Латвии
11 ноября 1918 года Компьенским перемирием закончилась Великая война. 13 ноября ВЦИК РСФСР аннулировал Брестский мир.
Многие русские офицеры, сражавшиеся в тот момент в рядах антибольшевистских армий, симпатизировали победе западных союзников. Вместе с тем капитуляция Германии объективно ухудшила военное положение сил контрреволюции, находившихся в казачьих областях Юга, на Украине, а также в Псковской губернии и в Прибалтике. Эвакуация австро-германских частей на родину требовала короткого времени. Затем войска РККА могли беспрепятственно начать операции в бывшей оккупированной зоне, чтобы ленинская партия могла продолжать свой социальный эксперимент. «Свободная Латвия, свободная Польша и Литва, и свободная Финляндия, как с другой стороны свободная Украина, будут не клином уже, а соединительным звеном между Советской Россией и будущей советской Германией и Австро-Венгрией. <…> Это есть начало мировой коммунистической федерации», — докладывал председатель Реввоенсовета РСФСР Троцкий на большом советском собрании, состоявшемся в Воронеже 18 ноября.
В тот же день Народный совет Латвии принял декларацию о независимости. Премьер-министром Временного правительства республики стал Карлис Улманис, ранее занимавшийся сельским хозяйством. Одновременно началось создание Рижского отряда охраны Балтийского края для его защиты от Красной армии. Командование русской ротой принял на себя Дыдоров — и уже в декабре его подчинённые участвовали в первых боях под городом Огре и волостным центром Роденпойс Рижского уезда.
В первых числах января 1919 года рота убыла в Либаву. В Курляндии собирались все силы, сохранившие верность правительству Улманиса, в то время как бо́льшая часть Латвии оказалась под властью Советов. С конца января дыдоровцы сражались с противником в районе волостного центра Шрунден (ныне Скрунда) Гольдингенского уезда Курляндской губернии в составе батальона полковника Оскара Колпака (Калпакса) — георгиевского кавалера и бывшего штаб-офицера Российской армии. Но в начале марта в результате перестрелки с немецкими ополченцами Колпак погиб, а Дыдоров потерял хорошего начальника. Поэтому когда представилась возможность перейти со своими добровольцами в Либавский отряд, сформированный зимой под командованием гвардии ротмистра и георгиевского кавалера, светлейшего князя Анатолия Павловича Ливена, Климент Иванович немедленно ею воспользовался.