Национальный интерес к АПК
Какие компании отрасли и как перешли под управление Росимущества или были национализированы
За прошедший год ряд крупных компаний АПК — как с иностранным участием, так и принадлежащие российским бизнесменам — перешли во временное управление Росимущества или были национализированы. Все они продолжают стабильно работать и, очевидно, в перспективе сменят владельцев. Однако к механизму и логике изъятия активов иногда возникают вопросы, что может останавливать потенциальных инвесторов.
25 апреля 2023 года президент Владимир Путин подписал указ «О временном управлении некоторым имуществом». Документ «в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» разрешил назначать Росимущество временным управляющим работающих в стране зарубежных активов. За прошедший год под его временное управление в том числе перешли несколько крупных компаний АПК. При этом власти не раз подчеркивали, что о национализации предприятий речи не идет. А вот те агрохолдинги, в которых Генпрокуратура обнаружила нарушения в ходе приватизации или незаконное участие в бизнесе депутатов и чиновников, перешли в собственность Российской Федерации.
Изъятие по иску или управление по указу
Минфин планирует продать изъятые в доход государства активы, такие задачи поставлены перед Росимуществом, сказал глава ведомства Антон Силуанов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. «Не держать, не управлять, нам не нужна такая система», — подчеркнул он. При этом глава Центробанка Эльвира Набиуллина отмечала, что это не самое главное, важнее — кто будет покупать эти активы, если не будут восстановлены «основополагающие вещи», связанные с доверием к госинститутам.
Так, в 2022 году суд удовлетворил требование Генпрокуратуры об изъятии в пользу государства более 89 % акций Соликамского магниевого завода (СМЗ), принадлежавших физлицам, поскольку эти акции «выбыли из собственности РФ с нарушением законодательства о приватизации, действующего в 1992–1996 годах». В марте 2024-го суд удовлетворил иск об истребовании в пользу государства оставшихся акций СМЗ, принадлежащих более чем 2 тыс. миноритариев. Некоторые из них подали жалобы на решение суда. В мае апелляционный суд в Перми принял к производству жалобу ЦБ на решение арбитража изъять акции у миноритариев. «Какой ненормальный купит эти 10,2 % акций, когда он знает, что их только что у такого же ненормального, который поверил и купил их на торгах, изъяли?» — вторил Набиуллиной глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Процессы изъятия активов можно разделить на две категории: когда они передаются Росимуществу на основании указа президента или на основании исков прокуратуры, комментирует управляющий партнер юридической группы «Ратум», адвокат Ольга Романова. Такие иски возникают из допущенных нарушений при приватизации, в том числе если активы приобретались через коррупционные схемы, с использованием влияния чиновников, или при незаконном участии в бизнесе депутатов, которые могли быть завуалированными собственниками, рассказывает она.
«С внешним управлением на основании указа президента есть условно понятные правила, но в целом регламента того, как будет происходить передача активов новому собственнику, нет, — отмечает Романова. — Те компании, в отношении которых ввели внешнее управление, даже если захотят продавать свои доли в бизнесе, должны получать разрешение правительственной комиссии. Уже наблюдается тенденция, что владельцы придерживают продажу компании с иностранным участием, поскольку опасаются, что после направления заявки в комиссию можно тут же получить указ президента о передаче активов в доверительное управление Росимущества».
Механизм передачи во временное управление Росимущества (или иного лица) активов компаний, связанных с недружественными юрисдикциями, кажется достаточно прозрачным, считает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», адвокат Антон Помазан. «Указом президента закреплены виды активов (имущество, доли в уставном капитале, права требования, ценные бумаги) и категории лиц, которые считаются связанными с недружественными странами (согласно месту регистрации, месту управления, месту получения прибыли и т. д.), — поясняет он. — Временный управляющий не вправе отчуждать имущество, находящееся в управлении, при этом хозяйственная деятельность компании может быть продолжена, включая операционное управление прежним менеджментом».
С точки зрения закона временное управление может закончиться только одним — его завершением. При этом предсказать дальнейшую правовую судьбу переданных Росимуществу активов сейчас достаточно сложно, продолжает Помазан. «Вероятнее всего, они перейдут по гражданско-правовым сделкам в собственность российских компаний в процессе переговорного процесса по “обмену” активами между нашей страной и недружественными государствами», — предполагает он.
При этом передача во временное управление не является национализацией, подчеркивает Помазан, право собственности сохраняется за владеющими активом лицами. Этот механизм позволяет сохранить статус-кво в отношении активов иностранных компаний на фоне недружественных санкционных действий с имуществом российских лиц в ряде зарубежных юрисдикций. «Обжаловать решение о передаче активов во временное управление не кажется перспективным, а вот обжаловать действия управляющего, если собственник считает нарушенными свои права в процессе управления, — вполне возможно», — добавляет он.
