Перевести дух
Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

Каждый второй российский студент собирается стать предпринимателем, но только через пять лет после завершения обучения. Тех, кто готов открыть свое дело сразу после окончания вуза, — в два раза меньше. К такому выводу пришла российская команда проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов», опубликовавшая недавно результаты своей работы.
Об исследовании
Международный исследовательский проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) проводится с 2003 года. С февраля по июнь 2023 года российская команда собирала данные 4668 студентов 13 вузов. Большинство респондентов — молодые люди моложе 24 лет (93%), обучаются на бакалавриате (77%), изучают экономику и менеджмент (48,6%). Всего в глобальном исследовании за 2023 год приняли участие представители 57 стран.
Бизнес-план на карьеру
Интерес к исследованию предпринимательского духа как драйвера экономики подогревается внешними факторами и изменениями, поясняют «РБК Трендам» авторы работы. Готовность молодежи открывать бизнес выглядит позитивной возможностью для рынка, в том числе с точки зрения инновационного потенциала. Большинство респондентов отметили, что идея их будущего дела связана с технологиями, в частности с искусственным интеллектом.
Представление о том, что молодежь склонна воплощать нетривиальные замыслы и открыта к сотрудничеству, рождается самой студенческой средой. Особая ценность университета заключается в обмене знаниями и ресурсами, который необходим потенциальным предпринимателям для преодоления кризисов. По мнению команды исследователей, гибкость и готовность идти на риски помогает молодежи работать в условиях неопределенности.
Для самих студентов карьера предпринимателя кажется логичным продолжением профессионального пути. С важным уточнением: большинство респондентов после вуза хотят сначала устроиться на работу по найму — в крупные и средние компании. Лишь набравшись опыта, они потенциально готовы переключиться на собственный бизнес: более 40% опрошенных планируют открыть свою фирму. Образ предпринимателя в глазах молодежи связан с представлениями о статусности — именно этот мотив движет большинством действующих студентов-бизнесменов.
С вузовской скамьи
Повышение привлекательности предпринимательства как карьерной траектории — одна из задач, которая решается сегодня университетами. Инфраструктура вуза, помогающая студенту разобраться в рисках, наладить контакты, привить бизнес-мышление, — важный фактор для вхождения в эту сферу. В России учат предпринимательству в рамках вузовских направлений подготовки, на программах допобразования и специальных курсах, в корпоративных университетах. В последнее время значительно выросло количество комплексных образовательных программ.