Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

МонокльБизнес

Миф глубокой заморозки

В официальных документах, заявлениях чиновников и общественном сознании прочно обосновался тезис о Северном морском пути как международной транзитной трассе. Это ложная цель, недостижимая в обозримой перспективе, подменяющая истинную задачу СМП — помогать освоению Российской Арктики

Татьяна Гурова, Александр Ивантер

Атомный ледокол «Урал» проекта 22220 за работой. Буксировка во льдах требует синхронной работы команд обоих судов

По итогам 2023 года оборот Северного морского пути поставил новый рекорд: по трассе перевезено 36,2 млн тонн грузов. Это в пять с половиной раз больше советского максимума (6,6 млн тонн в 1987 году). Рывок произошел пять лет назад, когда к горнорудной продукции Норильского промышленного района, на протяжении нескольких десятилетий составлявшей основу грузовой базы СМП, добавились сначала нефть Нового порта, а затем сжиженный природный газ с проекта «НоваТЭКа» «Ямал СПГ». В работе еще несколько крупных арктических ресурсных проектов, которые должны, по крайней мере в заявленных планах и стратегических документах, уже в ближайшей перспективе кратно увеличить объем перемещаемых по СМП грузов.

И это без учета транзитного грузопотока. В последние годы все активнее внедряется тезис о перспективности Северного морского пути как полноценного маршрута международной морской логистики, альтернативного сопряженным с природными и военно-политическими рисками южным маршрутам — через Суэцкий и Панамский каналы и вокруг Африки. Считается, что помимо репутационных очков Россия сумеет заработать на северном транзите через свои воды-льды серьезные деньги.

Имеют ли эти надежды под собой достаточную почву? Что собой представляет Северный морской путь в исторической перспективе? Какова его настоящая роль в развитии Российской Арктики?

Обсудить проблематику Севморпути с нами согласился один из лучших российских специалистов по данной теме Михаил Григорьев, директор и совладелец консалтинговой компании «Гекон», приглашенный ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Сверху: Татьяна Гурова, Александр Ивантер. Снизу: Михаил Григорьев

Татьяна Гурова: Это второй подкаст журнала «Монокль». Сегодня мы будем говорить про Северный морской путь. Благодаря йеменским хуситам сегодня весь мир понимает, насколько важна мировая логистика. На фоне фактического разрушения маршрута через Красное море начался дикий рост цен на логистику во всем мире, и с новой интенсивностью заговорили о востребованности Северного морского пути, что представляется достаточно неожиданным, потому что этот путь пролегает через арктические льды в очень тяжелых природных условиях, то есть никак не кажется удобным для больших логистических маршрутов. Однако об СМП как транзите мечтают уже очень давно.

Если оттолкнуться не от текущего момента, а от момента, когда впервые заговорили об арктических маршрутах, нашем и северо-западном, американском, на чем основывались те, кто заговорил о нем?

Михаил Григорьев: На алчности. Европейцев и североамериканских колонистов в Арктику всегда влекла нажива. Сначала это был морской зверь, рыба, потом рухлядь («мягкой рухлядью» называли в XVII веке пушнину. — «Монокль»), потом стали добывать руды, потом нефть и газ.

Если говорить об истории развития Северо-Западного и Северо-Восточного проходов, то все это уходит в шестнадцатый век. Это было инициировано португальцами, испанцами, их движением в южные экзотические страны за пряностями, золотом и прочими дарами. Стали искать более короткие пути.

Т. Г.: Более короткие пути куда?

М. Г.: В Индию. Основной целью движения по Северо-Западному проходу была Индия.

Откуда возник Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, как его первоначально называли? Поскольку европейцы стали развивать свои колонии в Тихом океане, России необходимо было найти более короткий выход в Тихий океан. И знаменитая фраза Михаила Ломоносова о том, что Россия должна прирастать Сибирью, подразумевала, что надо продублировать сухопутный путь, который позволял достичь Охотского моря, но был очень долгим (это была смесь путешествий по внутренним водным путям, конные перевозки и так далее). Михаил Васильевич говорил, что Северный Ледовитый океан — это та возможность, благодаря которой укрепится могущество России на тихоокеанских просторах.

То есть это было чисто логистическое решение, основанное на том, что надо находить более короткие пути. Вспомним Крымскую войну, которая была не только в Крыму. Она была на Балтике, на Тихом океане — Петропавловск-Камчатский снабжался из Кронштадта. Тогда Суэцкого канала не было, представляете, сколько они мимо мыса Доброй Надежды плыли?

Североамериканская компания, которая была учреждена в конце восемнадцатого века (имеется в виду Российско-Американская компания, получившая монопольное право на торговлю, промыслы и добычу полезных ископаемых на Аляске. — «Монокль») тоже снабжалась из Кронштадта, с огромными транспортными издержками. И поэтому идея была в том, чтобы обеспечить выход именно на эти рынки.

