Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБКБизнес

Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что необходимо для выхода на китайский рынок и чем заинтересовать местных потребителей? «РБК Тренды» побеседовали на эти темы с директором Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым

Беседовала Екатерина Кабышева

Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор исторических наук

Знания, навыки и инвестиции: как меняются отношения между странами

РБК: Сегодня Китай стал главным партнером России, в результате чего отношения между странами трансформируются. Какие перемены вы замечаете?

А. М.: Я вижу начало более серьезного взаимодействия на уровне стран и значительное увеличение инвестиций. Рост торговли происходил уже давно, но, несмотря на него, еще два-три года назад отношения между Россией и Китаем были довольно простыми: мы продавали нефть и газ, взамен получали готовые технологии.

Что касается корпоративного уровня, то бизнес, который работает с Китаем, начал осознавать важность знаний и профессиональных навыков. Крупные компании стали серьезно анализировать рынок, изучать реальную ситуацию в китайском бизнесе, переучивать персонал и отправлять сотрудников набираться опыта в Китай. Появилось понимание, что эффективнее не просто торговать, а физически прийти на территорию партнера: открыть предприятие, подобрать кадры.

Больше компаний открывается в России. Сейчас у нас работает как минимум 9,5 тыс. организаций с китайским участием, чуть больше года назад их было 8 тыс. На российский рынок стали приходить большие китайские инвесторы, особенно в регионы. Раньше весь фокус был на Москве и Петербурге, а сейчас растет интерес к Бурятии, с которой Китай чувствует генетическую связь, Новосибирску, Красноярску, Южному федеральному округу.

На уровне людей тоже есть разворот: отношение россиян к Китаю меняется. Как показывают опросы, в том числе ВЦИОМа, около 70% граждан России рассматривают Китай как основного торгового партнера и большого друга. Еще пять лет назад Китай считали просто другом — не партнером. Я бы сказал, что отношение к стране стало более реалистичным.

РБК: Влияют ли санкции на готовность Китая работать с российскими компаниями? И есть ли какие-то другие внешние препятствия для сотрудничества между странами?

А. М.: Безусловно, санкции влияют на отношения между странами. С одной стороны, Китаю невыгодно торможение торговли с Россией, потому что от этого страдают и местные предприятия. Но с другой стороны, Пекин опасается вторичных санкций против своей банковской системы, поэтому любая сделка с Китаем сейчас обходится в среднем на 10% дороже стандартных расценок. Страна проявляет аккуратность: к примеру, не поставляет в Россию товары двойного назначения.

Но все же главное препятствие для развития отношений — это недоверие сторон друг к другу в ряде технологических вопросов. Притом что обе страны заинтересованы в трансфере технологий: Китай испытывает сложности из-за ухода американских компаний, а Россия — из-за патентов, которые остались на Западе. Однако ситуация меняется, страны медленно, но все же двигаются в сторону совместных технологических наработок.

РБК: Как сегодня строить отношения с Китаем?

А. М.: В первую очередь нужно общаться, и делать это на постоянной основе. Часто случается так: российская делегация приезжает в Китай, о чем-то договаривается, а потом на время пропадает. В Китае же привыкли к регулярной коммуникации, необязательно с помощью визитов — можно использовать социальные сети. Для любого серьезного шага понадобится год-полтора постоянного общения, так что терпение — главный навык.

Даже если в переговорах не удается достичь взаимовыгодных условий, общение должно быть дружелюбным и, конечно, профессиональным. Стремительный разворот на Восток привел к тому, что в России оказалось много желающих пообщаться с Китаем, но не у всех есть нужные навыки, а в Китае строго относятся к непрофессионализму. Нам не хватает квалифицированных кадров, и речь не только о бизнесе, но и об экспертах по региону. Ничего страшного в этом нет, это классическая проблема роста, и она решится со временем.

Нефть, газ и сладости: чем сегодня заинтересовать Китай

РБК: Есть мнение, что Китай заинтересован в России только как в поставщике ресурсов, и рано или поздно это приведет Москву к серьезной экономической зависимости от Пекина. Насколько справедливы такие опасения?

А. М.: Это очень упрощенный подход. Китай не заинтересован в односторонних отношениях ни с одной страной, в том числе с Россией. Но дело не только в этом.

Конечно, Россия — поставщик дешевого сырья для Китая. Причем поставщик большой и надежный: за последние 40 лет наша страна не ухудшала отношений с Китаем и только наращивала поставки угля, нефти и газа. Похвастаться таким не может больше никто.

Но еще Россия сейчас — один из крупнейших поставщиков агропромышленной продукции для Китая. Да, сегмент пока несопоставим с нефтью и газом, но из-за внутренних изменений наша страна сумела стать крупной агропромышленной державой. А Китай пока не способен обеспечить себя продовольствием самостоятельно и поэтому нуждается в России.

