Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ruРепортаж

Кристина Березовская

Текст: Александра Генералова

Серьги и кафф MERCURY, платье СОФИЯ МОРОЗОВА

Благодаря усилиям Кристины Березовской и ее команды выставки KGallery конкурируют с коммерческими музейными блокбастерами: недавний проект к 145-летию Петрова-Водкина собрал 25 000 зрителей — абсолютный рекорд за 20-летнюю историю галереи. Кристина делает прибыльными не только смотры хрестоматийных имен вроде Рериха или Лебедева, но и проекты, как будто не рассчитанные на массового зрителя, — Melancholia памяти искусствоведа Аркадия Ипполитова или «Я знаю места» от админа тг-канала «Здесь был Майк». С открытием выставки «“Почему, почему я лучше всех?” Хармс и компания», посвященной 120-летию писателя, Кристина наконец-то манифестирует себя в новой роли — теперь не только куратор и арт-дилер, но и суперуспешный выставочный продюсер, который выпускает зрительские хиты.

KGallery как продюсерский проект

Выставки в KGallery почти никогда про продажи: вы показываете вещи из частных коллекций, в том числе своей. Как это укладывается в бизнес-модель? Ведь с выручки за билеты содержание двухэтажного пространства в центре города не потянуть.

А вот и нет! Начиная с выставки Константина Сомова, которая проходила 8 лет назад, мы получаем достаточный доход с билетов, чтобы закрывать свои базовые потребности. Честно говоря, сейчас уже сложно понять, почему мы столько лет делали роскошные выставки Кустодиева, Григорьева и других художников музейного уровня с исключительно символической платой за вход. До 2017 года мы окупали часть расходов на проекты коммерческой деятельностью — продажей искусства: участвовали в антикварных салонах, устраивали аукционы. Сейчас выставочная и арт-дилерская деятельность KGallery — это две параллельные прямые. Бывают периоды, когда коммерчески «выстреливает» выставка, а продажи проседают, бывает наоборот, — в итоге мы в любом случае выруливаем.

То есть KGallery — предприятие по созданию успешных у зрителя выставок?

Да, более того, даю эксклюзив: нам настолько тесно, что сейчас я в поисках еще одного пространства, которое будет функционировать исключительно за счет проведения выставок.

Получается, ты не галеристка, а продюсер! Ведь галереи редко открывают выставки, которые могут заработать с билетов. Припоминаю разве что выставку Дмитрия Маркова в Anna Nova, куда действительно стояли очереди. Остальные примеры — как будто случайность: 5 лет назад в тиктоке завирусились видео из московского галерейного кластера Cube, и туда ломанулись сотни блогеров. Именно из-за этого нашествия пришлось сделать платный вход.

Да, знаешь, продюсирование – самое точное слово, чтобы обозначить процесс, которым я занимаюсь последние годы. Я не курирую, а именно продюсирую: выстраиваю процессы, собираю команды мечты — как в штат галереи, так и под проекты. Мне важно сделать популярную у зрителя выставку, по пути не уронив эстетическую планку KGallery. Выставка должна быть, извини за этот сухой маркетинговый термин, уникальным продуктом.

Секрет первый: кастинг и тайминг

Если ты продюсер, то у тебя наверняка должны быть свои секреты, как сделать так, чтобы проект выстрелил. Раскрой их на примере твоей актуальной выставки, посвященной Хармсу и его кругу!

Выставку «“Почему, почему я лучше всех?” Хармс и компания» я собирала именно как продюсерский проект. Во-первых, мы правильно выбрали тему. О Хармсе давно не делали выставок. Во-вторых, уникальность — мы показываем личные вещи поэта. Как мы их получили? Оказалось, что петербургское издательство «Вита Нова» обладает большой коллекцией писем, фотографий и личных вещей поэта и писателя. Более того, издательство само пришло к нам с предложением, приближалось 120-летие Хармса — хороший повод. Но, как продюсер, я понимала, что этого все же мало для успеха. Дальше я начала нанизывать детали. Так у нас появился звездный дизайнер — Эмиль Капелюш, театральный художник-постановщик, работавший с Мариинским театром, БДТ, Театром Ленсовета, обладатель «Золотой маски». Потом я пригласила Артема Балаева, совладельца кабаре «Шум», в качестве креативного продюсера. Нужен был человек, влюбленный в Хармса, который бы привнес свежий взгляд, придумал параллельную программу и мерч, разные фишки, привлекающие аудиторию. Кстати, пример выставки «Почему, почему я лучше всех?» — показательный: Хармс никогда не был лично моим героем, как и обэриуты в целом. Честно говоря, мне до сих пор не близок их стиль. Часто бывает, что, готовя выставку, ты настолько начинаешь ею жить, что не можешь не увлечься ее героями. Тут же, несмотря на погружение, коннекта с Хармсом так и не случилось.

