Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга
От Мексики до Южной Африки в последние годы бурно развивается бизнес частных охранных компаний. Во многом это реакция на неспособность правительств эффективно противостоять растущему уровню насилия. Рассказываем, как устроена работа таких компаний, кто их обычно нанимает, что делают правоохранительные органы и какие долгосрочные последствия может иметь это явление для глобальной стабильности.
Конец монополии на насилие?
Фуэнтес дель Педрегаль и Популяр Санта Тереза — два соседних района Мехико, ярко демонстрирующих глубокое социальное неравенство. В Фуэнтес дель Педрегаль — роскошные особняки с ухоженными садами, окруженные высокими заборами, шипами и колючей проволокой. Здесь безопасность обеспечивается вооруженной частной охраной и системами наблюдения с автоматическим распознаванием объектов. Напротив, в Популяр Санта Тереза — узкие улочки и многоквартирные дома с минимальными средствами защиты. Здесь жители полагаются только на взаимопомощь и самоорганизацию для обеспечения безопасности своих домов. Как отмечает колумнистка El Pais Видриана Риос, богатые мексиканцы живут «как самая маленькая фигурка в матрешке, сжавшаяся из-за своего страха и окруженная несколькими слоями частной охраны».
За последние годы уровень насильственных преступлений в Мексике значительно вырос. По данным Всемирного банка, число умышленных убийств на 100 000 человек увеличилось с 17 в 2015 году до 28 в 2021-м, рост составил 65%. Это ставит Мексику на четвертое место среди крупных стран по этому показателю. Основной причиной такого скачка являются военные операции против наркокартелей, которые спровоцировали конфликты между мелкими группировками за контроль над освободившимися территориями.
На этом фоне недостаточные инвестиции и реформы местной полиции способствуют высокому уровню безнаказанности. Государственные траты на обеспечение безопасности в Мексике с 2018 по 2022 год не менялись, а субсидии муниципалитетам с высоким уровнем насилия были и вовсе отменены, несмотря на значительное ухудшение ситуации. В 15 из 31 штата Мексики количество полицейских остается ниже уровня в 180 сотрудников на 1000 жителей, что являлось целью правительства, и значительно ниже уровня в 280 сотрудников на 100 000 жителей, рекомендованного ООН.
Правда, высокое количество полицейских на душу населения не всегда ведет к снижению уровня преступности. Так, например, в США и Германии количество полицейских на 100 000 человек составляет примерно 350 и 300 соответственно, но количество умышленных убийств на 100 000 человек значительно различается — шесть в США против одного в Германии. В России, которая является одним из мировых лидеров по относительному количеству полицейских со значением в более чем 630 полицейских на 100 000 человек, уровень умышленных убийств также довольно высок — семь человек на 100 000. На уровень преступности в той или иной стране во многом влияют фундаментальные факторы, такие как уровень социального неравенства, безработица, конфликты в обществе, социальные и культурные нормы.
Тем не менее исследования показывают, что усиленное полицейское патрулирование может снизить уровень преступности, если оно направлено на небольшие географические районы (или горячие точки) где сконцентрирована преступность. Именно такая ситуация во многом характерна для Латинской Америки.
За последнее десятилетие во многих крупных развивающихся странах уровень умышленных убийств либо остается стабильно высоким, либо продолжает расти. В Бразилии, например, несмотря на снижение количества умышленных убийств на 100 000 человек с 2015 по 2021 год с 28 до 22, или на 27%, показатель по общемировым меркам все еще является очень высоким — страна занимает седьмое место среди крупных стран этого антирейтинга. Похожая ситуация в Колумбии, где, несмотря на подписание мирного соглашения с леворадикальной повстанческой группировкой ФАРК, уровень умышленных убийств остается стабильно высоким — 26-27 человек на 100 000, что ставит страну на пятое место в мире по этому показателю.
В исследовании Управления ООН по наркотикам и преступности говорится, что в странах Латинской Америки и Карибского бассейна не только на протяжении длительного времени сохраняется самый высокий уровень убийств среди остальных субрегионов, но также самая высокая в мире доля убийств, связанных с организованной преступностью.
В крупнейших странах Африки к югу от Сахары ситуация с безопасностью не менее сложная. Например, в Южно-Африканской Республике (ЮАР), которая и так продолжительное время была одной из самых опасных стран мира, количество убийств на 100 000 выросло с 33 до 42 — на 40%.