Условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России

Правила жизниБизнес

С приставкой E: как развиваются онлайн-сервисы такси, доставки и бронирования в России

Евдокия Мельник

«Правила Жизни»

По данным исследовательского агентства Data Insight, объем российского рынка e-commerce — интернет-торговли — в рублях вырос на 38% за 2022 год. Аналитики прогнозируют рост и в этом году. Причем e-commerce развивается во всех существующих направлениях: продажа непродовольственных товаров и услуг, торговля продуктами (e-grocery), торговля лекарствами (e-pharma). Мы постарались собрать условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России. Сначала счет идет десятилетиями, но чем ближе к современности, тем «короче» шаг, ведь сейчас рынок развивается все стремительнее.

Систематический и последовательный рост интернет торговли неудивителен: онлайн-услуги обладают рядом преимуществ. Это быстро: нет ни очереди, ни необходимости идти куда-либо, что экономит время. Выбор товаров и услуг более широкий, чем в розничных магазинах. Агрегаторы для краткосрочного бронирования жилья тоже экономят время: не нужно изучать десятки, а то и сотни сайтов различных отелей, чтобы найти нечто подходящее. А для рынка такси e-commerce стала настоящим спасением и вывела его из тени. Как у пассажиров, так и у водителей появились определенные гарантии — безопасности и качества в первую очередь.

2000-е годы — «Алло, я вас слушаю»

С момента появления в России первых таксометров в начале XX века и вплоть до 2010-х годов автомобиль можно было поймать прямо на улице или вызвать по телефону.

Возможность дистанционно делать заказ в ресторанах появилась в 2000-е годы. Механика проста: звонишь прямо в выбранное заведение, оно готовит и доставляет заказ собственными силами. Ни о каких агрегаторах речи еще не идет.

«Правила Жизни»

Примерно в это же время на рынке начинают появляться платформы для онлайн-бронирования жилья в путешествиях. В 2005 году американская компания The Priceline Group приобрела у нидерландских владельцев то, что мы сейчас знаем как сервис Booking.com. До 2022-го своя версия сервиса существовала и в России. 

2010-е годы — агрегаторы набирают обороты

В начале 2000-х в России было создано несколько Java-приложений для такси, но большинство из них подходило только для водителей и не было особо удобным. В 2011-м «Яндекс» представил первое действительно масштабное мобильное приложение для заказа такси на iOS и Android, совмещенное с «Яндекс.Картами». На самом деле параллельно можно было скачать и другие подобные приложения, но их функционал был меньше. Например, InTaxi и «Телепорт Такси».

При этом у «Яндекса» никогда не было и до сих пор нет собственного таксопарка. Он, как и многие другие современные сервисы такси, выступает лишь агрегатором, который организует работу водителей и их коммуникацию с пассажирами. Буквально через пару лет после запуска в приложении появилась возможность оплачивать заказы банковской картой, а также была создана веб-версия сервиса.

В 2012 году в России появляется GetTaxi — израильский сервис такси, который быстро стал конкурентом «Яндекса» на этом поприще. При этом бомбилы (иными словами, частные водители) все еще занимали значительную часть рынка, который, по сути, только начинал формироваться. Однако у частников в большинстве случаев не было ни лицензии, ни юридической регистрации, а значит, пассажиры были практически лишены гарантий безопасности и качества. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ за 2015 год, теневой рынок такси составил более 110 млрд рублей — около 26% от всего объема таксомоторных перевозок.

Агрегаторы изменили рынок такси и для пассажиров, и для водителей, и для бизнеса. Раньше не было установленной заранее стоимости поездки — сначала большинство таксистов высчитывали ее сами, умножая пройденный километраж на определенное число. Более того, было уместно поторговаться с водителем в надежде доехать до пункта назначения как можно дешевле. 

