«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»
Чем опасны одиночество и социальная изоляция
Все больше людей сталкиваются с неравенством, депрессией и зависимостями, а будущее кажется им неопределенным. По мнению философа Джонатана Сакса (1948-2020), мы переживаем культурный кризис, а его главная причина — господство индивидуализма. В книге «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» (издательство «Книжники»), переведенной на русский язык Олегом Алякринским, философ Джонатан Сакс (1948-2020) рассуждает о том, как общий моральный кодекс, ответственность и сотрудничество помогут справиться с проблемами современного общества. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом об одиночестве и последствиях социальной изоляции.
***
На карикатуре в номере журнала «Нью-Йоркер» от 4 ноября 2019 года актер Хамфри Богарт в белом смокинге и черной бабочке сидит один за стойкой бара со стаканом бурбона в руке. Перед ним лежит гаджет. Он поворачивается к нему и говорит: «Алекса, сыграй-ка мне „Время проходит1“». Пронзительный образ эпохи, в которой коммуникационные технологии умнее и быстрее, чем когда-либо прежде, но в которой человеческое общение — живое, лицом к лицу, обращенное к другому, тет-а-тет — огромная редкость. Мы становимся одинокой толпой2.
1Шлягер из культового фильма «Касабланка» (1942) с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. В фильме герой Богарта обращается к пианисту и просит его: «Сэм, сыграй-ка еще раз!»
2Книга американского социолога Дэвида Рисмена «Одинокая толпа» (1950) — одно из первых исследований атомизации массового общества середины ХХ века.
Проблема оказалась настолько серьезной, что в январе 2018 года Трейси Крауч была назначена первым в истории Британии «министром одиночества», как ее тут же окрестила пресса. Это назначение задело чувствительную струну. Одиночество не есть нечто новое — впервые о нем мы слышим во второй главе Библии, когда Адам осознает, что у него нет партнера, и Бог говорит: «Нехорошо человеку быть одному» (Берешит, 2:18). Но лишь совсем недавно одиночество стало расцениваться как серьезная опасность для здоровья. Одним из факторов, ускоривших создание нового министерства, стал аналитический доклад 2017 года Комиссии Джо Кокса по одиночеству, согласно которому более девяти миллионов человек в Великобритании чувствуют себя одинокими. Двести тысяч пожилых британцев не разговаривают со знакомыми или родственниками по месяцу и больше.
Аналогичная ситуация и в Соединенных Штатах. Опрос социологической службы Cigna в 2018 году показал, что 46 процентов американцев постоянно или часто чувствуют себя одинокими, а 47 — считают себя брошенными. Каждый четвертый редко или вообще не находит понимания среди окружающих. Для 43 процентов отношения с людьми утратили всякий смысл, поэтому они сторонятся других, 54 процента полагают, что у них нет хороших знакомых. Больше всего страдают от одиночества молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет. Это явление не ограничивается Западом. В Украине, России, Венгрии, Польше, Словакии, Румынии, Болгарии и Латвии 34 процента населения признают себя одинокими. В Японии есть целая прослойка населения, так называемые хикикомори, численностью свыше миллиона, — это люди, которые затворились в своих домах, редко или никогда не выходят на улицу и ведут отшельническую жизнь.
Как уже отмечалось выше, сегодня на Западе одиноких людей больше, чем когда-либо раньше. Лишь половина взрослых американцев живут в браке, а ведь еще в 1960 году таковых было 72 процента. Более половины американцев в возрасте от 18 до 34 лет не имеют постоянного партнера. Все больше людей сожительствуют, а не вступают в брак, причем длится это сожительство в среднем меньше трети средней продолжительности брака. Все меньше детей, вырастая, живут рядом с родителями. Корпорации часто предлагают своим сотрудникам переезжать в другой регион или страну, что еще больше подрывает отношения между людьми. Особенно страдают от изоляции пожилые. В одиночестве живет треть британцев и американцев старше 65 лет и более половины — тех, кому за 85.