Условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России

Правила жизниБизнес

С приставкой E: как развиваются онлайн-сервисы такси, доставки и бронирования в России

Евдокия Мельник

«Правила Жизни»

По данным исследовательского агентства Data Insight, объем российского рынка e-commerce — интернет-торговли — в рублях вырос на 38% за 2022 год. Аналитики прогнозируют рост и в этом году. Причем e-commerce развивается во всех существующих направлениях: продажа непродовольственных товаров и услуг, торговля продуктами (e-grocery), торговля лекарствами (e-pharma). Мы постарались собрать условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России. Сначала счет идет десятилетиями, но чем ближе к современности, тем «короче» шаг, ведь сейчас рынок развивается все стремительнее.

Систематический и последовательный рост интернет торговли неудивителен: онлайн-услуги обладают рядом преимуществ. Это быстро: нет ни очереди, ни необходимости идти куда-либо, что экономит время. Выбор товаров и услуг более широкий, чем в розничных магазинах. Агрегаторы для краткосрочного бронирования жилья тоже экономят время: не нужно изучать десятки, а то и сотни сайтов различных отелей, чтобы найти нечто подходящее. А для рынка такси e-commerce стала настоящим спасением и вывела его из тени. Как у пассажиров, так и у водителей появились определенные гарантии — безопасности и качества в первую очередь.

2000-е годы — «Алло, я вас слушаю»

С момента появления в России первых таксометров в начале XX века и вплоть до 2010-х годов автомобиль можно было поймать прямо на улице или вызвать по телефону.

Возможность дистанционно делать заказ в ресторанах появилась в 2000-е годы. Механика проста: звонишь прямо в выбранное заведение, оно готовит и доставляет заказ собственными силами. Ни о каких агрегаторах речи еще не идет.

«Правила Жизни»

Примерно в это же время на рынке начинают появляться платформы для онлайн-бронирования жилья в путешествиях. В 2005 году американская компания The Priceline Group приобрела у нидерландских владельцев то, что мы сейчас знаем как сервис Booking.com. До 2022-го своя версия сервиса существовала и в России. 

2010-е годы — агрегаторы набирают обороты

В начале 2000-х в России было создано несколько Java-приложений для такси, но большинство из них подходило только для водителей и не было особо удобным. В 2011-м «Яндекс» представил первое действительно масштабное мобильное приложение для заказа такси на iOS и Android, совмещенное с «Яндекс.Картами». На самом деле параллельно можно было скачать и другие подобные приложения, но их функционал был меньше. Например, InTaxi и «Телепорт Такси».

При этом у «Яндекса» никогда не было и до сих пор нет собственного таксопарка. Он, как и многие другие современные сервисы такси, выступает лишь агрегатором, который организует работу водителей и их коммуникацию с пассажирами. Буквально через пару лет после запуска в приложении появилась возможность оплачивать заказы банковской картой, а также была создана веб-версия сервиса.

В 2012 году в России появляется GetTaxi — израильский сервис такси, который быстро стал конкурентом «Яндекса» на этом поприще. При этом бомбилы (иными словами, частные водители) все еще занимали значительную часть рынка, который, по сути, только начинал формироваться. Однако у частников в большинстве случаев не было ни лицензии, ни юридической регистрации, а значит, пассажиры были практически лишены гарантий безопасности и качества. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ за 2015 год, теневой рынок такси составил более 110 млрд рублей — около 26% от всего объема таксомоторных перевозок.

Агрегаторы изменили рынок такси и для пассажиров, и для водителей, и для бизнеса. Раньше не было установленной заранее стоимости поездки — сначала большинство таксистов высчитывали ее сами, умножая пройденный километраж на определенное число. Более того, было уместно поторговаться с водителем в надежде доехать до пункта назначения как можно дешевле. 

С 2012 года у водителей такси появилось обязательство, продиктованное законом, — устанавливать в машине таксометр для расчета стоимости поездки. Это устройство считает расстояние и самостоятельно умножает его на определенное число, плюс учитывает простой, который также оплачивается. 

Это нововведение привело к повышению средней стоимости поездки. Согласно тому же закону, таксисты должны выплачивать ежемесячный налог за лицензию, а также предоставлять пассажиру кассовый чек. К автомобилю тоже предъявлялся ряд требований, в числе которых — иметь опознавательные знаки. 

Таксометры стали инструментом обмана со стороны недобросовестных водителей. Некоторые, например, включали счетчик до момента начала движения. Тогда пассажир будет платить лишние деньги за «простой», которого на самом деле не было. Более изощренные обманщики «накручивали» механические счетчики и перепрошивали электронные.

Крупные агрегаторы позволяют избежать таких ситуаций: заказчик сразу видит конечную цену поездки — никаких сюрпризов. Да и цена эта образуется не с помощью счетчика или математических вычислений водителя. Кроме того, агрегатор позволяет оплатить услугу онлайн банковской картой. Другое явное преимущество: мы знаем, к кому в машину садимся. Сейчас легко можно поделиться с близкими или друзьями данными о водителе, марке и номере такси. Это качественно повышает безопасность поездки. 

