О перспективах развития платных дорог в РФ

РБКБизнес

Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области

О перспективах развития платных дорог в РФ и социально-экономическом эффекте от запуска 100-километровой тольяттинской автомагистрали рассказал гендиректор концессионной компании «Обход Тольятти» Алексей Ерыгин

В России насчитывается 3 тыс. км платных дорог. Вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле 2024 года анонсировал планы нарастить их протяженность до 10 тыс. км. Какой эффект для развития регионов и в целом экономики страны дает строительство платных трасс?

Дорожная сеть страны работает как кровеносная система организма: чем больше сосудов, тем он лучше снабжается и развивается. Каждая новая дорога позволяет экономить время в пути и быстрее доставлять грузы, а вокруг дороги появляются площадки для развития складских, производственных комплексов, туристические объекты и жилые комплексы. Таким образом, строительство дорог стимулирует развитие не только конкретной территории, но и экономики региона и страны в целом.

У платных дорог здесь особая роль. Они обычно строятся на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), когда часть средств в проект вкладывают инвесторы и банки. Благодаря участию частного капитала при одинаковых затратах со стороны госбюджета удается построить, скажем, не 2 тыс., а 3–4 тыс. км дорог. Получается, что 108 механизм ГЧП дает возможность развивать инфраструктуру ускоренными темпами.

В июле 2024 года был запущен 100-километровый обход Тольятти, а в сентябре трасса стала платной. Сколько машин за это время воспользовались обходом, насколько отличается цена проезда от других платных дорог?

С момента запуска прошло два с половиной месяца, и за это время по магистрали проехали почти 1 млн автомобилей. При этом мы на втором месте среди платных дорог России по дешевизне проезда легковых автомобилей (2,7 руб. за 1 км), а также входим в аналогичный топ-6 для грузовиков.

Тольяттинская трасса стала самым крупным проектом в истории ГЧП в России. Как шло строительство дороги и какой социально-экономический эффект ожидается от проекта?

Во время строительства было много сложностей, связанных с макроэкономической ситуацией: ковид, рост стоимости стройматериалов и процентных ставок в банках, а в последние годы еще и изменение цепочек поставок. Технические и производственные вопросы удалось решить благодаря сильнейшим подрядчикам. Дорогу строил холдинг «Автобан», выступающий акционером трассы, а мостовое сооружение — компания «Дороги и мосты». Финансовые вопросы решали совместно с региональным и федеральным правительствами. Чтобы нивелировать рост процентных ставок, удалось привлечь льготный заем от «Дом.РФ» и сформировать окончательную структуру частного и бюджетного финансирования при стоимости строительства объекта 140 млрд руб.

Социально-экономический эффект от дороги первыми почувствовали, конечно, водители. Например, этим летом ремонтировали плотину на Жигулевской ГЭС, что вызвало транспортный коллапс — в пробках во время ремонтных работ можно было простоять до пяти часов. Нам совместно с правительством Самарской области удалось открыть дорогу раньше срока и, по сути, принять на себя этот трафик, да еще и в бесплатном тестовом режиме, что разгрузило дамбу и снизило количество пробок.

В более глобальном смысле строительство платной трассы приводит к увеличению туристического и инвестиционного потенциала региона — у пользователей появляется возможность с комфортом и безопасно проехать по маршруту, где расположены туристические и логистические объекты.

Как при реализации проекта соблюдаются интересы не только пользователей дороги, но и жителей близлежащих населенных пунктов?

Конечно, строительство любой дороги создает дискомфорт. Перед запуском движения мы создали каналы общения с потенциальными пользователями и местными жителями. 1 сентября 2024 года совместно с правительством Самарской области открыли съезд на небольшую дорогу, сделанный по просьбе местных жителей. Получаем много обращений от граждан и рассматриваем их все, в том числе критику и претензии.

Сейчас мы перешли в режим эксплуатации трассы на срок до 2039 года. Сегодня на содержании дороги в компании «Автобан-Эксплуатация» уже работают 70 сотрудников, к зиме их штат увеличат, все это будут местные жители. Так что речь идет еще и о создании новых рабочих мест в регионе.

Какие технические решения были применены при строительстве дороги?

Особенность проекта — строительство внеклассного моста через Волгу. Погодные условия во время стройки на реке были изменчивы. Чтобы обеспечить непрерывность строительства, использовались особые технологии. Так, для сооружения опор готовились опускные ящики (полые кубы весом 1700 т каждый). Основы ящиков собирали на берегу, потом доставляли баржами к местам обустройства опор, опускали на 12-метровую глубину, откачивали из ящиков воду и уже внутри них сооружали железобетонные опоры — практически так же, как на суше. Возведение опор с помощью опускных ящиков не зависит от погоды на реке, где могут бушевать шторма, сильные ветры или начаться ледоход. Использование такой технологии позволило непрерывно работать и запустить по мосту движение через 3,5 года с момента начала строительства.

