Как местные игроки скупали российские активы на потребительских рынках

МонокльБизнес

Иностранные «дойные коровы» на российских лугах

Распродажа российских активов на потребительских рынках, предпринятая зарубежными компаниями, позволила местным игрокам стремительно нарастить объемы и рыночную долю. Но не следует забывать и о связанных с этим рисках

Вера Краснова, Анастасия Матвеева

Сеть «Вкусно — и точка», созданная на месте McDonald’s, стартовала в июне 2022 года, и сегодня точек у нее на 20 больше, чем у предшественника. Александр Щербак/ТАСС

Первые яркие национальные бренды появились на рынке лет двадцать назад, но вскоре (по историческим меркам) многие из них благополучно перекочевали в портфели пришедших в Россию транснациональных игроков. тогда создатели брендов считали это большим успехом. Сегодня маятник качнулся в другую сторону.

За последние два года российской собственностью стали активы нескольких крупнейших иностранных компаний. К числу самых громких относятся сделки с производителем готовых завтраков Kellogg, сетями ресторанов фастфуда McDonald’s и кофеен Starbucks, холдингом Fazer («Хлебный дом»), переработчиком молока Viola, химическим концерном Henkel, DIY-ретейлером OBI, производителем пива Heineken.

«Сейчас весь рынок придет в движение, потому что российские акционеры начнут создавать свои продукты. Где-то будут менять рецептуры и технологии, подстраиваясь под новое сырье, где-то — возрождать традиционные производственные процессы» — так аналитик рынка пива Алексей Небольсин охарактеризовал перспективы крупнейших игроков. Этот на первый взгляд отраслевой прогноз во многом отражает и общую картину, связанную со сменой «прописки» и стратегий крупных компаний FMCG.

Рассмотрим подробнее эти стратегии и связанные с ними риски.

Рост, рост, рост: стратегия 1 — наращивание производства

«Переход активов из рук иностранных акционеров в руки российских происходил по-разному и для разных целей, — считает Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства InfoLine. — Их можно разделить на две группы. В первую группу входят профильные инвесторы: в этом случае вероятно сохранение стратегии бизнеса, его модернизация и дальнейшее развитие. Вторую группу образуют непрофильные игроки, привлеченные исключительно большими денежными потоками и принимавшие решение о покупке без адекватного анализа, что может привести к уничтожению актива».

Таким образом, базовым различием в стратегиях новых акционеров перечисленных компаний, по мнению аналитика, является различие по признаку «профильный или непрофильный актив». При этом, заметим, цели профильных инвесторов тоже разнятся. Речь идет о расширении производства, диверсификации продукта или диверсификации направлений бизнеса.

К первой группе стратегий можно отнести сделку булочно-кондитерского холдинга (БКХ) «Коломенский» с финским концерном Fazer, заключенную весной 2022 года. Покупка «Хлебного дома» идеально вписалась в политику расширения производства, которую холдинг проводил и раньше. В результате «Коломенский» приобрел две высокотехнологичные производственные площадки в Санкт-Петербурге, снабжавшие хлебом 40% местного рынка, и одну в Москве. Вкупе с имевшимися у него мощностями в столице и области это сформировало крупнейший актив в отрасли, межрегиональный холдинг с объемом выручки свыше 30 млрд рублей. За счет роста объемов выпуска и доходов компания сейчас модернизирует старые мощности и строит новые, продолжая расширять бизнес и повышать его эффективность.

БКХ «Коломенский» и до сделки принадлежал к числу крупных игроков, а потому в сделке с финнами выступал как равный партнер. Иная конфигурация сложилась у компании «ГиД» — сибирского франчайзи McDonald’s. Выкупив у «короля фастфуда» весь его российский бизнес, включавший 840 ресторанов, «ГиД», который до этого управлял 25 точками по франшизе, должен был еще доказать, что его амбиции стать лидером рынка обоснованны.

Новая сеть «Вкусно — и точка», созданная на месте McDonald’s, стартовала в июне 2022 года, и сегодня, судя по словам владельца Александра Говора, которые приводят СМИ, уже превысила «лучшие показатели предшественника»: число точек уже увеличилось на 20, а до конца года прибавится еще 50. География присутствия также расширилась за счет трех новых городов на Дальнем Востоке, в Республике Алтай и Ставропольском крае. Доля рынка сети достигла 58% за счет основных конкурентов — «Бургер Кинга» и KFC.

Недавно компания объявила о новой стратегии экспансии — двигаться в города с населением 100–200 тыс. (в отличие от того же McDonald’s, для которого порогом была численность 300 тыс. человек). Более того, в обозримом будущем не исключен выход в Китай, где американский бренд до сих пор отсутствует (последнее, по договору с McDonald’s, является условием работы «Вкусно — и точка» на рынке).

Если говорить о рисках стратегии быстрого наращивания объема производства, то для «Коломенского», по словам генерального директора Дмитрия Козлова, они минимизированы, поскольку в холдинге отработаны механизмы интеграции новых активов без потери рентабельности. Кстати, финансовый акцент — наследие тех лет в истории предприятия, когда его выводили из убытков, накопленных прежним руководством.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Португальские инь и ян Португальские инь и ян

Два лидера «революции гвоздик», которые были во многом едины и неделимы

Дилетант
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Дропперов рубят — блокировки летят Дропперов рубят — блокировки летят

Простое закрытие счета в банке теперь может занять не один и не два месяца

Монокль
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Мало креветок Мало креветок

«И кому придет в голову убивать курьера? Вряд ли это из-за холодных ножек…»

Правила жизни
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Мама, уже уезжаете? Мама, уже уезжаете?

Ты уже третий день прячешься на кухне от свекрови? Пора вернуть себе дом!

Лиза
«Нужно быть жесткой» «Нужно быть жесткой»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Нарядный лаконизм Нарядный лаконизм

Автор проекта полностью переосмыслила пространство этой квартиры

Идеи Вашего Дома
Респект Респект

Респект: визионер Ибрагим Гатциев и журналист Роберт Гараев

Собака.ru
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Алексей Екс Алексей Екс

Алексей Екс: сценарист, участник Высшей лиги КВН

Правила жизни
Открыть в приложении