Т. Г.: И несмотря на тяжелые климатические условия, даже тогда, при тех технических возможностях, это было более выгодно, чем традиционные «южные» маршруты?

Русское северное мореходство до Главсевморпути

М. Г.: Тогда это вообще невозможно было реализовать, потому что к этому времени у нас был опыт арктического плавания только из Архангельска до Обской губа. Там ходили поморы-ушкуйники (так именовались участники военных походов, предпринимавшихся жителями Новгородской республики в XIV — начале XV века на гребных речных судах, которые назывались «ушкуй». — «Монокль»).

Давайте определимся, что такое Северный морской путь. Есть Северо-Восточный проход и Северо-Западный. Северо-Западный, который вы упомянули, — это водный маршрут, который соединяет Атлантический океан, имеется в виду Море Баффина, и Северный Ледовитый — это Море Бофорта. Как таковой трассы Северо-Западного прохода не существует. Это такая сетка из проходов между островами.

Саша Вольский

Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, выглядит более унифицированным. Суда идут либо севернее Новой Земли, либо южнее, через пролив Карские ворота. Либо они идут с севера Новосибирских островов, где более глубоководная трасса.

Но вернемся к началу. К тому времени, когда Михаил Ломоносов писал свою замечательную докладную, был накоплен очень большой опыт у архангельцев. Это торговые вояжи в Мангазею (Мангазея — существовавший в XVII веке русский город в Сибири на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу реки Таз, центр оборота пушнины. — «Монокль»). Сначала они ходили через устье Оби, через Обскую губу и дальше поднимались по этой речке. Потом царь-батюшка запретил такие экзерсисы, опасаясь экспансии голландцев и англичан. Потому что в 1555 году англичане заехали в Архангельск будущий и основали русско-английское торговое взаимоотношение (впервые англичане прибыли в Россию в августе 1553 года, торговый корабль «Эдуард Бонавентура» вошел в устье Северной Двины и бросил якорь в 35 км от места, где в 1589 году будет основан Архангельск. Иван Грозный позволил англичанам торговать в России. В 1555 году в столице открылся Английский двор, а в Холмогорах и Вологде появились английские фактории. — «Монокль»).

Но Россия отдавала себя отчет в том, что это может плохо закончиться. Потом, когда мы закрыли этот ход, стали делать волок, через реку Юрюбей, через Ямал. И потом, к семнадцатому веку, все это в конце концов заглохло. В это время как раз и пишет Михаил Васильевич свою записку. Но технически тогда это было невозможно сделать. Это стало технически возможно только с появлением паровых судов c ледовым укреплением корпуса.

Т. Г.: Мы выяснили, что во времена Ломоносова это было невозможно. А стало возможно в первой трети двадцатого века. Но я так понимаю, что ничего не было сделано все равно.

Советский Союз в Арктике: промышленная и оборонная логистика

М. Г.: Ну что вы, нет. Когда в 1932 году создавалось Главное управление Северного морского пути, перед ним стояли четыре задачи.

Первая — экономическое развитие арктического региона. Вторая — обеспечение судоходства, которое позволит проводить эту манипуляцию. Дальше — развитие системы метеорологического наблюдения и радио. И четвертая задача — вовлечение коренных малочисленных народов в построение светлого будущего.

Более того, в 1934 году Главному управлению Северного морского пути был передан целый ряд предприятий, начиная со звероводческих колхозов и кончая добычей угля на Шпицбергене, добычей соли в устье Хатанги на Нордвике. И геологоразведочные работы тоже проводились Главсевморпутем. Вот я имел счастье двадцать лет отработать в Институте геологии Арктики, который как раз в 1948 году и отпочковался от горно-геологического отделения Главсевморпути.

Март 1938 г. Начальник дрейфующей станции «Северный полюс — 1» Иван Дмитриевич Папанин и Герой Советского Союза, действительный член Академии наук СССР, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (слева направо) на ледоколе «Ермак». Точная дата и место съемки не установлены. ТАСС

Еще один момент, про который тоже не следует забывать: когда Алексей Максимович Горький организовал замечательную книгу про строительство Беломоро-Балтийского канала, там было сказано, что он был построен за год фантастически быстро и аккуратно. Задача заключалась в том, что одной из целей развития Северного морского пути была оперативная переброска военно-морского флота на дальневосточный театр военных действий.

И, кстати, первыми кораблями — не судами, а кораблями, — которые прошли по Беломоро-Балтийскому каналу, были эсминцы, подводные лодки и сторожевики. Сами понимаете, там ширина шлюзов 14 метров. Эсминцы не самые большие, но они туда пошли, сформировали Беломорскую флотилию.

Давайте зададим вопрос: почему в Арктической Канаде, почему у американцев на Аляске нет круглогодичного судоходства, почему у них нет ледоколов? По одной простой причине: у них нет задачи такой.