«Правила Жизни»

Если вы сегодня забыли свои вещи в автомобиле, поддержка сервиса поможет вам связаться с таксистом и вернуть их. Раньше об этом можно было только мечтать — не исключено, что оставленная сумка стала бонусом к заработку водителя. И даже если он оказался честным человеком, найти конкретного пассажира и вернуть ему забытую вещь было для него также очень непросто.

До сих пор остается дискуссионным вопрос, как развитие агрегаторов повлияло на водителей такси, в частности на их доход. Исследователи из Высшей школы экономики в 2020 году пришли к выводу, что с 2012-го благодаря появлению агрегаторов в шесть раз выросло число москвичей, пользующихся такси. Но при этом доход столичных водителей такси снизился за этот период почти втрое. Дело в том, что раньше они выплачивали отчисления только таксопарку, а также платили за аренду автомобиля и тратились на бензин. Сейчас же все эти расходы никуда не исчезли, а к ним прибавились отчисления агрегатору. 

При этом представители агрегаторов говорят, что трудно представить себе другой сценарий, ведь именно агрегаторы и увеличили спрос на такси. Они также напоминают, что не для всех сейчас такси — основная работа. Благодаря агрегаторам можно брать всего несколько заказов не каждый день — в качестве подработки.

Кроме того, по словам экспертов, исследование ВШЭ «не учитывает переход такси из серой зоны в легальный сектор», что снижает объективность выводов. Аналитический центр при Правительстве РФ в 2018 году сообщал о других данных, согласно которым доходы водителей такси в крупных городах возросли почти вдвое. Так что трудно с уверенностью сказать, что агрегаторы негативно или положительно повлияли на работу таксистов. Но агрегаторы действительно сильно изменили рынок такси.

Любопытна механика взаимодействия водителей с агрегатором через мобильное приложение. Получая заказ, они не видят стоимость поездки и пункт назначения, а на принятие решения («повезу — не повезу») у них всего около десяти секунд. Что же помогает им определиться? Таксист видит коэффициент стоимости, рейтинг пассажира и то, сколько баллов активности он получит в случае принятия заказа или потеряет в случае отказа. Такая система помогает сервису сократить время поиска машины, а соответственно, и время ожидания пассажира. Кроме того, система ачивок вовлекает самих водителей такси в эту «игру», мотивируя брать больше заказов.

Примерно в то же время, когда начинают развиваться онлайн-сервисы такси, набирают обороты и агрегаторы доставки еды: Delivery Club, ZakaZaka и другие. Эти компании собирают предложения из разных ресторанов и помогают пользователю сделать заказ, но пока что сами не доставляют его, такая функция появится в 2015-м.

Удивительно, но вместе с тем и логично, что развитие онлайн-сервисов такси, доставки и бронирования происходит примерно одновременно. Как раз в 2010 году запускается российский сервис онлайн-бронирования отелей и апартаментов Ostrovok.ru. А в 2012-м на отечественном рынке появилась своя версия онлайн-сервиса для краткосрочного бронирования жилья по всему миру Airbnb. По сути, это платформа, которая помогает хозяину квартиры и постояльцу найти друг друга, а также обрабатывает транзакции и берет процент с пользователей за свои услуги. В 2022 году сервис приостановил деятельность в России. 

2017 год — активное развитие

По оценкам исследовательского агентства Data Insight, в 2011 году объем рынка e-commerce в России составил 235 млрд рублей, а в 2015-м — 650 млрд. Причем этот показатель постоянно рос на протяжении пяти лет. К 2017 году «Яндекс» успел купить сервис «Рос.Такси» и выйти на рынок корпоративного такси. Наконец, отечественная компания подписала договор об объединении с международным сервисом Uber — в России и странах СНГ.

Сервисы доставки тоже не стояли на месте. Причем активно развивался все тот же «Яндекс», который заключил ряд соглашений с менее крупными игроками рынка. Параллельно продуктовые магазины наблюдают за ситуацией и пробуют запускать собственную доставку на дом. Появляется деление на две бизнес-модели: dark store и white store. В первом случае сервис работает исключительно как онлайн-магазин: у него есть склад с продуктами, а купить товар можно, только заказав доставку. Так работает, к примеру, «Яндекс.Лавка», созданная немного позже, в 2019 году, и «Утконос».

«Правила Жизни»

Во втором случае — white store — есть реальный магазин, куда может прийти покупатель, а также у этого магазина может быть своя онлайн-платформа, которая позволяет заказать доставку. Яркие примеры white store — «Вкусвилл» и «Перекресток». При этом существует также формат dark kitchen — ресторан без помещения. Например, сервис «Кухня на районе», который появился как раз в 2017 году. Есть еще такой вариант: у заведения имеются физические рестораны, а также отдельные филиалы, которые работают только на доставку онлайн-заказов. Это тоже dark kitchen. Осенью 2019 года так поступил, например, McDonald’s в России. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От Ханны Монтаны до скандального кутюра: как менялся стиль Майли Сайрус От Ханны Монтаны до скандального кутюра: как менялся стиль Майли Сайрус

Как менялся стиль Майли Сайрус от звезды Disney до хедлайнера премий

Правила жизни
Что добавить в воду во время мытья столешницы, чтобы она выглядела как новая Что добавить в воду во время мытья столешницы, чтобы она выглядела как новая

Как не испортить столешницу, решив вернуть ей былой блеск?