Строительство обхода Тольятти идет в рамках возведения транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А в «Автодоре» сообщили о включении трассы в Юго-Западную хорду. Каково значение этих транспортных коридоров, что даст компании вхождение в эти проекты?

Протяженность Юго-Западной хорды составляет более 2 тыс. км, этот маршрут свяжет Тюмень с Краснодарским краем. Транспортные коридоры пройдут через десятки субъектов Федерации, в которых проживает более 50 млн человек — треть населения страны. Конечно же, в связи с этим мы ждем роста интенсивности движения и сокращения сроков окупаемости объекта. Сейчас этот срок указан — до 2039 года.

Как трасса будет развиваться? Откроются ли новые съезды с шоссе, будут ли совершенствоваться сервисные функции?

Конфигурация обхода Тольятти будет определяться собственником — Самарской областью. Что касается придорожной инфраструктуры, то спрос на нее явно будет увеличиваться с ростом интенсивности движения. Вместе с местными властями мы прорабатываем организацию многофункциональных зон с магазинами, пунктами общепита и АЗС.

В 2025 году планируется строительство первых таких зон. Создание подобной сервисной инфраструктуры увеличит комфорт поездок, с ее появлением трасса будет привлекать еще больше пользователей. А у водителей появится дополнительный стимул выбрать именно маршрут в обход Тольятти.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Женские дела Женские дела

Гинекологические заболевания можно избежать, если вовремя обратиться к врачу

Лиза
Агросектор вернется в плюс Агросектор вернется в плюс

Производство сельхозпродукции в 2025 году может увеличиться на 1,5–4,4 %

Агроинвестор
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Целование ручки злодея Целование ручки злодея

Гением Пушкина Александру Шванвичу была суждена долгая жизнь в образе Швабрина

Дилетант
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога

Как построить новую успешную карьеру, если со старой не сложилось?

Psychologies
Полезная передышка Полезная передышка

Как сделать перерыв среди рабочего дня не только приятным, но и полезным

Здоровье
РПП /расстройство пищевого поведения/ РПП /расстройство пищевого поведения/

Когда погрешности в питании становятся симптомами РПП?

Grazia
Продается ипотека Продается ипотека

Как выставить на продажу залоговое жилье без досрочного погашения кредита

Лиза
Почему российские мужчины ревнуют женщин к иностранцам Почему российские мужчины ревнуют женщин к иностранцам

Российские мужчины ревнуют женщин только к иностранцам или вообще ко всем?

Psychologies
Профессия Профессия

Смешные, дикие и просто увлекательные истории от агентов известных актеров

Правила жизни
«БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной» «БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной»

Оправдает ли БРИКС надежды глобального Юга?

Монокль
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев

Ольга Вад поговорила с Аристархом Чернышевым о технологии создания медиаработ

СНОБ
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Эдуард Артемьев Эдуард Артемьев

Правила жизни композитора Эдуарда Артемьева

Правила жизни
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
Мы его теряем! Мы его теряем!

14 необычных способов похудеть

Лиза
Проклятье отсталости и разворот фортуны Проклятье отсталости и разворот фортуны

Масштабная попытка анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами

Монокль
Экономике предложили альтернативы Экономике предложили альтернативы

Как возможное ухудшение макроэкономической ситуации повлияет на АПК

Агроинвестор
Он написал самоубийство Он написал самоубийство

Как цензурные запреты помогли «Вертеру» Гёте стать главным романом эпохи

Weekend
Легенда №17 Легенда №17

Из чего состоят рутинные дела главы республики Тува

Men Today
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Тиражное, ставшее индивидуальным Тиражное, ставшее индивидуальным

Как Владимир Куприянов отменил неповторимость «решающего момента»

Weekend
Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка

Почему Дрейк до сих пор остаётся на плаву?

Правила жизни
Что такое «мышечный узел» Что такое «мышечный узел»

Существуют ли в мышцах реальные узлы?

ТехИнсайдер
Почему произошло извержение вулкана Хунга-Тонга в 2022 году Почему произошло извержение вулкана Хунга-Тонга в 2022 году

Что послужило причиной крупнейшего извержения вулкана в 2022 году?

ТехИнсайдер
Елена Образцова. Непобедимая Елена Образцова. Непобедимая

«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историй
Открыть в приложении