С 2012 года у водителей такси появилось обязательство, продиктованное законом, — устанавливать в машине таксометр для расчета стоимости поездки. Это устройство считает расстояние и самостоятельно умножает его на определенное число, плюс учитывает простой, который также оплачивается. 

Это нововведение привело к повышению средней стоимости поездки. Согласно тому же закону, таксисты должны выплачивать ежемесячный налог за лицензию, а также предоставлять пассажиру кассовый чек. К автомобилю тоже предъявлялся ряд требований, в числе которых — иметь опознавательные знаки. 

Таксометры стали инструментом обмана со стороны недобросовестных водителей. Некоторые, например, включали счетчик до момента начала движения. Тогда пассажир будет платить лишние деньги за «простой», которого на самом деле не было. Более изощренные обманщики «накручивали» механические счетчики и перепрошивали электронные.

Крупные агрегаторы позволяют избежать таких ситуаций: заказчик сразу видит конечную цену поездки — никаких сюрпризов. Да и цена эта образуется не с помощью счетчика или математических вычислений водителя. Кроме того, агрегатор позволяет оплатить услугу онлайн банковской картой. Другое явное преимущество: мы знаем, к кому в машину садимся. Сейчас легко можно поделиться с близкими или друзьями данными о водителе, марке и номере такси. Это качественно повышает безопасность поездки. 

«Правила Жизни»

Если вы сегодня забыли свои вещи в автомобиле, поддержка сервиса поможет вам связаться с таксистом и вернуть их. Раньше об этом можно было только мечтать — не исключено, что оставленная сумка стала бонусом к заработку водителя. И даже если он оказался честным человеком, найти конкретного пассажира и вернуть ему забытую вещь было для него также очень непросто.

До сих пор остается дискуссионным вопрос, как развитие агрегаторов повлияло на водителей такси, в частности на их доход. Исследователи из Высшей школы экономики в 2020 году пришли к выводу, что с 2012-го благодаря появлению агрегаторов в шесть раз выросло число москвичей, пользующихся такси. Но при этом доход столичных водителей такси снизился за этот период почти втрое. Дело в том, что раньше они выплачивали отчисления только таксопарку, а также платили за аренду автомобиля и тратились на бензин. Сейчас же все эти расходы никуда не исчезли, а к ним прибавились отчисления агрегатору. 

При этом представители агрегаторов говорят, что трудно представить себе другой сценарий, ведь именно агрегаторы и увеличили спрос на такси. Они также напоминают, что не для всех сейчас такси — основная работа. Благодаря агрегаторам можно брать всего несколько заказов не каждый день — в качестве подработки.

Кроме того, по словам экспертов, исследование ВШЭ «не учитывает переход такси из серой зоны в легальный сектор», что снижает объективность выводов. Аналитический центр при Правительстве РФ в 2018 году сообщал о других данных, согласно которым доходы водителей такси в крупных городах возросли почти вдвое. Так что трудно с уверенностью сказать, что агрегаторы негативно или положительно повлияли на работу таксистов. Но агрегаторы действительно сильно изменили рынок такси.

Любопытна механика взаимодействия водителей с агрегатором через мобильное приложение. Получая заказ, они не видят стоимость поездки и пункт назначения, а на принятие решения («повезу — не повезу») у них всего около десяти секунд. Что же помогает им определиться? Таксист видит коэффициент стоимости, рейтинг пассажира и то, сколько баллов активности он получит в случае принятия заказа или потеряет в случае отказа. Такая система помогает сервису сократить время поиска машины, а соответственно, и время ожидания пассажира. Кроме того, система ачивок вовлекает самих водителей такси в эту «игру», мотивируя брать больше заказов.

Примерно в то же время, когда начинают развиваться онлайн-сервисы такси, набирают обороты и агрегаторы доставки еды: Delivery Club, ZakaZaka и другие. Эти компании собирают предложения из разных ресторанов и помогают пользователю сделать заказ, но пока что сами не доставляют его, такая функция появится в 2015-м.