VOICE
Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников

В России, вероятно, происходит «революция зарплат»

Forbes
Российское небо в 2024-м Российское небо в 2024-м

Ушедший год запомнился не самым большим количеством авиационных новостей

Наука и Техника
Какие на самом деле были зарплаты, пенсии, стипендии в СССР Какие на самом деле были зарплаты, пенсии, стипендии в СССР

Многие современники имеют ложное представление о доходах советского человека

Maxim
Как работать с тревогой: инструменты, которые помогут обрести спокойствие Как работать с тревогой: инструменты, которые помогут обрести спокойствие

Какие аспекты осознанности можно использовать для борьбы с тревогой

ТехИнсайдер
Канкрины Канкрины

Немецкий род Канкриных обосновался в России лишь в конце XVIII века

Дилетант
Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
Маргарита без Мастера: 10 фильмов и сериалов с Юлией Снигирь Маргарита без Мастера: 10 фильмов и сериалов с Юлией Снигирь

Вспомним десять проектов с Юлией Снигирь, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Дважды великий князь Дважды великий князь

Дмитрий Шемяка — умелый полководец и дипломат, который оказался забыт

Дилетант
Еще не все пропало! Еще не все пропало!

Что делать, если потеряла телефон: защищаем данные, восстанавливаем контакты

Лиза
10 советов по уборке, которые должны знать все владельцы кошек и собак 10 советов по уборке, которые должны знать все владельцы кошек и собак

Лайфхаки, которые рассказывают о тонкостях уборки в квартире, где живут питомцы

VOICE
В СССР радиоактивные материалы свободно можно было купить в центре Москвы. История уникального магазина “Изотопы” В СССР радиоактивные материалы свободно можно было купить в центре Москвы. История уникального магазина “Изотопы”

Как в СССР свободно продавали радиоактивные вещества и все, что с ними связано

ТехИнсайдер
Ближний Восток: гудбай, Америка! Ближний Восток: гудбай, Америка!

С какой целью США тратят миллиарды долларов в далеких заморских землях?

Монокль
Как научить ребенка учиться: 10 советов Как научить ребенка учиться: 10 советов

Как поддержать интерес ребенка к познанию, развить креативность и способности?

Psychologies
Свежесть дыхания. Как убрать неприятный запах изо рта Свежесть дыхания. Как убрать неприятный запах изо рта

Причины неприятного запаха изо рта и способы с ним бороться

Лиза
Преодолеть трудности Преодолеть трудности

Разбор 4 конфликтов, из которых мы можем извлечь полезные выводы для себя

Psychologies
Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь

Шлумбергеры встречаются там во влажных горных лесах на высоте до 2800 м

Наука и жизнь
Майнд-фитнес: как оставаться умным, когда другие глупеют? Майнд-фитнес: как оставаться умным, когда другие глупеют?

Как отодвинуть старение мозга на несколько десятилетий?

Psychologies
Человек выбрасывает почти два миллиарда тонн еды в год Человек выбрасывает почти два миллиарда тонн еды в год

Было рассчитано воздействие образования пищевых отходов на окружающую среду

ТехИнсайдер
Что делать, если вы потеряли интерес к жизни из-за травмы: 4 совета Что делать, если вы потеряли интерес к жизни из-за травмы: 4 совета

Как вернуть себе контроль, если вы пережили по-настоящему стрессовое событие?

Psychologies
«Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами «Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами

Как психологи проживают неудачные кейсы и превращают их в точку роста

Psychologies
9 событий, которые происходили 29 февраля в разные годы 9 событий, которые происходили 29 февраля в разные годы

Какие удивительные события приносила с собой мистическая дата високосного года?

Maxim
Тихое искусство жить не по лжи Тихое искусство жить не по лжи

Группа «13» и стратегии независимости в советском искусстве

Weekend
Звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев рассказал о том, как пережил смерть отца Звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев рассказал о том, как пережил смерть отца

Рузиль Минекаев признался, что потерял папу еще в детстве

Psychologies
Ешь, варись, люби Ешь, варись, люби

«Рецепт любви»: гимн кухне и жизни

Weekend
Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия

Провокативная психотерапия: почему она работает, может ли она травмировать?

Psychologies
Кровь, пот и слезы Кровь, пот и слезы

Рамиль Мехдиев о том, как он открыл для себя новую страницу

Men Today
I can speak English: как быстро и эффективно запоминать иностранные слова I can speak English: как быстро и эффективно запоминать иностранные слова

Рассказываем, как запоминать новые иностранные слова быстро и эффективно

ТехИнсайдер
«Крестоносцы: Полная история» «Крестоносцы: Полная история»

Почему Антиохия оказалась не готова к осаде в 1097 году

N+1
Открыть в приложении