Скромные великаны
Архитектор в Португалии — больше, чем архитектор. Знали ли вы, что на страну с девятимиллионным населением приходится два притцкеровских лауреата? В такой архитектурной кузнице, как Швейцария, их трое.

В истории архитектуры есть признанные столпы, национальные герои — во Франции, в Великобритании, в США, в Японии. Это страны с развитой экономикой — тут более или менее все понятно. В Португалии как будто больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений. Отсюда и меланхолично-ностальгический взгляд на реальность. И все же в ХХ веке, богатом на потрясения, здесь появились постройки, которые теперь уже смело можно называть классикой мировой архитектуры.

Если попробовать найти что-то общее в этих монументальных, скромных и одновременно величественных зданиях, то можно сказать так: португальские архитекторы успешно решили задачу, как сделать реально выдающиеся проекты минимальными средствами. В этой парадигме они живут и работают уже 50 лет. Пока весь мир возводил дворцы и превращал минимализм в рафинированный эксклюзив, португальцы строили здания из локальных материалов, простых и надежных. И эта локальная тема постепенно стала востребованной и за пределами страны.
При похожести вводных условий архитектурный ландшафт в Португалии довольно разнообразен. Мы выбрали несколько проектов в попытке ухватить что-то из идей и смыслов, нашедших свое воплощение в этих зданиях. В фокусе нашего внимания оказался Лиссабон — город, в котором мы живем и который знаем лучше всего.
Два соседа
Если вы очутились в Лиссабоне и что-то читали про него в путеводителях, то наверняка окажетесь в районе площади Коммерции, в барах Байрру-Алту. В паре кварталов отсюда есть два примечательных здания. Оба являются частями штаб-квартиры EDP (Energias de Portugal), одной из важнейших компаний в экономике страны.
Заметка на полях: Португалия — страна с одним из самых высоких процентов возобновляемых источников в общей генерации электроэнергии. Проще говоря, лидер в этой области.
Стоящее ближе к реке и как будто собранное из белых пластин здание с открытым двором спроектировано Мануэлем Айресом Матеушем — одним из ключевых португальских архитекторов сегодня. Работы Матеуша отличает некоторая торжественность и скромная праздничность, очень лиссабонская по духу.
Второе бетонное здание, как будто сложенное из мегалитов, — работа притцкеровского лауреата из Чили, Алехандро Аравены. Вообще он известен благодаря разработке социального жилья для незащищенных слоев населения. Но здесь вы видите здание-скульптуру с элементами небольшого городского интерактива: для горожан и гостей столицы открыта консольная смотровая площадка.