Российский рынок перерос параллельный импорт
Минпромторг сокращает список товаров параллельного импорта. Судя по всему, этот механизм себя исчерпал, хотя эксперты не исключают роста цен по отдельным категориям продукции

Глава Министерства промышленности и торговли Антон Алиханов заявил «Интерфаксу», что в связи с развитием отечественных производств, а также благодаря прямым поставкам из дружественных государств его ведомство намерено в августе сократить перечень товаров, которые можно ввозить в страну без разрешения обладателя товарного знака.
К механизму параллельного импорта правительство обратилось в марте 2022 года после ухода иностранных компаний с российского рынка. С тех пор Минпромторг уже восемь раз корректировал приказ №1572, в котором определен перечень товаров, разрешенных к ввозу по схеме параллельного импорта. Причем изменения были связаны как с прекращением поставок определенной продукции по схеме параллельного импорта при появлении аналогов российского производства или выпущенных в дружественных странах, так и, наоборот, с их разрешением.
Список товаров параллельного импорта может сокращаться не только в связи с импортозамещением. «Вероятно, это свидетельствует о подготовке к возвращению иностранных компаний, которые таким образом пытаются создать более благоприятные рыночные условия для своей продукции», — предполагает директор АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» (ИРПЭ) Артур Гафаров.
Например, в апреле этого года из перечня исключили нелечебную косметику — как раз в связи с появлением на рынке отечественных аналогов и ростом внутреннего производства. Долю собственной парфюмерно-косметической продукции Минпромторг оценил в 68%, а недозагруженность мощностей — в 40–60%. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация прогнозирует, что к 2026 году число активных локальных бьюти-брендов в стране по сравнению с 2021 годом вырастет в 3,5 раза — до 4500 единиц.
Кроме того, весной из списка убрали ноутбуки HP и Fujitsu, а также некоторые бренды сканеров, копировальных машин и принтеров. В августе изменения могут затронуть товары из сферы радиоэлектроники и легкой промышленности.
Высокотехнологичные отрасли
Продажи отечественной электроники в 2024 году по некоторым позициям увеличились более чем вдвое. Так, группа «М.Видео — Эльдорадо» отмечала рост спроса на российские игровые наушники и гарнитуры (+143%), мониторы (+110%), устройства хранения данных (+110%). В стране уже производятся серверы, некоторые классы компьютеров, сопоставимые по мощности с зарубежными аналогами. «В будущем мы сможем почти полностью закрыть свои потребности в производстве серверов, мониторов и принтеров», — говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев.

Однако отечественное ИТ-оборудование пока требует множества импортных комплектующих. В России не выпускается достаточное количество современных микропроцессоров, контроллеров, модулей памяти. Мощности производителей — заводов «Микрон» и «Ангстрем» — загружены полностью. Нужны новые фабрики, причем с более современными технологиями.
В ИT-холдинге Merlion утверждают, что прогресс в области импортозамещения налицо. «Количество российских брендов в нашем портфеле увеличивается каждый месяц. Если говорить об электронике, то в первую очередь стоит отметить такие категории, как персональные компьютеры, мониторы, моноблоки, неттопы, ноутбуки, источники бесперебойного питания. Во многих из этих категорий Merlion успешно развивает и собственные торговые марки», — рассказали «Моноклю» в компании.
Неплохо представлены отечественные марки из реестра Минпромторга, выпускающие серверы, системы хранения данных, IP-видеокамеры, интерактивные панели и профессиональные дисплеи. Существуют также корпоративная телефония, модули оперативной памяти и твердотельные накопители (SSD) российского производства, утверждают в Merlion.
«Параллельный импорт можно убирать в тех нишах, где есть собственные продукты. В силу меньшего тиража и более дорогих в закупке зарубежных комплектующих они могут быть временно дороже импортных аналогов, но отечественные предприятия нужно поддерживать, иначе технологического суверенитета не достичь. Но во всем необходим баланс. В условиях санкций прекратить параллельный импорт нельзя, иначе нам не удастся развивать свое производство», — полагает глава АПКИТ.
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский, однако, считает, что исключение торговых марок из списков параллельного импорта не ограничивает зарубежные поставки, а просто переводит их в другие каналы под другим наименованием. «Крупнейшие российские дистрибьюторы создают собственные торговые марки, заказывают партнерам из других стран выпуск с соответствующей маркировкой и далее импортируют продукцию по своим авторизованным каналам, при этом отсекают от рынка конкурентов меньшего масштаба. Такие игроки и являются главными выгодополучателями сокращения списков параллельного импорта, а не разработчики и производители», — считает эксперт.
Дело в том, что многие предприятия совмещают локальный выпуск товаров с импортом под своей маркой. Речь идет, например, о бренде компьютерной техники iRu, внесенных в реестр Минпромторга ноутбуках Aquarius, официальным дистрибьютором которых выступает Merlion; марке «Ф+» от компании «Марвел-Дистрибуция»; планшете Kvadra_T от производителя Yadro.