Удивительно, но вместе с тем и логично, что развитие онлайн-сервисов такси, доставки и бронирования происходит примерно одновременно. Как раз в 2010 году запускается российский сервис онлайн-бронирования отелей и апартаментов Ostrovok.ru. А в 2012-м на отечественном рынке появилась своя версия онлайн-сервиса для краткосрочного бронирования жилья по всему миру Airbnb. По сути, это платформа, которая помогает хозяину квартиры и постояльцу найти друг друга, а также обрабатывает транзакции и берет процент с пользователей за свои услуги. В 2022 году сервис приостановил деятельность в России. 

2017 год — активное развитие

По оценкам исследовательского агентства Data Insight, в 2011 году объем рынка e-commerce в России составил 235 млрд рублей, а в 2015-м — 650 млрд. Причем этот показатель постоянно рос на протяжении пяти лет. К 2017 году «Яндекс» успел купить сервис «Рос.Такси» и выйти на рынок корпоративного такси. Наконец, отечественная компания подписала договор об объединении с международным сервисом Uber — в России и странах СНГ.

Сервисы доставки тоже не стояли на месте. Причем активно развивался все тот же «Яндекс», который заключил ряд соглашений с менее крупными игроками рынка. Параллельно продуктовые магазины наблюдают за ситуацией и пробуют запускать собственную доставку на дом. Появляется деление на две бизнес-модели: dark store и white store. В первом случае сервис работает исключительно как онлайн-магазин: у него есть склад с продуктами, а купить товар можно, только заказав доставку. Так работает, к примеру, «Яндекс.Лавка», созданная немного позже, в 2019 году, и «Утконос».

«Правила Жизни»

Во втором случае — white store — есть реальный магазин, куда может прийти покупатель, а также у этого магазина может быть своя онлайн-платформа, которая позволяет заказать доставку. Яркие примеры white store — «Вкусвилл» и «Перекресток». При этом существует также формат dark kitchen — ресторан без помещения. Например, сервис «Кухня на районе», который появился как раз в 2017 году. Есть еще такой вариант: у заведения имеются физические рестораны, а также отдельные филиалы, которые работают только на доставку онлайн-заказов. Это тоже dark kitchen. Осенью 2019 года так поступил, например, McDonald’s в России. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Снять дом как фильм Снять дом как фильм

10 фильмов о местах, которые покинули их авторы

Weekend
«Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме «Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме

Что такое «янгизм» и почему возраст сотрудника — не главное?

Forbes
4 проверенных способа не срываться на детей 4 проверенных способа не срываться на детей

Как вернуть в общение с детьми радость?

Psychologies
Как лучшие оптические иллюзии обманывают твой мозг Как лучшие оптические иллюзии обманывают твой мозг

Чтобы обмануть мозг, нужно просто показать ему эти изображения

Maxim
7 правил контроля над эмоциями в конфликте 7 правил контроля над эмоциями в конфликте

Как научиться управлять чувствами, если назревает ссора?

Psychologies
Сбросить кредитные кандалы Сбросить кредитные кандалы

Почему мы готовы вновь и вновь выплачивать высокие проценты по займам?

Psychologies
И в горе, и в радости, и отдельно: почему настоящая близость невозможна без сепарации И в горе, и в радости, и отдельно: почему настоящая близость невозможна без сепарации

Что же такое «быть вместе», почему это высшее благо и, одновременно, наш страх

Forbes
«Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво «Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво

Неловкости могут показаться унизительными, но исправить их нам вполне по силам

Psychologies
Быть тигрицей: как новый сезон «Фарго» с Джуно Темпл стал манифестом против насилия Быть тигрицей: как новый сезон «Фарго» с Джуно Темпл стал манифестом против насилия

«Фарго» — идеальный пример того, как стоит обсуждать проблему домашнего насилия

Forbes
Красное платье вдовы: как женский костюм играет важную роль в популярных сериалах Красное платье вдовы: как женский костюм играет важную роль в популярных сериалах

Как одежда отражает внутреннюю трансформацию героинь?