Мне кажется, для продюсеров в широком смысле — это обычная история. Главное — грамотный кастинг на ключевые роли в проекте.

Да, всё так. В этом была моя задача — найти людей, которые горят этой темой. Эмиль Борисович ни за что бы не подключился к созданию выставки Хармса, если бы не любил Хармса. А еще важно предложить заинтересованному в теме человеку подходящую ему роль. Если бы я привлекла Артема как профессионального пиарщика, то мы бы не получили такую удивительную вещь, как хармсовский «Совершенный подарок». Это такой сувенир — деревянная палочка, с одного конца которой шар, а с другого — куб. Артем нашел в рассказе Хармса описание этого предмета: «Такую палочку можно держать в руке или, если ее положить, то совершенно безразлично куда. Такая палочка больше ни к чему не пригодна». Мы взяли эту идею, визуализировали и воплотили в качестве мерча. Подарок очень хорошо продается — мы будем увеличивать тираж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Тыщецкая Анна Тыщецкая

Директор ВШЭ в Петербурге Анна Тыщецкая превращает город в центр знаний

Собака.ru
Как отвадить ос от дачного участка: защитите свои владения! Как отвадить ос от дачного участка: защитите свои владения!

Как защитить свой участок от ос?

ТехИнсайдер
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Российскому промдизайну нужна промышленность Российскому промдизайну нужна промышленность

Какие возможности у промышленного дизайна есть в России?

Монокль
Наша история Наша история

Рубрика «Моя история» заменяется на «Нашу историю» — будем писать её вместе

Дилетант
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет

О том, какие технологии в гаджетах имеют тенденцию к полному исчезновению

ТехИнсайдер
Волнительный момент Волнительный момент

Как хронический стресс сказывается на коже?

Лиза
Среди отходов древнего Пантикапея распознали окаменелость миоценового тюленя Среди отходов древнего Пантикапея распознали окаменелость миоценового тюленя

Палеозоолог описал ископаемую лопатку миоценового тюленя Cryptophoca maeotica

N+1
«Подарок» с подвохом: что делать, если на банковскую карту поступили деньги от незнакомца «Подарок» с подвохом: что делать, если на банковскую карту поступили деньги от незнакомца

Что стоит за отправленными деньгами от незнакомца и как правильно действовать

ТехИнсайдер
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Вместо похода к психологу: 4 домашних дела, которые помогут успокоить нервы Вместо похода к психологу: 4 домашних дела, которые помогут успокоить нервы

Как снизить уровень стресса и снять тревогу в домашних условиях?

ТехИнсайдер
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Валерий Шубинский Валерий Шубинский

Как исследователь авторов «Детгиза» сам становится важным детским писателем

Собака.ru
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Читай Читай

5 книг о морских приключениях

VOICE
Icegergert Icegergert

Как 23-летний музыкант Георгий Гергерт встряхнул российскую рэп-сцену

Собака.ru
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше

Почему не так уж и плохо быть старым и одиноким?

ТехИнсайдер
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление

Чем чрезмерное использование нейросетей крайне вредно для нашего мозга

ТехИнсайдер
Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас» Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас»

Ольга Дибцева о том, почему никогда не сыграет жестокость к детям

Караван историй
Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне

Ученые изучили корабль «Сан-Хосе» и его хрупкие останки

ТехИнсайдер
Как развить ловкость Как развить ловкость

Если ребёнок неловок и неповоротлив, это ещё не значит, что так тому и быть

Здоровье
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы

Каков ключ к решению проблемы переедания и импульсивных перекусов?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении