Кофейно-чайная зависимость страны
Есть ли возможность увеличить долю отечественного сырья на рынке горячих напитков
Наиболее импортозависимый российский рынок чая и кофе постепенно адаптируется к внешнеполитической ситуации. Сложности все еще наблюдаются со сроками поставок и стоимостью сырья из-за перестроения логистических цепочек, в том числе вследствие арабо-израильского конфликта. В ближайшем будущем все это дополнительно повлияет на конечную цену готового продукта, но особо не отразится на объемах, считают эксперты. С другой стороны, у отечественных чаеводов есть планы по увеличению внутреннего производства сырья. Если кофе в силу климатических условий не выращивают и в ближайшие десятилетия не будут выращивать в России, то чайные плантации в перспективе можно расширить более чем в два раза.
Эксперты предупреждают, что до конца 2024 года цены на чай и кофе в России будут расти. «Дело в том, что и кофе, и чай — товары, которые производятся за пределами нашей страны, за исключением некоторых сортов чая в Краснодарском крае, поэтому они зависят от общемировой конъюнктуры и биржевых цен», — поясняет председатель Совета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов. Увеличение стоимости кофе — общемировая тенденция из-за сокращения производства. Так, урожай кофейных зерен в Бразилии (крупнейшая страна-производитель) в текущем сезоне пострадал из-за засухи, а в Индонезии (входит в топ-5) — из-за ливней. Помимо этих стран, кофейное сырье в Россию также поставляют Вьетнам, Индия и Колумбия.
Дешевле будет вряд ли
В России, помимо мировых проблем с урожаем продукта, эксперты в числе причин повышения стоимости кофе называют также колебания курса валют и логистические сложности, связанные с ситуацией в Красном море (обострение арабо-израильского конфликта). В 2023 году продукт в среднем подорожал на 15 %. И уже в 2024-м некоторые производители и дистрибьюторы анонсировали новое повышение цен.
Чайная и кофейная отрасли в России практически на 100 % зависят от импорта сырья, но при этом 75 % кофе и до 95 % чая, который есть в продаже, перерабатывается и расфасовывается внутри страны, отмечает президент ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Эта «рублевая составляющая», которая не зависит от курсовых колебаний, позволяет избежать «драматических изменений цены», утверждает он.
Много лет нулевая пошлина на импорт зеленого кофе положительно влияет на рынок кофе в нашей стране, комментирует руководитель направления «Потребительский рынок» компании INFOLine Светлана Силенина. Благодаря этому готовая продукция стоит дешевле, так как в ее цене не отражается данный сбор. Кроме того, это стимулирует развитие обжарки и фасовки кофе внутри страны.
Стоимость чая тоже поднимется. По словам Борисова, здесь главную роль сыграют проблемы с логистикой и сложности с финансовыми расчетами через зарубежные банки. В Россию импортируется около 60 % чая, оценивает Силенина. «Главным образом в страну ввозится чайный лист как сырье, а уже непосредственно здесь его фасуют, добавляют вкусовые добавки и прочее», — рассказывает она. Около 80 % объема импорта приходится на пять стран — Шри-Ланку, Индию, Кению, Китай и Вьетнам. Эти же государства являются мировыми лидерами по выращиванию чая. И например, среди крупнейших импортеров ланкийского чая Россия занимает третье место, знает эксперт.
На удорожание импортного чайного и кофейного сырья, по мнению Силениной, влияют также проблемы с упаковкой, с которыми столкнулись производители. «Наши компании зависят от импортных материалов для выпуска конечной продукции, — констатирует она. — В 2022–2023 годах производители кофе, в частности, столкнулись с нехваткой алюминиевых и пластиковых капсул, а производители чая были вынуждены искать новых поставщиков ниток и алюминиевых скрепок для чайных пакетов, а также материалов для фильтрации, находящихся под санкциями на ввоз в страну, как продукция двойного назначения».
Поскольку значительная доля чайного листа в Россию импортируется, наша страна находится в той же ситуации, что и многие другие участники рынка международного товарообмена, обращает внимание директор по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям компании «Май» (производитель чая и кофе под брендами Richard, Curtis, Coffesso, «Майский» и пр., годовой объем производства продукции — 25 тыс. т) Николай Маркин. «Мы на себе испытываем усложнение взаиморасчетов и резкие скачки валютных курсов, — говорит он. — На фоне этих вызовов особую актуальность приобретают вопросы развития новых способов взаимодействия с контрагентами, не зависящих от доллара и спекулятивных политик международных сырьевых бирж». В то же время, понимая важность своей продукции для отечественных потребителей, производители чая максимально сдерживают рост цен в непростых условиях рынка и повышают их существенно медленнее, чем того требует сложившаяся экономическая ситуация, заверяет топ-менеджер.
Эксперты не видят проблем с обеспечением объемов продукта (кофе и чая) на рынке и не ожидают дефицита. Во-первых, у компаний существуют запасы сырья, которые помогут продержаться до решения проблем с логистикой, во-вторых, рынок создаст новые логистические цепочки и механизмы расчетов. «В 2023 году производство кофе всех видов в России продолжило рост и достигло 192 тыс. т (+5,7 % к предыдущему показателю), — информирует Силенина. — Дефицита кофе как такового не случится, но стоимость и доступность зависят от множества факторов, включая погодные условия, рост спроса, дефицит урожая и т. п. Плюс накладывается волатильность рубля». Однако в первую очередь подорожание кофе и чая в основном коснется премиальных продуктов, в массовом сегменте оно будет незначительным.
По информации зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова на 8 сентября, средние розничные цены на черный чай в России составляли 1260 руб./кг, месяцем ранее чай стоил 1262,6 руб./кг, а в начале года — 1228,4 руб./кг. Натуральный кофе в зернах и молотый в начале августа в среднем стоил 1526 руб./кг, месяцем ранее — 1516,7 руб./кг, в январе — 1487,3 руб./кг, кофе растворимый — 3341,4 руб./кг, 3311,4 руб./кг и 3231,4 руб./кг соответственно.
Отечественные чаеводы пока не делают долгосрочных прогнозов по изменению стоимости своей продукции. Чай из сырья прошлогоднего урожая не подорожает, утверждает руководитель краснодарской компании «Солохаульский чай» Ирина Гордиенко. А повысится ли стоимость продукта, полученного из собранного в этом году сырья, — сказать пока сложно, осторожна она.