Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБКБизнес

Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что необходимо для выхода на китайский рынок и чем заинтересовать местных потребителей? «РБК Тренды» побеседовали на эти темы с директором Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым

Беседовала Екатерина Кабышева

Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор исторических наук

Знания, навыки и инвестиции: как меняются отношения между странами

РБК: Сегодня Китай стал главным партнером России, в результате чего отношения между странами трансформируются. Какие перемены вы замечаете?

А. М.: Я вижу начало более серьезного взаимодействия на уровне стран и значительное увеличение инвестиций. Рост торговли происходил уже давно, но, несмотря на него, еще два-три года назад отношения между Россией и Китаем были довольно простыми: мы продавали нефть и газ, взамен получали готовые технологии.

Что касается корпоративного уровня, то бизнес, который работает с Китаем, начал осознавать важность знаний и профессиональных навыков. Крупные компании стали серьезно анализировать рынок, изучать реальную ситуацию в китайском бизнесе, переучивать персонал и отправлять сотрудников набираться опыта в Китай. Появилось понимание, что эффективнее не просто торговать, а физически прийти на территорию партнера: открыть предприятие, подобрать кадры.

Больше компаний открывается в России. Сейчас у нас работает как минимум 9,5 тыс. организаций с китайским участием, чуть больше года назад их было 8 тыс. На российский рынок стали приходить большие китайские инвесторы, особенно в регионы. Раньше весь фокус был на Москве и Петербурге, а сейчас растет интерес к Бурятии, с которой Китай чувствует генетическую связь, Новосибирску, Красноярску, Южному федеральному округу.

На уровне людей тоже есть разворот: отношение россиян к Китаю меняется. Как показывают опросы, в том числе ВЦИОМа, около 70% граждан России рассматривают Китай как основного торгового партнера и большого друга. Еще пять лет назад Китай считали просто другом — не партнером. Я бы сказал, что отношение к стране стало более реалистичным.

РБК: Влияют ли санкции на готовность Китая работать с российскими компаниями? И есть ли какие-то другие внешние препятствия для сотрудничества между странами?

А. М.: Безусловно, санкции влияют на отношения между странами. С одной стороны, Китаю невыгодно торможение торговли с Россией, потому что от этого страдают и местные предприятия. Но с другой стороны, Пекин опасается вторичных санкций против своей банковской системы, поэтому любая сделка с Китаем сейчас обходится в среднем на 10% дороже стандартных расценок. Страна проявляет аккуратность: к примеру, не поставляет в Россию товары двойного назначения.

Но все же главное препятствие для развития отношений — это недоверие сторон друг к другу в ряде технологических вопросов. Притом что обе страны заинтересованы в трансфере технологий: Китай испытывает сложности из-за ухода американских компаний, а Россия — из-за патентов, которые остались на Западе. Однако ситуация меняется, страны медленно, но все же двигаются в сторону совместных технологических наработок.

РБК: Как сегодня строить отношения с Китаем?

А. М.: В первую очередь нужно общаться, и делать это на постоянной основе. Часто случается так: российская делегация приезжает в Китай, о чем-то договаривается, а потом на время пропадает. В Китае же привыкли к регулярной коммуникации, необязательно с помощью визитов — можно использовать социальные сети. Для любого серьезного шага понадобится год-полтора постоянного общения, так что терпение — главный навык.

Даже если в переговорах не удается достичь взаимовыгодных условий, общение должно быть дружелюбным и, конечно, профессиональным. Стремительный разворот на Восток привел к тому, что в России оказалось много желающих пообщаться с Китаем, но не у всех есть нужные навыки, а в Китае строго относятся к непрофессионализму. Нам не хватает квалифицированных кадров, и речь не только о бизнесе, но и об экспертах по региону. Ничего страшного в этом нет, это классическая проблема роста, и она решится со временем.

Нефть, газ и сладости: чем сегодня заинтересовать Китай

РБК: Есть мнение, что Китай заинтересован в России только как в поставщике ресурсов, и рано или поздно это приведет Москву к серьезной экономической зависимости от Пекина. Насколько справедливы такие опасения?

А. М.: Это очень упрощенный подход. Китай не заинтересован в односторонних отношениях ни с одной страной, в том числе с Россией. Но дело не только в этом.

Конечно, Россия — поставщик дешевого сырья для Китая. Причем поставщик большой и надежный: за последние 40 лет наша страна не ухудшала отношений с Китаем и только наращивала поставки угля, нефти и газа. Похвастаться таким не может больше никто.

Но еще Россия сейчас — один из крупнейших поставщиков агропромышленной продукции для Китая. Да, сегмент пока несопоставим с нефтью и газом, но из-за внутренних изменений наша страна сумела стать крупной агропромышленной державой. А Китай пока не способен обеспечить себя продовольствием самостоятельно и поэтому нуждается в России.