У американцев вообще только шахта цинковая Red Dog на Аляске, они вывозят летом руду через Берингов пролив. У канадцев это производство железной руды, производство концентрата в Milne Inlet на Земле Баффина. И тоже вывоз не более чем в течение пяти месяцев. Северо-Западный проход замирает на зиму. Там 36 тысяч человек живет на всем побережье. Он используется для чего? Это рыболовные суда, это круизники и местное судоходство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стать тачкой номер один в России Стать тачкой номер один в России

Как в провинциальном городке за десять лет вызрело экономическое чудо

Монокль
5 андроид-навигаторов, которые хорошо работают даже оффлайн 5 андроид-навигаторов, которые хорошо работают даже оффлайн

Навигаторы с разнообразными возможностями — посмотрите, какой подойдет вам

ТехИнсайдер
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Для тех, кому некогда худеть Для тех, кому некогда худеть

Нет времени на диету? Тогда просто скорректируйте питание, уменьшив калорийность

Лиза
«С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет» «С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет»

Компания «Технорэд» нашла способ сделать промышленных роботов доступными

Эксперт
Грязные танцы Грязные танцы

Квадроцикл — ключ, открывающий двери в мир грязных наслаждений

Men Today
Центр для быстрого развития науки и технологий Центр для быстрого развития науки и технологий

Как живет Национальный центр физики и математики в Сарове?

Эксперт
Дойти до конца цепочки Дойти до конца цепочки

Как Россия может достичь технологического суверенитета в сфере производства РЗМ

Монокль
Победоносное шествие небесных светил в мировых религиях Победоносное шествие небесных светил в мировых религиях

Вряд ли найдется хоть один народ, который бы не благоговел перед Солнцем и Луной

Зеркало Мира
7 главных китайских электромобилей: история и характеристики 7 главных китайских электромобилей: история и характеристики

На что обратить внимание при выборе китайского электромобиля

РБК
Искусство слушать: как понять своего собеседника Искусство слушать: как понять своего собеседника

Глава из книги «Меньше слов» — о том, как вынести пользу из общения

Inc.
New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера

Плотность частиц пыли в Поясе Койпера падает медленнее, чем это предсказывают

N+1
СДВГ может иметь эволюционные преимущества СДВГ может иметь эволюционные преимущества

СДВГ в высокой степени передается по наследству

ТехИнсайдер
10 вещей, которые можно смело выбрасывать во время уборки: ты об этом никогда не пожалеешь 10 вещей, которые можно смело выбрасывать во время уборки: ты об этом никогда не пожалеешь

Какие же выброшенные вещи точно никогда не станут актуальными?

VOICE
7 правил контроля над эмоциями в конфликте 7 правил контроля над эмоциями в конфликте

Как научиться управлять чувствами, если назревает ссора?

Psychologies
Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами

Как правильно мыть индукционную плиту, чтобы её не повредить?

ТехИнсайдер
Как почистить отпариватель от накипи и пыли: подробная инструкция Как почистить отпариватель от накипи и пыли: подробная инструкция

Как правильно чистить отпариватель, чтобы он вновь исправно работал

ТехИнсайдер
«Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной» «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Почему для выживания людям, вероятно, потребуется расселиться за пределы Земли

N+1
Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены

Как женщины справлялись с этими периодами до изобретения первых прокладок

ТехИнсайдер
Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры? Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры?

Как библиотеки во всем мире борются с ворами?

Правила жизни
Что сексологи никогда не делают в спальне: 7 главных табу Что сексологи никогда не делают в спальне: 7 главных табу

Чего сексологи, основываясь на профессиональном опыте, избегают делать в спальне

Psychologies
Лучшие способы «сдуться», если накануне ты съела слишком много Лучшие способы «сдуться», если накануне ты съела слишком много

Никак не могла перестать есть и теперь чувствуешь себя так себе?

VOICE
Fine dining Fine dining

Файн-дайнинг не может быть безликим, это авторская история

Bones
«Ренессанс политического ислама заканчивается» «Ренессанс политического ислама заканчивается»

Страны Ближнего Востока будут все больше осознавать свою субъектность

Монокль
Надо поговорить Надо поговорить

Зачем же искусство small talk нужно современной занятой женщине?

VOICE
Извините, подвиньтесь Извините, подвиньтесь

Самые красивые актеры российского кино, которые могут потеснить признанных звезд

Лиза
Декрет для отцов: как воспитывают детей скандинавские мужчины Декрет для отцов: как воспитывают детей скандинавские мужчины

Личные истории скандинавских отцов и их детей в книге Nordic Dads

Psychologies
Валя Карнавал: «Это было невероятно!» Валя Карнавал: «Это было невероятно!»

Валя Карнавал — о том, как стала ведущей огромного мероприятия

ЖАРА Magazine
Тихое искусство жить не по лжи Тихое искусство жить не по лжи

Группа «13» и стратегии независимости в советском искусстве

Weekend
Кожа, в которой я пишу Кожа, в которой я пишу

«Американское чтиво»: умная сатира на политкорректность

Weekend
Открыть в приложении