«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»
Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

В начале XIX века в университетах Российской империи появились физико-математические факультеты, однако их насыщенная естественными и точными науками программа оказалась чересчур сложной для освоения. Чтобы облегчить студентам жизнь, по всей стране эти факультеты постепенно разделили на математические и естественные науки. В книге «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» (издательство «НЛО») историк Екатерина Жарова рассказывает об организации обучения, формировании корпуса преподавателей, создании лабораторий и других аспектах научной жизни новых отделений. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как в первой половине XIX века университеты относились к практическим занятиям.
Глава 2. В девятом часу при свечах: лекции, практические занятия и организация студенческого учебного быта
<..>
Немалое значение для улучшения преподавания имело принятие нового устава 1835 года. В качестве обязанностей профессоров устав называл полное, правильное и благонамеренное преподавание предмета и точное и достоверное сведение об успехах и ходе наук. Поэтому основным достоинством профессора первой половины XIX века считалось ораторское мастерство, а задачей — подготовка лекции для более интересного, но все же пассивного восприятия материала студентами. Причинами можно назвать культивирование традиций предыдущей эпохи и саму университетскую среду, в которой не было условий для развития университетов как научных центров: в университетах наука должна не только передаваться, но и рождаться, а в университетах первой половины XIX века внимание уделялось именно демонстративному компоненту, а не практическому. Все так же господствовала лекционная система, а практические занятия проводились спорадически только благодаря энтузиазму отдельных профессоров.
Наиболее доступными оказались практические занятия по химии, однако, несмотря на знакомство российских химиков с методикой практического обучения Юстуса Либиха, существенных изменений практическое преподавание химии не претерпело. Организация практических работ в химических лабораториях первой половины XIX века была построена по следующему принципу: в лучшем случае отдельные студенты, показавшие высокие результаты, могли практиковаться там время от времени. Естественно, ни о каких массовых практических занятиях речи не шло, а демонстрации опытов на лекциях все еще оставались единственной доступной для всех студентов практической частью обучения. Химические лаборатории, больше других, казалось бы, приспособленные для практических занятий, даже в 1840–1850-е годы не отличались широким охватом и интенсивностью работ. И чаще всего это было связано не только с нехваткой помещений и, соответственно, рабочих мест в них, но и с нежеланием профессоров. Например, в Московском университете, получившем новое здание химической лаборатории в 1838 году, десятью годами позднее практические занятия проходили только для студентов четвертого курса и состояли «в производстве химических опытов и разложения, по 3 часа в неделю». В Харьковском университете в 1840-е годы практические занятия по химии проходили для студентов третьего курса естественного отделения и состояли в качественном анализе по два часа в неделю , в конце 1850-х годов ситуация была такой же