Есть и другая сторона медали. У КНР огромная граница протяженностью больше 4 тыс. км. Вокруг много точек напряжения: нет практически ни одного государства, с которым у Китая не было бы территориальных споров. Это и Япония, и Индия, и страны Юго-Восточной Азии. И лишь с Россией все подобные вопросы решены, что делает ее более безопасным партнером.

А еще Пекин всегда играет в треугольнике «Россия — США — Китай». Если испортить отношения с Москвой, есть риск остаться один на один с Вашингтоном. Китай этого не хочет. Россия — единственная крупная страна, которая поддерживает практически все его политические инициативы, и Китай это ценит.

Получается, две страны разных цивилизаций серьезно нуждаются друг в друге, связь России и Китая — это сложный симбиоз. Сводить все только к природным ресурсам было бы неправильно.

РБК: А чем можно заинтересовать Китай, помимо ресурсов? Какие товары пользуются спросом в стране и может ли Россия удовлетворить этот спрос?

А. М.: В приоритете все, что связано с продуктами питания. Это и зерно, которое прямо в Китае можно переработать в муку. И сладости: вафли, конфеты, мед, конфитюр. Но важно понимать, что нет единого Китая, в каждой провинции вкусы разные: популярные на северо-востоке товары вряд ли будут востребованы на юге. А еще в случае с продуктами важно лицензировать партии, проходить тесты, санитарный контроль. Нюансов немало.

Второй сегмент — уходовая косметика: масла, кремы для тела, шампуни. Российские товары считаются экологически чистыми, а в Китае наблюдается тренд на зеленую повестку: на рынке с большой готовностью принимается все зеленое, от чистых пластмасс до полезных продуктов питания. С косметикой есть свои риски: соревноваться придется не только с азиатскими производителями, но и с международными брендами.

Также в топе БАДы, разные добавки, фармакология. Я вижу потенциал в биофарме: еще полгода назад иностранным предприятиям было запрещено работать в этой сфере, а теперь можно, потому что стране нужны новые знания. Растут поставки технологических решений, российские разработчики пишут код для китайских компаний.

На этом все, выход на другие рынки — скорее исключение, чем правило.

У России хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворить китайский спрос, в некоторых секторах даже с избытком. И объемы поставок иногда поражают. Так, мы отправляем в Китай 50% всего производимого в стране льна, 60% сои, 80% рапсового масла — оно непопулярно у нас, зато крайне востребовано в Китае.

Диджитализация, конкуренция и свой бренд: что нужно знать для работы в Поднебесной

РБК: А что в целом происходит с китайской экономикой?

А. М.: Китайская экономика находится в ситуации серьезной трансформации. Беспрецедентный рост 90-х и нулевых годов вряд ли повторится, темпы развития постепенно замедляются. Но дело не только в стагнации — происходит структурная перестройка. Экономика становится цифровой, растет технологичность производства. Диджитализация Китая не дань моде, а важная потребность.

Одна из причин изменений — падение производительности труда. Она достигла пика в 2016 году, что приводило к постоянным перегревам экономики и производству невостребованной продукции, и сейчас стала замедляться. Индекс менеджерской активности (PMI) регулярно падает до показателя ниже 50%. Многие предприятия неэффективны, особенно государственные.

Еще одна причина в том, что в стране становится все меньше трудоспособного населения. Сейчас в Китае около 350 млн человек не работают и получают пособия. Поэтому основная тенденция — сокращение участия человека в производстве.

Китай сталкивается со сложностями и во внешнем секторе экономики. Традиционная модель развития страны — интенсивный выход на зарубежные рынки. Сейчас рост за счет экспорта сдерживается США и Европой. Это мотивирует Китай искать новых партнеров в Юго-Восточной и Центральной Азии, Латинской Америке, Африке.

РБК: Что вы посоветуете предпринимателям, которые хотят открыть бизнес в Китае?

А. М.: Первый совет — запастись финансами. Китайский рынок переполнен товарами, конкуренция огромна. Чтобы постепенно продавливать рынок, первое время придется демпинговать. А для этого понадобится кредитное плечо.

Но продавать качественный товар в понятной для китайцев упаковке недостаточно. Важно зарегистрировать и начать продвигать торговую марку. Это поможет избежать ситуаций, когда бизнес отдает товар для реализации мелкому китайскому дистрибьютору, а он продает под одной и той же этикеткой как качественную, так и некачественную продукцию.

Есть много нюансов, с которыми самостоятельно разобраться будет трудно, поэтому хорошо бы обратиться к посреднику. А лучше вообще нанять местную команду. Это дорого, хорошие кадры в Китае ценятся выше, чем даже в Европе. Но так шансы на успех заметно вырастут.

Также можно обратить внимание на бондовые зоны — это специальные места, где можно производить товары и хранить их на складах без растаможивания. Пока такой преференцией пользуются в основном китайцы, но и для иностранцев в этом нет никаких ограничений.

РБК: Что важно знать об электронной коммерции в Китае? Какие площадки доступны, как с ними работать?

А. М.: Практически все в Китае продается онлайн. В режиме офлайн покупают только то, что важно увидеть и пощупать, в основном это касается продуктов.