Есть и другая сторона медали. У КНР огромная граница протяженностью больше 4 тыс. км. Вокруг много точек напряжения: нет практически ни одного государства, с которым у Китая не было бы территориальных споров. Это и Япония, и Индия, и страны Юго-Восточной Азии. И лишь с Россией все подобные вопросы решены, что делает ее более безопасным партнером.

А еще Пекин всегда играет в треугольнике «Россия — США — Китай». Если испортить отношения с Москвой, есть риск остаться один на один с Вашингтоном. Китай этого не хочет. Россия — единственная крупная страна, которая поддерживает практически все его политические инициативы, и Китай это ценит.

Получается, две страны разных цивилизаций серьезно нуждаются друг в друге, связь России и Китая — это сложный симбиоз. Сводить все только к природным ресурсам было бы неправильно.

РБК: А чем можно заинтересовать Китай, помимо ресурсов? Какие товары пользуются спросом в стране и может ли Россия удовлетворить этот спрос?

А. М.: В приоритете все, что связано с продуктами питания. Это и зерно, которое прямо в Китае можно переработать в муку. И сладости: вафли, конфеты, мед, конфитюр. Но важно понимать, что нет единого Китая, в каждой провинции вкусы разные: популярные на северо-востоке товары вряд ли будут востребованы на юге. А еще в случае с продуктами важно лицензировать партии, проходить тесты, санитарный контроль. Нюансов немало.

Второй сегмент — уходовая косметика: масла, кремы для тела, шампуни. Российские товары считаются экологически чистыми, а в Китае наблюдается тренд на зеленую повестку: на рынке с большой готовностью принимается все зеленое, от чистых пластмасс до полезных продуктов питания. С косметикой есть свои риски: соревноваться придется не только с азиатскими производителями, но и с международными брендами.

Также в топе БАДы, разные добавки, фармакология. Я вижу потенциал в биофарме: еще полгода назад иностранным предприятиям было запрещено работать в этой сфере, а теперь можно, потому что стране нужны новые знания. Растут поставки технологических решений, российские разработчики пишут код для китайских компаний.

На этом все, выход на другие рынки — скорее исключение, чем правило.

У России хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворить китайский спрос, в некоторых секторах даже с избытком. И объемы поставок иногда поражают. Так, мы отправляем в Китай 50% всего производимого в стране льна, 60% сои, 80% рапсового масла — оно непопулярно у нас, зато крайне востребовано в Китае.

Диджитализация, конкуренция и свой бренд: что нужно знать для работы в Поднебесной

РБК: А что в целом происходит с китайской экономикой?

А. М.: Китайская экономика находится в ситуации серьезной трансформации. Беспрецедентный рост 90-х и нулевых годов вряд ли повторится, темпы развития постепенно замедляются. Но дело не только в стагнации — происходит структурная перестройка. Экономика становится цифровой, растет технологичность производства. Диджитализация Китая не дань моде, а важная потребность.

Одна из причин изменений — падение производительности труда. Она достигла пика в 2016 году, что приводило к постоянным перегревам экономики и производству невостребованной продукции, и сейчас стала замедляться. Индекс менеджерской активности (PMI) регулярно падает до показателя ниже 50%. Многие предприятия неэффективны, особенно государственные.

Еще одна причина в том, что в стране становится все меньше трудоспособного населения. Сейчас в Китае около 350 млн человек не работают и получают пособия. Поэтому основная тенденция — сокращение участия человека в производстве.

Китай сталкивается со сложностями и во внешнем секторе экономики. Традиционная модель развития страны — интенсивный выход на зарубежные рынки. Сейчас рост за счет экспорта сдерживается США и Европой. Это мотивирует Китай искать новых партнеров в Юго-Восточной и Центральной Азии, Латинской Америке, Африке.

РБК: Что вы посоветуете предпринимателям, которые хотят открыть бизнес в Китае?

А. М.: Первый совет — запастись финансами. Китайский рынок переполнен товарами, конкуренция огромна. Чтобы постепенно продавливать рынок, первое время придется демпинговать. А для этого понадобится кредитное плечо.

Но продавать качественный товар в понятной для китайцев упаковке недостаточно. Важно зарегистрировать и начать продвигать торговую марку. Это поможет избежать ситуаций, когда бизнес отдает товар для реализации мелкому китайскому дистрибьютору, а он продает под одной и той же этикеткой как качественную, так и некачественную продукцию.

Есть много нюансов, с которыми самостоятельно разобраться будет трудно, поэтому хорошо бы обратиться к посреднику. А лучше вообще нанять местную команду. Это дорого, хорошие кадры в Китае ценятся выше, чем даже в Европе. Но так шансы на успех заметно вырастут.

Также можно обратить внимание на бондовые зоны — это специальные места, где можно производить товары и хранить их на складах без растаможивания. Пока такой преференцией пользуются в основном китайцы, но и для иностранцев в этом нет никаких ограничений.