Carlsberg остался без «Балтики»
16 июля прошлого года Владимир Путин подписал указ о передаче во временное управление Росимуществу доли в пивоваренной компании «Балтика», которая принадлежала структурам датского холдинга Carlsberg Group, а также акций «Данон Россия», находящихся в собственности Produits Laitiers Frais Est Europe, и фирмы «Данон трейд». Новым гендиректором «Данон Россия» стал бывший вице-премьер Чечни, экс-министр сельского хозяйства республики Якуб (Ибрагим) Закриев. Президентом «Балтики» был назначен Таймураз Боллоев, который уже руководил компанией в 1991–2004 годах. «Балтика» вошла в состав Carlsberg Group в апреле 2008 года. В марте 2022-го концерн объявил о приостановке в России продаж пива Carlsberg, а также о прекращении инвестиций, экспорта и рекламы, а позднее — об уходе с российского рынка. В апреле того же года сообщалось, что холдинг ведет переговоры о продаже своего российского бизнеса с группой компаний «Черноголовка» и израильской CBC Group. Источники «Коммерсанта» говорили, что российский бизнес Carlsberg может быть продан совместному бельгийско-турецкому предприятию AB InBev Efes. Стоимость бизнеса Carlsberg в России тогда оценивали почти в $2,93 млрд. Незадолго до передачи «Балтики» Росимуществу — 23 июня прошлого года — Carlsberg сообщила, что подписала соглашение о продаже российского бизнеса, правда, потенциальный покупатель не назывался. Поскольку сделку должна была одобрить правительственная комиссия по иностранным инвестициям, возможные сроки ее закрытия также не обозначались. После публикации указа президента Carlsberg Group признала, что перспективы процесса продажи «крайне неопределенны».
В начале октября 2023-го датский концерн сообщил, что расторгает с «Балтикой» лицензионные соглашения на производство и продажу всей продукции группы, включая международные и локальные бренды, назвав этот шаг ответом на передачу активов Росимуществу. «Мы пришли к выводу, что сейчас не видим пути для переговоров по выходу с российского рынка. Мы отказываемся от того, чтобы нас принуждали к сделке на неприемлемых условиях, оправдывая незаконное поглощение нашего бизнеса в России», — говорилось в пресс-релизе Carlsberg. Позднее компания заявляла о «незаконном захвате бизнеса в России» и планах защищать свои активы, бухгалтерское списание которых она оценила почти в $1 млрд.
В декабре прошлого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» к Carlsberg и признал недействительными односторонние отказы последней от лицензионных соглашений на производство и продажу пива нескольких брендов. В апреле этого года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Также в январе 2024-го суд удовлетворил иск «Балтики» к ТОО Karlsberg Kazakhstan, признав недействительной сделку о передаче последнему исключительной лицензии на интеллектуальную собственность, относящуюся к продукции и бренду «Балтика», которая была заключена 19 июля 2023 года. Как писали «Ведомости», в июле прошлого года представители российской компании без участия ее президента Таймураза Боллоева, назначенного на эту должность двумя днями ранее, по поручению Carlsberg подписали соглашения о переводе прав на товарный знак «Балтика» на аффилированные с датским холдингом фирмы, в частности «Карлсберг Казахстан».
Сейчас «Балтика» через суд пытается взыскать с Carlsberg свыше 4,4 млрд руб. долга. На момент подготовки статьи начало рассмотрения дела трижды откладывалось, следующее заседание было намечено на 19 июня. Убытки датской пивоваренной компании Carlsberg в связи с уходом с российского рынка составили 40,8 млрд крон ($5,9 млрд), сообщала она в финансовом отчете за 2023 год. Общие убытки оценили более чем в 47 млрд крон ($6,8 млрд).
«Данон Россия» теперь «Эйч энд Эн»
В начале весны 2022 года французская компания Danone уверяла, что не намерена уходить с российского рынка, однако в октябре 2022-го сообщила об отказе от контроля над своим бизнесом по производству молочной продукции в России, пояснив, что считает этот вариант лучшим для обеспечения долгосрочной стабильности локального бизнеса для своих сотрудников, потребителей и партнеров. Тогда компания не уточняла, кто может получить ее активы, но отмечала, что сделка может привести к списаниям в размере до 1 млрд евро.
В начале февраля 2023 года «Коммерсантъ» со ссылкой на источники написал, что Danone хочет включить в эту сделку опцион обратного выкупа, а также рассчитывает сохранить долю в российской компании и место в совете директоров. Среди потенциальных покупателей активов в разное время называли менеджмент компании, холдинги «ЭкоНива», «Русагро », «Черкизово», «Черноголовка», «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, «Агранта», «Румелко» и АФК «Система». При этом в сделку должны были войти российские торговые марки Danone, среди которых «Простоквашино», «Растишка», «Тема», тогда как от использования своих международных брендов (Activia, Alpro, Actimel и Danone) в России компания отказалась.