В Китае работает три крупных и десятки более мелких электронных торговых площадок. Раньше выйти на них можно было только через крупных дистрибьюторов. Сейчас ситуация изменилась, и практически любая компания может сама напрямую выйти на онлайн-площадку.

Сложность в том, что у каждой платформы свои правила. К примеру, чтобы выйти на Tmall, нужно создать свой виртуальный магазин и начать работать с менеджерами. Это не слишком трудно, скорее просто непривычно для иностранцев.

Еще в Китае больше сотни соцсетей, около 20 из них — крупные: их посещают около 100 млн человек в день. Самые известные — WeChat, Baidu и Xiaohongshu. Большинство товаров раскручивается на стримах, поэтому в стране сильно ценится профессия инфлюенсера. Многие иностранные бизнесы это упускают.

РБК: Помогает ли государство российскому бизнесу, который выходит в Китай?

А. М.: На самом деле в России очень много делается для того, чтобы помогать бизнесу в выходе на китайский рынок. Хорошо работают консультации Минпромторга — они актуальны для крупных корпораций и производителей высокотехнологичной продукции. Развивается Российский экспортный центр и его региональные структуры, к примеру Московский экспортный центр. Они помогают участвовать в выставках и знакомиться с китайскими бизнесменами.

Также есть целый ряд бизнес-ассоциаций: Российско-Китайский деловой совет, Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей, Российско-Китайская Палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

Инициатив действительно много, и они помогают в главном — получить больше информации о работе на китайском рынке.

Поделитесь впечатлениями об этом номере в голосовом сообщении через Telegram-бот

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Ильич раздора Ильич раздора

Фреска Риверы, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс

Вокруг света
Такси высокого полета Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБК
Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
Элементы красоты Элементы красоты

Как улучшить состояние кожи при кожных заболеваниях – рекомендации нутрициолога

Лиза
Доля цифры: какую роль искусственный интеллект играет в росте ВВП Доля цифры: какую роль искусственный интеллект играет в росте ВВП

О корреляции между внедрением цифровых технологий и динамикой ВВП

Forbes
Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой

Для чего строили небольшое окно, расположенное между кухней и ванной?

ТехИнсайдер
Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор! Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор!

Почему вам стоит выбрать начос вместо картофельных чипсов?

ТехИнсайдер
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Секты, инфоцыганство, мошенничество: о чем новый фильм Ксении Собчак «Осторожно, коучи» Секты, инфоцыганство, мошенничество: о чем новый фильм Ксении Собчак «Осторожно, коучи»

В рамках кинофестиваля «Горький Fest» прошел показ фильма «Осторожно, коучи»

Psychologies
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых

Как взрослым лучше общаться с поколением альфа, чтобы находить общий язык

Forbes
Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие

Почему люди боятся крошечных насекомых?

ТехИнсайдер
Как иммигрантка из Ирана заработала миллиарды благодаря точным инвестициям в биотех Как иммигрантка из Ирана заработала миллиарды благодаря точным инвестициям в биотех

Маки Зангане: от эмиграции из Ирана до успешного проекта в биотехе США

Forbes
«Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга» «Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга»

Артем Быстров о 1990-х и перевоплощении в таежного охотника

Правила жизни
Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов

Какие мультики помогают детям формировать эмоциональный интеллект

Psychologies
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Палеонтологи описали жившую по соседству с тираннозаврами хищную птицу Палеонтологи описали жившую по соседству с тираннозаврами хищную птицу

Энанциорнис Avisaurus darwini достигал размеров ястреба и хватал добычу лапами

N+1
Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов

Зимой нужно переходить на стальные штампованные диски. Почему?

ТехИнсайдер
На этой реке убрали все каналы, защищавшие берег от наводнений. Наводнений стало меньше На этой реке убрали все каналы, защищавшие берег от наводнений. Наводнений стало меньше

Почему рекам возвращают естественные изгибы, омуты и пойменные земли

ТехИнсайдер
Восток заходит с Запада Восток заходит с Запада

Geely, но только Belgee

Автопилот
«Строительство ведётся беспроектно» «Строительство ведётся беспроектно»

Споры ОГПУ и Госплана о канале Москва — Волга

Дилетант
Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти

13 характеристик здоровья полости рта связаны с риском недееспособности и смерти

N+1
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Изобретательская работа как путь к инновациям Изобретательская работа как путь к инновациям

Преимущества изобретательской деятельности и вопросы, связанные с патентованием

Наука и техника
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Историк о диалоге как пути мировой культуры Историк о диалоге как пути мировой культуры

Какую роль играет умение обращать свои мысли к собеседнику?

РБК
Огромные бани с мозаичными полами найдены в древнеримском городе на Сицилии Огромные бани с мозаичными полами найдены в древнеримском городе на Сицилии

Археологи обнаружили термальные ванны в древнеримском городе Халеса Архонидеа

ТехИнсайдер
Открыть в приложении