РБК: Что важно знать об электронной коммерции в Китае? Какие площадки доступны, как с ними работать?

А. М.: Практически все в Китае продается онлайн. В режиме офлайн покупают только то, что важно увидеть и пощупать, в основном это касается продуктов.

В Китае работает три крупных и десятки более мелких электронных торговых площадок. Раньше выйти на них можно было только через крупных дистрибьюторов. Сейчас ситуация изменилась, и практически любая компания может сама напрямую выйти на онлайн-площадку.

Сложность в том, что у каждой платформы свои правила. К примеру, чтобы выйти на Tmall, нужно создать свой виртуальный магазин и начать работать с менеджерами. Это не слишком трудно, скорее просто непривычно для иностранцев.

Еще в Китае больше сотни соцсетей, около 20 из них — крупные: их посещают около 100 млн человек в день. Самые известные — WeChat, Baidu и Xiaohongshu. Большинство товаров раскручивается на стримах, поэтому в стране сильно ценится профессия инфлюенсера. Многие иностранные бизнесы это упускают.

РБК: Помогает ли государство российскому бизнесу, который выходит в Китай?

А. М.: На самом деле в России очень много делается для того, чтобы помогать бизнесу в выходе на китайский рынок. Хорошо работают консультации Минпромторга — они актуальны для крупных корпораций и производителей высокотехнологичной продукции. Развивается Российский экспортный центр и его региональные структуры, к примеру Московский экспортный центр. Они помогают участвовать в выставках и знакомиться с китайскими бизнесменами.

Также есть целый ряд бизнес-ассоциаций: Российско-Китайский деловой совет, Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей, Российско-Китайская Палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

Инициатив действительно много, и они помогают в главном — получить больше информации о работе на китайском рынке.

Поделитесь впечатлениями об этом номере в голосовом сообщении через Telegram-бот

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нейросеть меняет профессию Нейросеть меняет профессию

Каким станет рынок труда под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Какой стороной стелить фольгу — глянцевой или матовой? Вопрос, на который многие затрудняются ответить Какой стороной стелить фольгу — глянцевой или матовой? Вопрос, на который многие затрудняются ответить

Какой стороной фольги правильно оборачивать продукты — матовой или глянцевой?

ТехИнсайдер
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу

Октябрь — месяц осведомленности о раке молочной железы. Несколько вопросов о нем

СНОБ
Озон под угрозой из космоса Озон под угрозой из космоса

Природные факторы, ослабляющие озоновый слой Земли

Санкт-Петербургский университет
Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция

Существует риск проспать квантовую революцию, считает Андрей Скорочкин

Forbes
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Между нами тает лед Между нами тает лед

Михаил Сергачев о том, с чего начинался его собственный путь на льду

Men Today
Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья

Чем больше времени вы проводите в сети, тем хуже становится психическое здоровье

ТехИнсайдер
Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных

Как компании могут защитить сотрудников и свою репутацию от взлома данных

Forbes
Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора

Про 15 базовых терминов, которые позволят вам стать Волком с Уолл-Стрит

Maxim
«Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых» «Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых»

«Извне»: хоррор, который заслуживает вашего внимания

Forbes
Плесень и заломы: какие вещи категорически нельзя хранить в вакуумных пакетах Плесень и заломы: какие вещи категорически нельзя хранить в вакуумных пакетах

Вакуумные пакеты подходят далеко не для всех типов одежды

ТехИнсайдер
«Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях «Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях

«Все совпадения неслучайны»: почему этот сериал надо досмотреть до конца

Forbes
Полезная передышка Полезная передышка

Как сделать перерыв среди рабочего дня не только приятным, но и полезным

Здоровье
Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин

Как перестать сближаться с теми, кто приносит лишь боль и разочарование?

Psychologies
Тоня Углова Тоня Углова

Автор игрушки кота Владислава про гримасы и фрейдистскую концепцию «жуткого»

Собака.ru
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры

Почему шумоподавление это главное в разработке квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них

Когда и почему женщины начали носить каблуки и зачем протестуют против них

Forbes
На чем цвет стоит На чем цвет стоит

Осени к лицу желтый цвет, чего не скажешь о ваших зубах. Как сделать их белыми?

Men Today
Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам

Почему список фильмов, рекомендованных для школьников, очень скучный

Forbes
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
Поры под контролем Поры под контролем

Как избавиться от расширенных пор?

Лиза
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
Синяя акула выжила с пробитой меч-рыбой головой Синяя акула выжила с пробитой меч-рыбой головой

Первый случай, когда синюю акулу пронзила меч-рыба, и она выжила

N+1
Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация» Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация»

Игорь Бутман о планах на будущее и любви к импровизации

Grazia
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни

Зумеры воспринимает критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни

Forbes
Открыть в приложении