Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники

Распространенное заблуждение — «я отличный врач, значит, моя клиника будет успешной» — разбивается о первые же управленческие вызовы. Реальность медицинского бизнеса гораздо сложнее, чем кажется из врачебного кабинета: бюрократия, проверки, многомиллионные расходы на оборудование. Расскажу, какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники.
Моя мечта стать врачом зародилась еще в детстве, и я целенаправленно шла к ней, начиная с работы санитаркой, чтобы понять систему изнутри.
Стать предпринимателем
Я решила открыть клинику, потому что хотела реализовать собственное видение превентивной медицины. Это направление можно сравнить со страховым бизнесом, и, вопреки стереотипам, наши клиенты не только представители старшего поколения, но и молодые люди, которые понимают важность профилактики.
В 2002 году я сделала первый шаг — открыла свой небольшой кабинет в Самаре. На тот момент капитала для старта у меня не было. Помог отец — он дал около 150 тыс. руб. Эти деньги пошли на первое оборудование, косметический ремонт в арендованном помещении и лицензирование.
Помещение выбрала по принципу «рядом с домом» — у метро «Спортивная». На тот момент я не водила машину и у меня был маленький ребенок, который ходил в садик неподалеку. Каких-то огромных амбиций, чтобы открываться, например, в центре города, тогда не было. Хотелось хоть как-то начать, и местоположение не казалось решающим фактором.
Я составила бизнес-план, не такой детальный, как требуют инвесторы, но достаточный для понимания стартовых затрат. Помощь родителей увеличивала личную ответственность.
Очень быстро пришло осознание: теперь я не только лечу пациентов, но и отвечаю абсолютно за все — от закупки салфеток и исправности оборудования до юридических вопросов и финансового результата. Роль врача отошла на второй план, уступив место роли руководителя, менеджера, стратега.
Первым делом я купила польский косметологический комбайн, который, кстати, потом долго сопровождал меня по жизни — проработал около десяти лет. Постепенно, зарабатывая небольшие деньги, я старалась вкладывать их в новое оборудование — уже тогда понимала, что без этого не получится развиваться. Например, я специально поехала в Москву, чтобы приобрести одни из самых лучших на тот момент аппаратов для микротоковой терапии.
От кабинета к клинике
Когда клиенты стали приезжать не только из нашего района, но и из других частей города, я сначала расширила пространство, выкупив соседние кабинеты. Однако вскоре стало ясно: чтобы соответствовать спросу, этого недостаточно. Так я решилась на запуск клиники. Стартовый капитал составил $7 тыс. (в основном это были мои собственные накопления, но часть денег пришлось взять у родителей).
Решено было отказаться от аренды, и я приобрела небольшое помещение (40 кв. м) уже в центре города. Это обеспечивало удобную логистику для пациентов и возможности для дальнейшего расширения.
К превентивной медицине добавились массаж, косметология и гинекология. Это решение было ответом на запросы пациентов. Мы одними из первых в Самарской области внедрили инновационные методы эстетической гинекологии без операций, а затем привезли в регион технологию вибрационной липосакции Vaser, развивая направление пластической хирургии.
Опыт, полученный при запуске первого, пусть и небольшого дела, позволил системно подойти к планированию, выбору оборудования и работе с поставщиками. Если на старте мной двигало желание «выжить и жить достойно», то расширение до комплексной двухэтажной клиники стало естественным, логичным продолжением этого пути — уже без страхов, с четким пониманием целей.