Forbes
От Kia до BMW. Какие еще машины попали в список лучших и худших в 2024-м От Kia до BMW. Какие еще машины попали в список лучших и худших в 2024-м

Самые лучшие автомобили и машины, которые в шоуруме лучше обойти стороной

РБК
11 вещей, которые вы сделали последний раз в жизни — и даже не подозревали об этом 11 вещей, которые вы сделали последний раз в жизни — и даже не подозревали об этом

Каждый день мы совершаем обыкновенные вещи, но однажды — в последний раз

Psychologies
«Голос — это про личность» «Голос — это про личность»

Элина Гейман — как музыка может исцелять или разрушать

ЖАРА Magazine
Астрономы нашли воду на поверхности астероидов Астрономы нашли воду на поверхности астероидов

Вероятно, большую часть воды занесли на Землю кометы и астероиды

ТехИнсайдер
Развод после долгого брака: как себя собрать заново Развод после долгого брака: как себя собрать заново

Как пережить развод и не потерять себя?

Psychologies
Представление начинается Представление начинается

Давай вместе возьмемся за дело и как следует отрекламируем тебя работодателю

VOICE
Как Хаски спасли детей от смерти и почему собаки так любят купаться в грязи: поразительные факты о братьях наших меньших Как Хаски спасли детей от смерти и почему собаки так любят купаться в грязи: поразительные факты о братьях наших меньших

Сколько всего мы еще не знаем о наших питомцах — собаках!

ТехИнсайдер
Чит-коды Скайрим: все самое важное от денег до оружия Чит-коды Скайрим: все самое важное от денег до оружия

В этой статье мы перечислим все основные чит-коды в Скайрим

CHIP
«Любит — не любит»: 5 явных сигналов того, что человек в вас заинтересован «Любит — не любит»: 5 явных сигналов того, что человек в вас заинтересован

В вопросах выявления симпатии важно все: и язык тела, и то, что вы обсуждаете

Psychologies
Как и где обучиться на самогонщика? Как и где обучиться на самогонщика?

Хотите научиться самогоноварению, но не знаете, с чего начать?

Maxim
Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей

Почему люди отказываются от карьеры ради воспитания приемных детей

СНОБ
Рыбам-клоунам не понравились сородичи с таким же количеством полос Рыбам-клоунам не понравились сородичи с таким же количеством полос

Животные способны различать сородичей по голосу, цвету или другим признакам

N+1
Работа для стоматолога: 9 продуктов, которые вредят здоровью зубов сильнее, чем конфеты Работа для стоматолога: 9 продуктов, которые вредят здоровью зубов сильнее, чем конфеты

Какие продукты следует исключить из рациона, чтобы не навредить здоровью зубов

ТехИнсайдер
Почему некоторые люди едят, что хотят, и не толстеют? Узнайте ответ экспертов! Почему некоторые люди едят, что хотят, и не толстеют? Узнайте ответ экспертов!

В чем секрет всеядных людей, которые не толстеют?

ТехИнсайдер
Жена Вермеера взвешивает деньги: как торговля и этика накопления влияют на живопись Жена Вермеера взвешивает деньги: как торговля и этика накопления влияют на живопись

Глава из книги «Шляпа Вермеера. XVII век и рассвет глобального мира»

Forbes
Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его

Зачем новатор и художник-концептуалист Марсель Дюшан сделал фонтан из писсуара

ТехИнсайдер
В каких странах принято пить с утра В каких странах принято пить с утра

Есть страны, в которых немного выпить за завтраком абсолютно нормально

Maxim
Утром двери, вечером стулья Утром двери, вечером стулья

У Вадима Груничева под одной крышей живут две противоположные модели бизнеса

Монокль
Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены

Как женщины справлялись с этими периодами до изобретения первых прокладок

ТехИнсайдер
Открыть в приложении